Проблема гуманитаризации образования




 

Гуманитарность, прежде всего, включает набор общекультурных гуманитарных знаний и дисциплин, призванных сформировать сознание субъекта, предполагающий обращение к высшим идеалам, общекультурным ценностным началам, сформированным в культуре. В первом случае преобладает воспитательный (личностный) аспект, а во втором - образовательный (дисциплинарный) аспект, обеспечивающий знаниевый фундамент для формирования гуманной личности. Полагаем, что в педагогическом процессе одним из аспектов усиления гуманистических (человеческих) начал следует считать гуманитаризацию образования, которая до сих пор неоднозначно понимается и трактуется исследователями, раскрывающими разные грани многоликого и в то же время целостного процесса образования человека, формирования его личных качеств и общечеловеческих начал.

Принято считать, что впервые слово "гуманитарность" появилось в словосочетании "гуманитарные науки" и было произнесено на латинском языке Цицероном. Термин "гуманитаризация" позже использовался в нескольких значениях: как "образование", "образованность", "просвещение", в соответствии с понятиями, обозначающими не только интеллектуальные достижения человека, но и наличие в нем добродетелей, необходимых в общении.

Основой образования со времен римской античности до Возрождения оставались "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, которые составляли единство взаимодополняемых частей, каждая из которых по-своему необходима человеку и отражает многогранность его собственно человеческого потенциала во всей его целостности. Общая целостность и социальная направленность такого образования делали его гуманитарно-гуманным по своей сути. Гуманитарием мог быть и античный математик, и средневековый врач, алхимик и астролог, инженер и монах. Первоначально в ряде педагогических теорий европейских стран термин "гуманитарный", очевидно, использовался, когда речь шла об образованиичеловека - формировании его по образу и подобию некого высшего идеала (чаще всего божественного).

В современной педагогической теории выделяют ряд подходов, которые отражают различные аспекты гуманитаризации образования. Предлагаемая классификация указывает на крайние позиции в осмыслении происходящих в педагогике процессов, отражаясь в методике преподавания естественнонаучных дисциплин.

Накопленные человечеством громадные запасы гуманитарного знания в современном образовании используется лишь в мизерных дозах. Разумеется, элементы человекознания даются в истории, литературе, биологии, географии, даже в физике и химии, но систематических знаний о человеке и в школе и в ВУЗах дается на удивление мало. Еще хуже то, что человек в этих знаниях представляется в растерзанном и преимущественно безжизненном виде. Живой человек с душой выпал из содержания общего образования, а вместе с ним и тот духовный фундамент, на котором должны строиться гуманистическое мировоззрение, процессы саморазвития личности, наконец, гуманитарное образование на самых разных предметах.

Включить человека в содержание образования рано или поздно придется. Как говорил Александр Блок, "нам нужна вся душа, все житейское, весь человек".

В период утверждения техногенной цивилизации, противостояние двух культур (гуманитарной и естественнонаучной) достигло своего апогея, разделив не только целостность духовной культуры общества, но и внутренний мир человека на два диссоциативных пространства. Возникла жизненная необходимость в организации культурного диалога, что и отразилось в тенденциях гуманитаризации образования.

Первый подход к исследованию процесса гуманитаризации акцентирует внимание на огромном потенциале предметов социально-гуманитарного цикла. Гуманитаризация в данном значении - это, прежде всего, увеличение доли гуманитарного знания в общей подготовке любого специалиста, увеличение количества подготовленных специалистов в области гуманитарных наук. Применительно к общеобразовательной школе - это увеличение культурологического и социально-гуманитарного компонентов в образовательном процессе, усиление внимания к изучению общественных дисциплин, таким как экономическая теория, социология, политология, история, интегративный курс "Обществознание" ("Человек и общество"), констатация их приоритетности в формировании мировоззрения молодежи.

Другой подход к проблеме гуманитаризации связан с процессом осуществления междисциплинарных связей. Действительно, сегодня любая серьезная проблема не может быть решена на основе парадигмы какой-либо одной науки. Важной составляющей любого исследования является его междисциплинарный характер. В этой связи можно обозначить второй подход, представители которого подчеркивают естественную связь всех учебных дисциплин в контексте междисциплинарного диалога, их сущностное единство - возможное основание воспитания личности, способствующее формированию целостного мировоззрения (Л.Г. Бурлаков, Г.И. Гаврина, В.Р. Ильченко, В.Г. Разумовский, О.А. Яворук и др.). Представители этого подхода делают упор на интеграцию школьных предметов математического, естественнонаучного цикла в единый предмет - естествознание, на реализацию межпредметных связей с социально-гуманитарными дисциплинами.

Слияние всех естественнонаучных школьных предметов может иметь весьма опасные тенденции и последствия в плане снижения разнообразия и качества знаний учеников по естественным и математическим дисциплинам. Другое дело, - активное налаживание межпредметных связей при изучении различных дисциплин. В таком случае получаемые знания (их содержание) носят качественно иной и многосторонний характер, то есть они состоят из элементов, свойственных смежным и органически взаимосвязанным наукам. Так, Н.В. Наливайко и В.И. Паршиков понимают гуманитарность (образованность человека)"не только как сумму определенных знаний и умений, получаемых человеком, и не столько знания (в том числе знания о самом человеке), гуманитарность - это степень действительного самоопределения человека в культуре". В этом плане гуманитаризацию образования можно представить в качестве фактора, который распространяется на все виды деятельности человека - учебу, познание (самопознание), игру, общение, труд.

Гуманитаризация призвана изменить характер всех видов учебной деятельности (и деятельности вообще), наполнить ее новыми смыслами. Это предполагает организацию учебного процесса на основе иной логики, ориентирующей личность на обнаружение и реализацию нерасчлененной целостности развития духовно-нравственных и духовно-практических способностей человека, познающего и преобразующего мир.

Таким образом, гуманитаризация образования представляет собой сложный, многогранный процесс, который предполагает:

повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых в общей и высшей школе дисциплин;

включение в естественнонаучное образование содержательных компонентов, проблем и методов социально-гуманитарного характера;

усиление культуротворческой направленности социально-гуманитарных и антропологических дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов; - организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры;

систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения человека, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отношений.

В конечном итоге, гуманитаризация предполагает формирование целостной культуры субъекта учебной деятельности, аспектами которой являются:

. культура учебной деятельности;

2. культура общения;

. этическая культура;

. эстетическая культура;

. культура психической деятельности;

. экологическая культура;

. культура тела, обеспечивающая слаженное функционирование органов и организма в целом.

Данные аспекты культуры связаны с духовно-нравственными, антропологическими, валеологическими, социологическими и экологическими знаниями, которые постоянно используются в практической деятельности. Духовно-нравственный аспект формирует потенциал гармонии личности, общества, а также отношений личности и общества. В той или иной форме он содержится во всех предметах (представляя собой, гуманитарный потенциал всех направлений современного знания), требует использования специальной комплексной методики раскрытия и реализации творческих гармоничных качеств субъекта на всех этапах образования и воспитания.

С отмеченных позиций задачи, поставленные перед образованием нового тысячелетия, позволяют представить гуманитаризацию образования как явление, в котором отражаются пути сознательной оптимизации общих глобальных процессов, происходящих в природе, обществе, в научном познании и знании.


III. Заключительная часть

 

Таким образом, в образовательном аспекте можно говорить об особом, гуманитарно-гуманистическом, подходе к преподаванию различных дисциплин. Такой гуманитарно-гуманистический подход представляет собой особую мировоззренческую и методологическую позицию, которая предполагает создание психолого-педагогических условий, позволяющих посредством изучаемого предмета раскрыть в учащемся его собственно человеческий потенциал и определить пути самореализации в системе социальных связей и отношений.

Подобный подход позволяет рассматривать гуманизацию и гуманитаризацию российского образования в сущностном единстве, указывая их место и роль в общей системе духовного воспитания. Этому способствует: формирование гуманитарного мышления как воплощения единства логико-дискурсивного, образного, эмоционально-окрашенного, мотивационного компонентов целостного сознания человека, выражающих природно-естественные и социально-культурные уровни человеческого бытия; укрепление основ целостного мировоззрения и целостной картины мира; усиление аксиологической направленности знания в контексте проблем человека, общества, мировой цивилизации; обращение к глубинным истокам этнонациональной традиции, синтезирующей различные уровни знания (обыденного, мифологического, религиозно-конфессионального, научного и др.); раскрытие духовного потенциала личности, формирование стратегии устремленности к высшим идеалам, имевшим место во всех духовных традициях человечества; добротолюбия, практика человечности и убежденность в правильности выбранного пути; развитие самоуправления личности, способной самостоятельно формировать идеалы, цели и пути их реализации; воспитание высоких волевых качеств, силы доброй воли в решении главных жизненных проблем.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что гуманизация и гуманитаризация образования предполагают усиление внимания к проблеме духовного становления личности, которое связано с общим уровнем достигнутой культуры и ее духовного компонента, с совокупностью жизненно значимых обретений, отражающих и выражающих лучшие человеческие качества.

 


Список используемой литературы

 

1. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Психология: словарь, М, 1990.

. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Психология, М, Академия, 2002.

. Современные наукоемкие технологии.И.Б. Шитикова М, РАЕ №1 2007.

. Новые государственные стандарты школьного образования, М, 2004.

. С.В. Хомутцов Духовность и духовные традиции, Барнаул, 2004.

. Философия образования С.В. Хомутцов, Новосибирск, СО РАН № 6 2007.

6. Www.yandex.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: