ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ




Примерные мероприятия Дня семьи в образовательном учреждении

1-4 класс

· Конкурс рисунков «Дружная семейка»

· Спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья»

· Праздник «Родники семейных традиций»

· Праздничный концерт «Её величество – Семья»

· Литературная композиция «Как появилась семья»

· Экологическое занятие-игра «Забота о потомстве»

· Путешествие «Семейная кругосветка» (на воображаемом корабле по маршрутному листу с таинственными картами участники отправятся в «Семейную кругосветку». Им предстоит обойти почти всю территорию школы, побороться с океаном загадок, попадая в необычные приключения)

· Утренник «О любимой семье моей»

 

5-6 класс

· Классный час «История моей семьи»

· Фотовыставка «Родительская слава»

· Семейная гостиная «Под крышей дома моего»

· Семейная программа «Национальные традиции»

· Конкурс творческих работ «Мастерим всей семьёй»

· Конкурс открыток «Подарок своими руками»

· Выставка детского рисунка «Мама, папа, я - дружная семья»

· Занятие «Создай герб своей семьи (рассказ, по каким законам в старину составлялись гербы городов и дворянских фамилий, после предлагается придумать и нарисовать герб своей семьи)

· Путешествие «Семейная кругосветка» (на воображаемом корабле по маршрутному листу с таинственными картами участники отправятся в «Семейную кругосветку». Им предстоит обойти почти всю территорию школы, побороться с океаном загадок, попадая в необычные приключения)

 

7-8 класс

· Беседа «Тепло семейного очага»

· Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые»

· Фестиваль «Моя родословная»

· Праздничный концерт «Счастья вашему дому!»

· Фотовыставка «Семейные радости»

· Конкурс «Музыкальная семья»

· Создание клипа «Снимается семейство»

· Занятие «Древо моей семьи» (знакомство с родословным древом великих людей, а затем участники составляют родословное древо своей семьи)

 

9-11 класс

· Конкурс сочинений «Я и моя семья - вместе в будущее»

· Круглый стол «В семейном кругу мы жизнь создаем»

· Интерактивная выставка «Семь Я»

· Фотовыставка ««Искусство быть семьей»

· Конференция «Укрепление семейных традиций»

· Уроки нравственности «Дом моей мечты»

· Конкурс «Музыкальная семья»

· Создание клипа «Снимается семейство»

· Создание презентации «История моей семьи»

· Творческий проект «Бюджет моей будущей семьи»

 

ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

· Конкурс фотографий «Мы счастливы, потому что вместе»

· Конкурсная программа «В кругу семьи»

· Конкурс «Семья года»

· Конкурс «Самая читающая семья»

· Конкурс молодых семей «Семья – счастливая планета»

· Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений «Такими семьями горда Россия»

· Ассамблея победителей (по итогам различных конкурсов)

· Книжно- иллюстрированная выставка «Крепка семья – крепка Россия»

· Книжная выставка «Родителям о детях»

· Семейный праздник «Дружная семейка»

· Спортивная эстафета «Веселая семейка»

· Торжественный «Парад семей» (для этого необходимо любому старшему члену семьи с ребенком прийти в костюмах, объединяющих их в единое целое по интересу к профессии, животному, исторической эпохе, семейному хобби или сказке)

· Мастер-классы (например, на мастер-классе по фитодизайну вы сможете украсить домашние растения в горшках., в рамках мастер-класса «Тайны куклы Домоделки» мастера научат собственными руками из лоскутков и ниток создать очаровательных кукол, а на «Семейном коллаже» - сделать яркое панно из разноцветной крупы)

· Тренинги «Родительской эффективности»

· Посадка аллеи «Семейное древо»

· Акция милосердия по оказанию помощи многодетным семьям (выставка поделок, ярмарка, лотерея, аукцион)

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

семейный праздник «Родительский дом, начало начал»

(по материалам Л. Сусловой, Т. Елиференко, учителей начальных классов гимназии № 22 Белгорода; журнал «Воспитание школьников, № 4, 2008 г.)

 

1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!

2-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

1-й ведущий. Мы рады вас видеть на нашем семейном празднике.

Ведущие представляют семьи, прибыв­шие на праздник, и помогают выбрать жюри, которому предстоит назвать победителей по итогам конкурсов, вхо­дящих в программу праздника. Семьи рассаживаются компактно, образуя свой творческий кружок или команду.

2-й ведущий (обращается к членам семей). Как хорошо, что мы с вами встретились сегодня. У всех было много важных дел, но вы нашли время зайти к нам на огонек. Забудем же о домашних хлопотах и постараемся весело провес­ти время. Тем более что нам предстоит

принять участие в интересном конкур­се, по итогам которого будет выявлена самая дружная, крепкая и хлебосольная семья. Поаплодируем соискателям этих высоких званий!

1-й ведущий. Похлопаем в ладоши и самым юным участникам праздника — ученикам третьего класса. (Читает стихотворение.)

Дети — это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее — дети!

Трудно с ними — ну и пусть!

В наших детях — наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

2-й ведущий. Что такое семья, понят­но всем. Семья — это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

1-й ведущий. А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом ко­торого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на ка­кие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

2-й ведущий. Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать балов­ников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинув­ших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенно­го от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера — мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще — доброта и мило­сердие... Что можно еще о нем сказать

с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.

Конкурс «Наш фотоальбом»

1-й ведущий. О том, как русские люди в старину чтили своих роди­телей, можно судить по внутренне­му убранству жилища. До сих пор в деревенских избах висят на стенах фотографии... Знаете, что такое крас­ный угол? Это куда иконы помещают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на са­мом видном месте — увеличенные портреты родителей...

2-й ведущий. А я, слушая твой рас­сказ о традиции почитания родителей, почему-то сразу вспоминаю слова: «родители», «родина», «род», «народ»... Целый ряд однокоренных слов. Возни­кает вопрос: почему у таких разных по смыслу понятий такое похожее звуча­ние? И сразу видишь, что они только на первый взгляд разные. На самом же деле эти слова, как матрешки, вы­ходят одно из другого и одно в другое умещаются. И не они ли помогают нам исподволь ощутить то, что значит семья в составе таких понятий, как «род», «народ»...

1-й ведущий. Смотрите, вот и участ­ники нашего праздника принесли свои семейные фотографии. Какие наряд­ные фотоальбомы...

2-й ведущий. Сейчас мы посмотрим, что в них. Наверное, в каждом портре­ты тех, кто дорог сердцу.

Семейные команды показывают фо­тоальбомы, представляя их для оценки жюри и зрителей.

Конкурс «С чего начинается Родина?»

1-й ведущий.

Пять ступенек, краской крытых,

Сколько раз вы мною мыты!

Пять простых ступеней в дом!

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбом!

Это тыщи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются там уж без меня,

В тишине родной звеня.

Счастье — родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени.

По которым в мир сошли.

2-й ведущий. Эта девушка покинула свое село, учится в институте, рабо­тает на фабрике, но вспоминает про «дом родной, святые сени»... Человеку свойственно возвращаться в мыслях к своим истокам. Дом, улица, где живут друзья, соседи, где остался кусочек души... Именно так порой и возникает первое щемящее чувство родины.

1-й ведущий. А задумывались ли вы, ребята, над вопросом: «Что такое ро­дина»?

Выслушивает ответы ребят и взрос­лых. Жюри оценивает выступления.

2-й ведущий. Я сейчас слушал вас и подумал: а почему у слова «родина» так много синонимов? Ведь и в книгах читаешь «матушка-родина», а рядом — «отечество», «родная земля» и «Рос­сия»... Наверное, народ, заселивший пространство от Балтики до Тихого океана, придумал эти слова не просто так... Какой-то смысл в них есть?

Выслушивает ответы ребят и взрос­лых. Жюри оценивает ответы участников.

1-й ведущий. Вот что писал, размыш­ляя по этому поводу, великий русский педагог К.Д.Ушинский. «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят род­ным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

«Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное челове­ку...» — еще образнее писал о родной земле поэт Александр Блок.

А вот слова делового и энергичного американца о своей родине: «Не спра­шивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины». (Джон Кеннеди).

Это слова людей, к которым стоит прислушаться, над которыми надо поразмыслить. Почему? Ну, хотя бы потому, что сегодня можно услышать совершенно противоположные по смыслу формулировки, например, та­кие: «Где хорошо, там и родина». Или: «Моя родина там, где моя библиотека» (так говорил один писатель) и т.п. Ви­димо, так могут думать люди, забывшие чувство родины.

Конкурс «Наша родословная»

1-й ведущий. Особое чувство вызы­вают у нас те люди, которые, дав нам жизнь, сделали нас наследниками всего того, что мы называем родиной.

2-й ведущий. Фамильная честь, тра­диции, интерес к своему роду — все это от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е. быть «Иваном, не помнящим родства». Вот почему еще каких-нибудь сто лет назад жившие оседло по своим деревням и городам наши соотечественники, вспоминая о предках, могли уверенно добавить, что этот-де служил при Николае I, а тот отличился еще в войну со шведами... Люди передавали своим потомкам семейные предания вековой и даже двухвековой давности.

1-й ведущий. В знатных же семьях старались не просто сохранить память о предках, а составляли особый доку­мент — генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род.

2-й ведущий. Наш праздник ознаме­новался интересным событием. Каждая семья к нему приготовилась, составив свое генеалогическое древо. И надеюсь,

что память о собственных предках у наших уважаемых гостей не окажется слишком короткой.

Семейные команды показывают свои работы. Жюри оценивает их.

Конкурс «Наша фамилия»

1-й ведущий. Что такое фамилия? Всем известно — это наследственное, семейное имя, издавна переходящее от родителей к детям.

2-й ведущий. И все же тут есть что до­бавить. Хотя бы про то, откуда взялись наши фамилии. А появлялись они часто на манер иных названий, например, географических... Взять хотя бы «Со­сновый ключ»... Все его знают, но уже никто не помнит тех сосен, что росли на его берегу, а название осталось, и при слове «Сосновый» всем становится ясно, о каком ключе речь. Вот и личные имена имеют такое же происхождение, т.е. сводятся к обозначению тех или других признаков. Так, субъект, ли­шившийся пальца, получал наимено­вание «беспалый», которое переходило к его потомству, хотя последнее и не обладало этим признаком. Все знают фамилию Беспалов (читаем: Беспалов сын или Беспалова дочь).

1-й ведущий. Такого же происхож­дения фамилии Грязнов, Смирнов (от прозвищ Грязный, Смирный), Звягин (от звяга — горлопан, крикун), Ано­хин (аноха — простофиля, глуповатый малый), Болдырев (болдырь — метис, сын русского, рожденный от инород­ной женщины), Булычев (булыч — на­глый, бесстыжий человек), Булыгин (булыга — большой камень, грубый неотесанный человек, неуч). Фами­лии Марьяшкин, Татьянчиков, Софьин, Маринкин, Марфин, Машкин и т. д. указывают на то, что женщина родила ребенка без мужа (родона­чальник фамилии рос при матери, но без отца).

2-й ведущий. Немало фамилий про­изошло от слов, заимствованных из других языков. Например, от греческих имен, обладавших первично конкретным смыслом: Алексей, Андрей, Никифор, Николай — защитник, храбрый, победоносец, победитель народов, произошли соответственно фамилии, которые вы сами постараетесь громко назвать.

Ученики называют соответственно четыре фамилии: Алексеев и т.д. Затем команды пытаются рассказать о проис­хождении собственных фамилий. Жюри оценивает выступления и подводит предварительные итоги конкурса.

Конкурс сочинений

1-й ведущий (читает народные пого­ворки).

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова (здесь говорится о большой и ладно скроенной державе — России, о ее ве­ликих городах).

• Три друга: отец, да мать, да верная жена (про то, на кого в жизни можно опереться).

• Мать Божия, подавай дождя на наш ячмень, на барский хмель (пожелание урожайного дождичка).

О чем бы ни шла речь: надо ли воз­величить древний город, подчеркнуть, что и в жизненных передрягах есть надежная опора, наконец, помолить­ся — всюду на память приходит одно слово. По-моему, слово «мать» — одно из главнейших в нашем языке. В сборнике пословиц В.И. Даля оно встречается, наверное, тысячу раз или больше.

2-й ведущий. Да оно и в русской лите­ратуре главное... У писателя М.Горького даже роман такой был — «Мать».

1-й ведущий. Уважаемые мамы! К сегодняшнему празднику ваши дети написали эти прекрасные сочинения. Они посвящены вам.

Читает выдержки из сочинений. Жюри вручает приз за лучшую письмен­ную работу.

2-й ведущий. А теперь попробуем по­ближе познакомиться с каждой семьей. Следующая страничка нашей встречи называется «Визитная карточка».

Команды рассказывают о семейных традициях, о поездках на рыбалку, лес­ных и водных походах, о своих музы­кальных пристрастиях и всевозможных хобби, вплоть до собирания марок и пе­ния под гитару. Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Пословица»

2-й ведущий. Состязание продолжает­ся! Теперь вам, уважаемые участники конкурса, предстоит показать свои филологические знания. Не пугайтесь, этот конкурс совсем не страшен. Я буду произносить начало русских народ­ных поговорок, а вы постарайтесь их закончить. Нет лучше дружка, чем родная... (матушка). При солнышке тепло, а при матери... (добро). Не нужен и клад, когда... (в семье лад). Не красна изба углами, а... (красна пирогами). В гостях хорошо, а... (дома лучше). Мой дом — моя... (крепость). Как родители жили, так и нас... (благословили). Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Фирменное блюдо»

1-й ведущий. Внимание, следующий конкурс.

2-й ведущий. На Новый год, Рож­дество, День Победы, на другие праздники вся семья наверняка соберется за столом. На кухне загодя готовятся самые любимые кушанья. Кто-то сразу вспомнил про торт, кто-то про пироги, а кто и про жаркое по-домашнему... Наш следующий конкурс называется «Фирменное блюдо»... Давайте пос­мотрим, какими лакомствами потчуют мамы и бабушки своих дорогих домо­чадцев. На что способны их любящие руки?

Жюри рассматривает принесенные блюда, дегустирует и оценивает их.

Конкурс «Нам песня строить и жить помогает»

2-й ведущий. Объявляем песенный конкурс. У каждого человека, думаю, есть хоть одна любимая песня. Нет, не шлягер какой-нибудь, что вчера вертелся на языке, а сегодня забыт. Речь об одной-единственной, заду­шевной песне. Задание командам — спеть такую песню. И желательно — всем вместе. В нашем распоряжении есть пианино.

Жюри оценивает результаты песен­ного конкурса, подводит итоги всего мероприятия.

Церемония награждения победителей.

1-й ведущий. Спасибо всем, кто при­шел на наш праздник. Доброго здо­ровья и успехов во всех ваших начи­наниях, уважаемые гости. До новых встреч!

2-й ведущий. Счастья вам, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

 

 

занятие по теме «ПОДВИГ МАТЕРИ»

(по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007)

 

Вопросы и задания для беседы:

· Расскажите, как заботится о вас ваша мама, когда вы болеете.

· Легче ли вам болеть, когда рядом мама? Были ли в вашей жизни моменты, когда одно только прикосновение мамы успокаивало вас, и вам становилось лучше?

· Что вы испытываете, когда ваша мама болеет? Как вы помогаете ей выздороветь?

Прочитайте сказку:

История о чайке

М. Скребцова

Океан был гладкий и спокойный. В нем, как в чистейшем зеркале, отра­жались солнце, бездонная синева неба и белые крылья чаек. Время от времени чайки ныряли в водную гладь, чтобы выхва­тить рыбку, а потом опять взмывали вверх. Одна из чаек впервые взяла с собой сына. День был на удивление тихий. Чайка с гордостью смотрела, как ее сыно­чек учится летать над океаном, высматривая рыбе­шек.

Внезапно поднялся ураганный ветер и понес птенца в открытый океан. Чайка тревожно закричала и бро­силась следом. Она пыталась удержать сына, но ма­ленькие крылья птенца не могли сопротивляться по­рывам ветра, и его уносило все дальше от берега. На­чался шторм, поднялись огромные волны, и неожи­данно одна из них накрыла птенца. Чайка кинулась спасать своего ребенка, но было поздно, его нигде не было видно.

Весь день чайка летала над океаном и тревожными криками звала сына. Шторм уже утих, но мать продол­жала искать. Наконец, она обессилела и вернулась на берег.

Жизнь без сына потеряла для нее всякий смысл. Целыми днями чайка летала над океаном и вглядыва­лась в водную даль, пытаясь отыскать птенца. Она спра­шивала у ветра, у солнца, у звезд, не видели ли они ее сыночка, но не получала ответа. В конце концов, она так ослабла от горя, что не смогла взлететь...

Наступила ночь, и вдруг чайка увидела звезду, спус­кающуюся к ней с небес, и услышала:

— Звезды услышали твое горе и засияли ярче. В прошлую ночь мы осветили океан так сильно, что раз­глядели дно и нашли твоего сына. Он лежит в океанских глубинах, и только твоя любовь может спасти его.

— Но я же не умею плавать под водой, — прошептала чайка.

— Твой птенец не под водой, он в твоем сердце. Лю­бовь твоя так сильна, что даже глубокие воды океана ее не остановят. Летим со мной, — позвала звезда.

Чайка вдруг почувствовала, что ее крылья стали сильными, как никогда, и взмыла вслед за звездой.

Они летели долго. Наконец, звезда остановилась и сказала: «Смотри вниз, я буду светить тебе. Здесь лежит твой сын».

Столп ослепительного света достиг дна, и чайка увидела своего птенца. Не колеблясь, она бросилась ему навстречу. Вода оглушила ее, но она собрала все силы и рванулась вперед. Наконец, чайка достигла дна, подхватила сына крыльями и быстро устреми­лась с ним к звезде. Свет звезды был так ослепителен, что птенец открыл глаза и, увидев рядом с собой мать, удивился:

— Где мы, мама? Разве шторм уже кончился, и я не утонул?

— Мы летим домой, сыночек, — ласково ответила чайка, поддерживая его.

А звезда светила им вслед.

Вопросы и задания к сказке:

· Как вы думаете, почему сын чайки ожил, когда она нашла его?

· Почему звезды помогли чайке найти сына?

· Расскажите, какие еще чудеса может совершить сила материнской любви.

· Расскажите о том, как ваша мама приходит к вам на помощь в трудные минуты жизни.

· Если бы чайка обратилась за помощью к вам, как бы вы ей помогли?

· Расскажите, каким вырастет сын чайки.

· Знаете ли вы истории о том, как во время войны и в другие тяжелые моменты жизни матери спасали своих детей?

· Представьте, что звезды и чайки подружились. Расскажите, как звезды помогали чайкам в раз­ных ситуациях, например: играли с птенцами чаек; учили их летать; помогали спастись от штор­ма и т.д.

Игра «Кто поможет маме»

Поделите детей на группы и раздайте им карточки со словами: небо, земля, солнце, гора, звезда, океан, река и т.д.

Педагог просит детей от имени тех, кто им достался на карточках, придумать волшебный способ помощи маме в какой-либо сложной ситуации, например:

· дети заблудились в лесу;

· дети боятся темноты;

· дети ленятся и плохо учатся;

· дети говорят неправду;

· дети поссорились с друзьями;

· дети грубят родителям и не слушаются их.

Каждая группа рассказывает, не называя себя, как она поможет маме в данной ситуации. Остальные уга­дывают, кто предложил маме помощь.

Затем дети получают карточки с другими словами, и игра повторяется с новой ситуацией.

Рисунок

Нарисуйте, как ваша мама помогает вам в трудную минуту.

Задание на дом

Расспросите своих близких о том, как во время вой­ны и в другие тяжелые моменты жизни их мамы прихо­дили к ним на помощь. Запишите их рассказы.

 

занятие по теме «ЛЮБОВЬ ОТЦА»

(по материалам Л.А. Лопатиной: Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007)

 

На одной части доски педагог пишет слова «материн­ская любовь», а на другой — «отцовская любовь».

Дети перечисля­ют черты сходства и различия между материнской и отцовской любовью.

Педагог записывает все перечисленное детьми на доске и делает общий вывод.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

· Расскажите о самом счастливом дне, который вы провели со своим папой.

· Что в вашем папе самое необыкновенное?

· Расскажите о какой-либо ситуации, когда ваш папа пришел к вам на помощь.

Поделите детей на группы. Каждая группа состав­ляет портрет идеального отца и рассказывает о нем. Вопросы к портрету идеального отца:

· Как он должен выглядеть?

· Что должен уметь делать?

· Чему должен учить своих детей?

· Как должен относиться к своей жене?

· Какой у него должен быть характер?

· Как, с кем и где он должен проводить свое свобод­ное время?

 

Прочитайте сказку:

Семейная драгоценность

Китайская сказка

Жил на свете один кузнец — трудолюбивее не сыщешь. И был у него сын, без малого двадцать годков парню, высокий, статный, до еды охо­чий, а в работе ленивый. Вот однажды кузнец и говорит сыну:

— Весь век я трудился, сынок, что есть в доме, все моими руками нажито. А ты работать не хочешь, толь­ко ешь да пьешь, ни одного юаня не заработал. Что же дальше-то будет?

Пропустил сын отцовские слова мимо ушей и гово­рит:

— Эка важность юань заработать, да тут никакого

таланта не надо! Отвечает отец:

— Ладно, коли заработаешь юань, я тебе целый сун­дук добра отдам.

Не терпится сыну сундук с добром получить, да нет у него юаня. Работать неохота. Ходит он взад-вперед пе­ред воротами, не знает, как быть.

Поглядела на него мать, пожалела сына: как бы не извелся он от дум, как бы не высох! Подошла к сыну и говорит:

— Дам я тебе юань, поскорей отцу отнеси.

Взял лентяй юань, узелок с едой прихватил, улегся в холодке под деревом и уплетает за обе щеки. До самого вечера провалялся, воротился домой, как ни в чем не бывало, отцу юань отдал:

— Вот тебе юань, давай сюда сундук с добром.

Взял кузнец монету, поглядел, в руках повертел, в горн швырнул и говорит:

— Не заработал ты этот юань.

Понял лентяй, что не видать ему сундука с добром, растревожился. Спать лег, никак не уснет, с боку на бок ворочается. Узнала про это мать и на другой день опять денежку ему дала.

А лентяй взял денежку и опять целый день пробез­дельничал, только на этот раз притвориться решил — бегом пробежал всего ничего, а весь вспотел. Влетел в дом, отдал отцу юань и говорит:

— Ну и намаялся я, пока этот юань заработал, прямо ноги не держат! Теперь неси сундук с добром!

Взял кузнец денежку, долго на нее глядел, потом в реку бросил:

— И этот юань ты не заработал!

Видит лентяй, что никак ему не заполучить сундук с добром, взяла его досада, хоть помирай!

Смекнула тут мать, в чем дело, поняла, что не доб­ро — зло сыну делала. Кликнула она его на другой день и говорит:

— Отец добра тебе желает, сынок. Коли хочешь сун­дук получить, потрудись честно.

Послушался юноша мать, в тот же день подрядился бревна таскать. До ночи таскал, а как старшему за еду заплатил, одна монетка только и осталась. Никогда парень не работал и так намаялся, что с ног свалился. Подняли его, опять стал бревна таскать. Десять дней трудился, ни монетки не потратил, юань накопил. Ра­достный, домой воротился и отцу деньги отдал. Взял отец монетки, пересчитал, опять в горн бросил. Не стер­пел сын, деньги из огня выхватил и говорит отцу оби­женно:

— Десять дней я работал, пока этот юань заработал!

Обрадовался отец:

— Верно говоришь, сынок! Теперь я вижу, что эти деньги ты сам заработал! Небось не жалко было, когда я чужие в огонь кидал!

Сказал так кузнец, вынес сундучок и говорит:

— Не злато-серебро, не редкие сокровища в этом сундучке, а мой рабочий инструмент. Возьми его и по­мни, что дороже он злата-серебра, дороже всех богатств! Трудись! Век горя знать не будешь!

Засмеялся сын весело и принял отцовское наслед­ство. Это и была семейная драгоценность.

Вопросы и задания к сказке:

· Как вы думаете, из каких инструментов состояло отцовское наследство?

· Как бы вы приучили к труду своего сына?

· Испытывали ли вы когда-нибудь чувство прият­ной усталости после напряженного труда?

· Умеете ли вы справляться с собственной ленью?

· Что бы вы хотели получить в наследство от своего отца?

· Что бы вы хотели оставить в наследство своим детям?

Рисунок

Нарисуйте вашу главную семейную драгоценность и расскажите о ней.

Письменная работа

Напишите три самых важных совета, которые помо­гут отцам научиться любить своих детей.

Задание на дом

Напишите своему отцу письмо любви.

 

 

занятие по теме ПОСТРОИМ «ДОМ СЧАСТЬЯ»!

(по материалам Н.Мелковой, заведующей библиотекой средней школы №48 г. Кемерово; журнал «Воспитание школьников, № 2, 2008 г.)

 

Домашний очаг должен быть не место­пребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.

А.Монтерлан

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — утверждал Л.Толстой. О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неис­числимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой ат­мосфере семьи, семейных привычках, традициях — культуре семьи. Сегодня мы построим «Дом счастья» — дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

Культура семьи пере­дается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции пе­редаются от дедов и прадедов.

Во многих семьях существует тра­диция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаи­моуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие от­ношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самосто­ятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношени­ях. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков поз­воляют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не иг­рают в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех се­мьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с об­щения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме — высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения стро­ятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, веж­ливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

Народная мудрость гла­сит: маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. В чем же секрет взаимопонимания и добрых от­ношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме — кирпичик «Дружба».

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональ­ную привязанность.

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, бла­городнее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал, — твое, что взял, — потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

Как и другие положитель­ные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других по­казателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Основа жизни семьи — честный, доб­росовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех чле­нов семьи обеспечивает необходимую гар­монию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естес­твенно передается детям. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, — это воспитание трудолю­бия, которое является одним из важней­ших условий человеческого счастья».

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь ро­дителей всегда поднимает тонус жизни се­мьи, вызывает ощущение радости, создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка. Условие эмоцио­нального здоровья семьи — подлинность чувств, когда поступок находится в гар­монии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».

Здоровье — одна из важнейших жиз­ненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составля­ющие6

♦ высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

♦ уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступ­ками, чувствами и мыслями.

♦ стремление и умение управлять собственным здоровьем.

Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным по­ведением. «Все в твоих руках!» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».

Человек всегда стремился к прекрас­ному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад и сразу во многих государствах и в разных частях света.

Наш дом предоставляет нам неогра­ниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенс­твования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие про­блемы. Он приучает к творчеству, ко­торое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

Дома мы проводим зна­чительную часть времени — отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага. Гармоничное сочетание пред­метов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстанов­лению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота».

« Каково на дому, таково и само­му», — гласит народная мудрость. Наш дом — место психологической защи­щенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душев­ности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоро­вья, и необходимое услови



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: