ПСИХОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ: СБОРНИК КРОССВОРДОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические указания для студентов
Составители:
О.А. Жученко
О.Н. Малахова
Ижевск
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
УДК 159.9 (076)
ББК 88.53я73
П - 86
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «» _________2017 г.
Рецензент:
Составители:
О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии
О.Н. Малахова — канд. фил. наук, доцент кафедры философии
П 86 Психология самоорганизации и самообразования: сборник кроссвордов для самостоятельной работы. Методические указания для студентов / Сост. О.А. Жученко, О.Н. Малахова. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2017. – 46 с.
Методические указания составлены на основе ФГОС ВО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология самоорганизации и самообразования».
Указания содержат методические рекомендации для студентов, содержание дисциплины, список литературы, кроссворды.
Методические указания рекомендованы для студентов очной и заочной формы обучения всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета.
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2017
© Жученко О.А., сост., 2017
© Малахова О.Н., сост., 2017
УДК
ББК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ7
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................... 8
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 9
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ 13
КРОССВОРД № 1.1.................................................................................................................... 13
МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ 14
КРОССВОРД № 1....................................................................................................................... 14
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА КАК УСЛОВИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ............................................................................................................................................................ 15
КРОССВОРД № 2.1.................................................................................................................... 15
ТЕМА 3. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ............................................................................................................... 17
КРОССВОРД № 3.1.................................................................................................................... 17
КРОССВОРД № 3.2.................................................................................................................... 18
ТЕМА 4. МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРЫЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫСАМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ.................................................................... 19
КРОССВОРД № 4.1.................................................................................................................... 19
КРОССВОРД № 4.2.................................................................................................................... 21
КРОССВОРД № 4.3.................................................................................................................... 22
ТЕМА 5. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ............................................ 24
КРОССВОРД № 5.1.................................................................................................................... 24
КРОССВОРД № 5.2.................................................................................................................... 26
МОДУЛЬ 2. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ................................................................................................................... 27
КРОССВОРД № 1....................................................................................................................... 27
КРОССВОРД № 2....................................................................................................................... 28
КРОССВОРД № 3....................................................................................................................... 30
КРОССВОРД № 4....................................................................................................................... 31
ТЕМА 6. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............... 33
КРОССВОРД № 6.1.................................................................................................................... 33
ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ................................................................................................................... 34
КРОССВОРД № 7.1.................................................................................................................... 34
МОДУЛЬ 3. САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАЦИИ................................................................................... 35
КРОССВОРД № 1....................................................................................................................... 35
ИТОГОВЫЕ КРОССВОРДЫ(ПО ВСЕМУ КУРСУ).................................................................. 37
КРОССВОРД № 1....................................................................................................................... 37
КРОССВОРД № 2....................................................................................................................... 38
КРОССВОРД № 3....................................................................................................................... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................................................... 42
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТВЕТОВ НА КРОССВОРД.................................................... 42
ВВЕДЕНИЕ
В условиях усиленного роста новейших информационных технологий, затрагивающих все области наук, важным качеством любого профессионала является способность к самоорганизации и самообразованию. Поэтому не случайно среди требований к квалификации специалистов с высшим образованием и академической степенью первого и второго уровней выделяют развитые навыки самостоятельной организации приобретения знаний и формирования профессиональных компетенций.
Дисциплина «Психология самоорганизации и самообразования» занимает значимое место в подготовке бакалавров и специалистов. Самоорганизация – это согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости (Деркач А.А.[1]). Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие. Самообразование, наряду с самоорганизацией, является необходимой составляющей саморазвития. Это самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте (Мещеряков Б.Г.[2]).
Изучение психологии самоорганизации и самообразования способствует приобретению умения самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценке своих возможностей, использованию полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя.
Актуальность изучения «Психологии самоорганизации и самообразования» состоит в необходимости развития личностных качеств, направленных на успешное разрешение значимых образовательных и профессиональных задач.
Цель изучения данной дисциплины – развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, что позволяет быть готовым к осознанной профессиональной подготовке в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями.
Решение кроссвордов способствует развитию всех психических функций, включенных в образовательный процесс и процесс самообразования, повышению мотивации студентов, эффективному усвоению основных дефиниций, а также развивает навыки самообразования и самоорганизации. Посредством специально разработанных тематических вопросов обучающиеся имеют возможность как получить знания, так и закрепить уже имеющиеся. Выполнение данных заданий предполагает обращение к дополнительным источникам получения информации (учебники, словари, справочные издания и т.д.), что способствует развитию навыков работы с текстом, с разного рода учебным материалом.
Психологическая культура студентов, культура самоорганизации и самообразования, сформированная в рамках изучения дисциплины, в том числе с помощью данного учебно-методического издания, войдет органичной составной частью в структуру их профессиональной компетентности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для успешного решения кроссвордов рекомендуется:
· Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти методические указания, в случае необходимости написать сообщение преподавателю.
· Перед лекцией прочитать соответствующую часть методических указаний, продумать вопросы на темы, которые Вас особенно заинтересовали.
· После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги, подготовить ответы на вопросы из методических указаний. Рекомендуется также обращаться ко всем доступным электронным ресурсам.
· Выяснить в словаре методических указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.
· Запомнить смысл, значение и употребление основных понятий, не оставлять их не усвоенными.
· При подготовке к решению кроссвордов следует руководствоваться методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.
· Помнить, что одно и тоже понятие может иметь несколько определений.
· Необходимо принимать активное участие в семинарских занятиях для того, чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной познавательной деятельности в условиях коллективного обучения.
· Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.
· Обратить внимание на оформление ответов на кроссворды (см. Приложение).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ