Исторические общности людей.




Исторические общно­сти людей – устойчивые объединения индивидов, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и психологии. Поскольку труд является конеч­ной основой и причиной развития общества, он выступает важнейшим фактором объедине­ния индивидов в различные типы и формы общности. С изменением ПС и ПО изменяются типы и формы коллективности. Основными типами общности являются: родоплеменная общность (родство – сложное соц. явление, имеющее биологическую основу), народность (основой формирования новой общности служат частный труд и частная собственность), нация (формируются из людей различных племён и народностей), иногда к ним относятся расы (группы отлич по антрополог,биолог признакам). В будущем на смену национальной замкнутости придёт всесторонняя связь наций, зависимость их друг от друга.

В первобытнообщинной формации на основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности, а вместе с ними возникают первые формы брака и семьи. Характерной чертой родоплеменной общности является то, что экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Экономическая жизнь общества была такова, что на первый план выдвигала именно родственные связи. Родство - это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу.

Семья возникает из потребности воспроизводства человеческого рода, но имеет социальную природу. Брачные и близкородственные отношения - это лишь биологическая основа семьи, но не ее сущность.

Биологическая связь родителей и детей выступает в качестве той основы, на которой формируются социальные связи также и в обществе в целом.

Экономической основой формирования новой общности - народности - служат частный труд и частная собственность.

Нации формируются из людей различных племен и народностей

Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре

основные принципы националь-ной программы при социализме: 1) принцип равноправия наций, в том числе права наций на самоопределение и отделение; 2) принцип интернационализма и борьбы с буржуазным национализмом.

19) Классы и клас­совые отношения

Классовая структура общества. Классами называются большие группы людей, различаю­щиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, ко­торой они располагают. Первая часть - тезис о различии социальных групп по их месту в системе производства — заключает в себе общее, неразвернутое определение классов Классы – такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяй­ства. Они делятся на основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Вторая часть определения указывает на три взаимосвязанных признака: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы получения и размеры получаемой доли общественного богатства. Третья, заключительная, часть определения характеризует сущность взаимоотношений между классами в антагонистических обществах, которая состоит в присвоении чужого труда, эксплуатации одних классов другими.

Сословия – политическая и юридическая форма классовых различий. В основе деления на классы лежит закон разделения труда. Противопоставление физического и умственного труда является одной из важнейших основ существования классов. Особенности классовой борьбы на современном этапе связаны, прежде всего, с происходящей НТР.

20) Происхождение и сущность государства. Общество всегда нуждается в управлении, власти. Власть – способность подчинять поведение и деятельность людей воле и интересам об­щества в целом или отдельного класса. В первом случае она есть самоуправление, во вто­ром она выступает как государство. Гос-во – — политическая организация общества, включающая наряду с государством партии, профсоюзы, церковь и другие организации и движения, преследующие политические цели и отражающие классовую структуру общества;главный институт надстройки общества, при­званный охранять и укреплять породивший его экономический базис. Оно существует не вечно. Оно возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоре­чия объективно не могут быть примирены. При помощи гос-ва экономически господ­ствующий класс становится также политически господствующим. Признаки гос-ва: 1. от родового управления по кровному делению и кровному родству государство отличается разделением его подданных по территориальному принципу. Управление в классовом обществе строится по территориальному делению населения, безот­носительно к роду и племени.. 2. (главный) наличие публич­ной, или общественной власти. Эта власть состоит из "особых отрядов вооруженных людей"— армии, полиции и т. д., а также их вещественных придатков: тюрем и других принудительных учреждений. Общество налогами оплачивает существование этой власти—аппарата насилия над ним, состоящего из вооруженных сил, привилегированных чиновников.

21) Типы и формы государства. Тип гос-ва определяется по тому, какой класс стоит у власти и осуществляет диктатуру. 4 типа: рабовладельческое, феодальное, капиталистиче­ское, социалистическое. Один и тот же тип гос-ва может существовать в различных формах. Формы правления зависят от степени влияния господствующего класса, соотношения клас­совых сил, остроты классового антагонизма и т.д. Формы: 1. по формам правления: монар­хия (власть одного), республика (отсутствие какой-нить не выборной власти), аристократия (власть небольшого сравнительного меньшинства), демократия (власть народа). 2. по формам гос-го устройства: унитарные (единые гос-ва), федерации (союз относительно самостоятельных государственных образований: штатов, земель, республик), конфедерации (союз полностью независимых государственных образований, которые имеют специальные объединенные органы для координации действий: экономических, военных, внешнеполитических). 3. по политическим режимам (систему методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к праву): парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский и др.

22) Общественное сознание и его структура. ОС в широком смысле – совокупность идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, т.е. сознание общества. ОС в узком смысле – отражение общественного бытия, его сознание. Оно отра­жает, прежде всего, человека и общество. В действительности активность общественного сознания вторична, производна от общественного бытия, глубины его отражения. Струк­тура общественного сознания является в известной мере отражением структуры обществен­ного бытия в его широком смысле слова. По носителям (субъектам) общ сознания: общест­венное и индивидуальное. По глубине отражения действительности человеком: обыденное сознание (ядро – здравый смысл. Общ психология, мнение), теоретическое сознание (общ идеология). По субъекту отражения – формы общ сознания: мораль, эстетика, наука, рели­гия.

Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т.д. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания — здравый смысл — по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Обыденное сознание —это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды

Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны об­щественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

23) Общественное и индивидуальное сознание. Обыденное и теоретическое сознание. I. По субъектам общественное сознание различают: общественное сознание – совокупность индивидуальных сознаний; 2. индивидуальное – сознание отдельного индивида. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. В классовом обществе ОС имеет классовый характер, представ­ляет собой совокупное сознание господствующего и подчинённых классов. В основе – идеи, взгляды, иллюзии. II. По глубине отражения действительности человеком: обыденное соз­нание (ядро – здравый смысл. Примыкает общ психология, мнение), теоретическое созна­ние (отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включённой в неё природной среды в форме взглядов, теорий законов. От обыденного отличается большой сложностью. Тесно связано с идеологией.

24) Законы развития общественного сознания. Наиболее общие законы общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия. К ним отно­сятся 3 закона: 1. зависимости ОС от общественного бытия (поскольку ОС отражает ОБ, оно зависит от него, причём двойственно: оно зависит от труда как такового и от производ­ственных отношений, сложившихся на его основе. Имеет две стороны - качественная сто­рона: содержательное сходство или соответствие, количественное - содержательное сход­ство. Важнейшая закономерность общественного сознания – непрерывный рост общечело­веческого содержания); 2. относительной самостоятельности общественного сознания (как производное, вторичное ОС обладает не абсолютной, а относительной самостоятельно­стью); 3. активного влияния общественного сознания на материальные процессы (будучи производным от общественного бытия общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние на материальные, в т.ч. экономические процессы, и при извест­ных условиях может играть решающую роль).

Закон зависимости общественного сознания от общественного бытия. П оскольку общественное сознание отражает общественное бытие, оно зависит от него. Как известно, общественное сознание не имеет своей абсолютно самостоятельной истории, ступени его развития необходимо выводить и объяснять из ступеней развития общественного бытия, прежде всего из исторических типов труда.

Зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет две стороны. Качественной стороной этой зависимости является их содержательное сходство, или соответствие; количественной — степень этого сходства, соответствия.

Закон относительной самостоятельности общественного сознания. Как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью.

ряде тенденций:

1) отставании в конечном счете от общественного бытия,

2) преемственности,

3) неравномерности развития уровней и форм сознания.

Закон активного влияния общественного сознания на ма­териальные процессы. Будучи производным от общественного бытия, общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние на материальные, в том числе экономические, процессы и при известных условиях может играть решающую роль.

25) Формы сознания. ФС – система определённых взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Функции ОС и его форм: познавательная, воспитатель­ная, регулирование общественной жизни. По объекту отражения формы ОС: 1. экономиче­ское сознание – ближе всего к экономическому базису, форма сознания, отображающая экономическую, хозяйственную деятельность людей и их взаимоотношение в процессе этой деятельности. Развитие от примитивных взглядов до закона прибавочной стоимости (Мо­рис). 2. Мораль – возникающая в глубокой древности и существующая, пока существует человек, форма общественного сознания, регулирующая поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Важнейшие понятия – добро и зло, нравственный долг. Централь­ное место в сис-ме морали – внутренний голос человека, побуждающий его. Главный во­прос – смысл жизни. 3. Эстетическое сознание - …. Важнейшие категории - прекрасное и безобраз­ное. Отличие ЭС от науки – Н охватывает мир в абстрактных понятиях; ЭС отражает дейст­вительность в её целостности, конкретности, индивидуальности. 4. право и политика. Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее сущ. отношения людей друг к другу, классам, обществу, государству. Включает правосознание, нормы, определяемые законами. Гос-во – учреждение или институт, кот поддерживает и защищает право. Поли­тическое сознание отражает и регулирует отношения между классами, этнич общностями, гос-вом. Политическое психология, идеология. 5. Религия. фантастическое представление о мире, основанное на понятии сверхчеловеческого духовного существа – Бога. Включает – религиозные учения, миф, вера в сверхъестественное, система рел. поведения – образы. Учреждения – церкви. 6. Философия. Система общих взглядов на мир и человека, наиболее фундаментальная часть общественного сознания. Имеет 2 направления: материализм, идеа­лизм. 7. Наука. – адекватное отображение действительности в системах понятий, центр место среди которого занимают законы науки. Она имеет предмет и метод.

29) Понятие общественного прогресса, его критерии. Сущ 2 подхода: общефил и обще­соц. Они д.б. соединены. Основание ОП – развитие мира, развитие материи от низшего к высшему, от простого к сложному. 3 концепции развития в философии: 1. развитие как двигатель от низшего к высшему. 2. концепция развития как круговорота. 3. концепция развития как необратимое качественное изменение. => необходимы общесоц основания -> сущность человека -> сущ св-ва человека: 1. труд – нет порога; 2. чувства, мысль – нет по­рога; 3. способности и потребности – нет порога. Появление соц формы материи -> измене­ние типа развития – непосредственно. Пирамида: социальная, биологическая, химическая, физическая, субфизическая форма материи. Различные точки зрения: 1. отрицание беско­нечности -> физическая форма материи ограничивает человека в своём развитии. Они забы­вают о субфизическом уровне (шире в простр форме материи., основа для физической формы материи, проще, чем массо-энергетический мир, т.е. происхождение физической формы материи. 2. концепция о конце прогресса – над соц формай, сущ форма, которую человек познать не может. Сторонники этого подхода учитывают, что с соц формой мате­рии изменяется тип развития, периодизация развития. Критерии общ прогресса. Сложный, комплексный, включающий в себя критерии всех сфер жизни общества. критерии матери­альной и духовной сферы. I решающая роль – критерий материальной сферы – уровень развития ПС (качественный, количественный уровень). II. Идеалисты – разум -> обществ прогресс. Сторонниками гуманист подхода – надо концентрироваться на человеке.

30) Ступени общественного прогресса. 1. первобытно-общинная формация – дикость и варварствто (простейшие орудия труда -> коллективизм -> племена, вождь -> законы пле­мени -> мифология). 2. рабовладельческая формация (более сложные орудия труда, простая техника -> разделения труда на духовный и материальный -> 2 класса: рабы, рабовла­дельцы). 3. феодальная формация (ручное орудие -> ручной труд, личная собственность -> крестьяне, феодалы -> горизонтальные и вертикальные отношения господства -> религия пронизывает все сферы). 4. капиталистическая формация - домонополистическая, монопо­листическая, современная стадия (машинный труд -> капиталитс. отношения, прибавочная стоимость -> капиталист, работник -> новый вид духовной культуры - экономическое соз­нание). 5. коммунистическая формация – наивысшая степень исторического процесса (присвоение каждым индивидом всей совокупности производительных сил, основано на всеобщем непосредственно общественном труде).

31) Понятие общественно-экономической формации и цивилизации. Понятие ввёл Маркс. Определённые производственные отношения -> общественно экономическая фор­мация -> определённая ступень развития общества. ОЭФ – целостный организм в единстве материальных и духовных сторон. Маркс выделяет 5 ступеней: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталист, коммунистический. -> в некоторых работах + азиатский способ производства: отсутствие … стоимости, медленное развитие. -> 4 сту­пени: 2 и 3 объединяем по способу производства. -> 2-х численное деление: 1) предыстория – докомун период; 2) коммунист период. До Марска: 1) первобытно – охотно - собиратель­ная стадия, земледелие, скотовозн. 2) когда феодализм подходит к концу - античность, тём­ный век, возрождение. По типу труда Маркс делит на: ручной, машинный, автоматический. Арнольд Тойнби – Локальная цивилизация. Нет точного определения цивилизации. Ц – объединение людей по каким-то духовным факторам, у Тойнби – это религия. Возникают из первобытного общества (первичные цивилизации): египетская, шумерская, минойская, майя, андская, синическая -> втор Ц: эллинская -> третичн Ц: правосл христ, западно христ. Остатки Ц: западно-христ, правосл-христ, исламская, индусская, дальневосточная (Я). Воз­никновение Ц: возникновение при помощи механизма вызова –ответа?, рост, надлом, де­зинтеграция. Три фракции: творч меньш-во, внутр пролетариат, внешний пролет. В совре­менной науке: желание объединить подходы – теории Макса и Тойнби.

32) Структура общественно-экономической формации: базис и надстройка. Базис – совокупность производственных отношений. Надстройка – сложное образование, которое включает 3 компонента: идей, организации (гос-во), отношения. Базис – матер-техн (ПС) и эконом (ПО). Б – совокупность господ в обществе производственных отношений. Экономич уклады – отношения, которые остались от прошлого способа производства и отношения, которые связаны с зарождением способа производства. Базис+ эк уклады = соц стр-ра раз­вития общества. Структура ОЭФ: ПО -> Опред соц струк общ -> опред полит орг-я общ-ва -> опред юрид надстройка -> мораль, религия. Взаимосвязь базиса и надстройки: 1) базис порождает надстройку, Н отражает порожд её базис. 2. Изменение базиса – изменение над­стройки. 3. Б и Н в рамках одной и той же ЭФ не остаются неизменными. 4. Н оказывает отраж активное влияние на породивший её базис. 5. Н обладает относит самостоятельно­стью. Критика Маркса.

34) Теории постиндустриального общества. 1959 – введено понятие ПО (Уэлл) - ситуа­ция, когда индустр сектор теряет свои позиции при развитии технологий. Потенциал обще­ства – масштабность информации и знаний. Главные признаки ПО: 1) снижение роли матер произ-ва; 2) радикальные ускорения общ-го прогресса; 3) развитие сектора услуг и инфор­мации; 4) изменение мотивов и хар-ра чел-ой деятельности; 5) появление нового типа ре­сурсов, вовлекаемых в произ-во; 6) сущ модификация всей соц стр-ры общ-ва. В истории 3 эпохи: доиндустр, индустр, постинд. Отличные по 3-м параметрам: осн произв ресурс, тип произв деятельности, характер баз технологий. Теории: Белл – ПО - цивилизация сферы услуг, науки и образования, преобладание сферы услуг над сферой производства. Тоффлер: новая цивилизация – общество 3-й волны. Характерные черты: 1) практика стратегического планирования; 2) индивид собственность; 3) замена труда наукой; 4) выход на 1-й план челов К. Гэлбрейт – современная экономика – 2 части: нерыночная планируемая система; рыночная система. Появление нового социализма – причины: 1) плановый характер рын произ-ва; 2) сосредот рын отнош в сфере услуг; 3) рост гос соб-ти; 4) нерын хар-р с/х, обра­зования. Всё это не имеет идеолог характера и навязывается обстоятельствами. Фукуяма – создание нового общества под влиянием НТП, коренным образом отличается от всех пред­шеств. Конец истории – конец капитализма. Инозелицев - современное общество складыва­ется под воздействует изменений в технологии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: