Контрольная работа по современному русскому языку: пунктуация.




«Знаки препинания в конструкциях с приложениями»

 

Выполнила:

студентка II курса группы ПО-16

Радченко Юлия Викторовна

 

Проверил:

доцент А.И. Дунев

 

Санкт-Петербург

1. В современном русском языке существует такая разновидность определения как приложение. Приложение может являться названием определяемого предмета (например, пароход «Северный », кинотеатр «Родина »), оно может характеризовать предмет в различных отношениях (допустим, говоря о человеке, можно с помощью приложений описать его наиболее достоверно, указав его возраст, род занятий, национальную и социальную принадлежность, например: Борис, мужчина лет сорока, бухгалтер, был всегда очень приветлив с коллегами) и может обозначать качества и свойства определяемого предмета (например: Яблоко, абсолютно спелое, красное, свежее и ароматное, лежало на тарелке).

Использование приложений, безусловно, обогащает речь, делает ее более выразительной.Для успешного грамотного использования приложений важно усвоить пунктуационные правила их написания. Существует определенный набор таких правил (вернее сказать, многочисленные аспекты одного правила), согласно которым в одном случае приложение следует обособлять с помощью запятых, в другом случае – с помощью тире, в третьем случае – с помощью запятой и тире одновременно.Приложения могут обособляться или не обособляются в зависимости от места расположения по отношению к определяемому слову, от наличия или отсутствия при определяемом слове других определений и от того, являются ли приложения однородными или неоднородными.

Существуют, также, приложения, которые необходимо отделять от определяемого слова дефисом (например, ученый-физиолог, сторож-старик). Опознание таких приложений тоже может представлять некоторую трудность. Это связано с тем, что их можно легко спутать с сочетанием двух нарицательных существительных, не требующих дефисного написания, первое из которых обозначает родовое понятие, а второе — видовое (например: газ углерод, нитки мулине, ткань бостон, леденцы монпансье).Также, необходимо знать, что существуютсхожие по форме связи сочетания, которые приложениями не являются, например, сочетания синонимов (ум-разум, шик-блеск, свадьба-женитьба), сочетания антонимов (купля-продажа, приход-расход, экспорт-импорт), сочетания слов по ассоциации (калина-малина, хлеб-соль) и некоторые термины (диван-кровать, музей-квартира, изба-читальня).

 

2. Приложение – это особый вид определения, которое выражается именем существительным и согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже. На письме приложения обособляются запятыми (реже – тире).Приложения бывают распространенные и нераспространенные, однородные и неоднородные.

3. Возможные случаи постановки и не постановки знаков препинания.

3.1. Однородные приложения.

Между однородными приложениями, не соединенными союзами, ставится запятая.

Приложения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны, указывают близкие признаки. Пример: Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий ПавлычПеночкин (Тур­генев).

 

3.2. Неоднородные приложения.

Между неоднородными приложениями запятая не ставится.

Приложения являются неоднородными, если характеризуют предмет с разных сторон. Пример: заведующий кафедрой профессор Лебедев; на­чальник лаборатории кандидат химических наук Нечаев.

3.3. Нераспространенные приложения.

· Не обособляются нераспространенные приложения, относящиеся к именам собственным, если они стоят перед определяемым существительным. Пример: На совещание сегодня не явился только бухгалтер Алексей.

· Обособляютсянераспространенные приложения, выраженные именами собственными или именами нарицательными и относящиеся к нарицательным существительным. В предложении они стоят после определяемого слова и имеют уточняющий характер. Примеры: Брату его, Андрею, очень не хотелось продавать свою машину. Этот человек, прохожий, показался мне похожим на моего старого друга.

· При отнесенности к личным местоимениям место нераспространенного приложения не играет роли, оно обособляется всегда. Примеры: Переводчик, он свободно владел тремя языками. Он, переводчик, свободно владел тремя языками.

· Одиночное приложение обычно присоединяется к опре­деляемому нарицательному существительному посредством дефиса. Примеры: город-герой, девочки-подростки, зима-волшебница, немец-путешественник, сосед-музы­кант, студент-отличник, ученый-физиолог, учитель- француз.

Дефис не пишется, если:

1. предшествующее однословное приложение может быть при­равнено по значению к определению-прилагательному. Примеры: краса­вец мужчина (ср.: красивый мужчина), старик отец, гигант завод, бедняк портной, искусник повар.

2. в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе — видовое.Примеры: цветок магнолия, дерево баобаб, гриб подосиновик, птица зяблик.

3. если определяемое существительное или приложение само пишется через дефис. Примеры: женщины-врачи хирурги, инженер-строитель проектировщик.

· Исключения. Через дефис пишутся приложения, стоящие после определяемого слова, которые являются устойчивыми словосочетаниями метафорического характера. Примеры: Родина-мать, горе-охотник, матушка-Русь.

· Вместо запятой при обособлении нераспространенного приложения, стоящего в конце предложения пишется тире. Пример: Меня всегда восхищает это огромное дерево – дуб.

 

3.4. Распространенные приложения.

· Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова — существительного или местоимения, а также отделенные от них другими членами предложения или относящиеся к отсутствующему члену предложения, обособляются запятыми. Примеры: Кот Борис, пятилетний зверь, пушистый и ласковый, томно глядел в открытое окно.Он был игрив и очень сообразителен, этот черный домашний кот.

· Распространенные приложения, стоящие перед определяемым словом, выделяются запятыми. Пример: Умный и отзывчивый, этот сотрудник быстро освоился в новом коллективе.

· Обособляются запятыми приложения, имеющие при себе присоединяющие их слова (по имени, по фамилии, по прозвищу, по происхождению, родом и др.), а такжесоюзы как (при осложненности причинным значением)и или (при пояснительном значении). Примеры: Сегодня приходил его друг, по прозвищу Косой, мальчик из соседнего села.Ему, как человеку доброму и отзывчивому, невозможно было не помочь в этой ситуации.Анна, или, как ее звали дома, Ася, с удовольствием рассказала мне историю своей семьи.

Примечание 1. Приложения, присоединяемые словами по имени, по фамилии, по прозвищу, могут не обособляться, если они имеют основное, выделительное значение, т.е. не являются уточнением или пояснением впереди стоящего определяемого слова. Пример: Он завел себе пса по кличке Тимон. Мы ищем здесь преподавателя по фамилии Антонов.

Примечание 2. Приложение с союзом как надо отличать от оборота со значением «в качестве». Примеры: Он, как продавец со стажем, сразу заметил, что его пытаются обвесить. (Будучи продавцом со стажем, сразу заметил.) Он приехал на этот рынок как продавец. (В качестве продавца.)

· Наряду с запятыми, распространенные приложения могут выделяться тире:

1. если приложение имеет значение уточнения или пояснения. Пример: Соловьев и Вера – его соседка – учились когда-то в одном классе.

2. если приложение достаточно распространено. Пример: Беллетрист Бескудников — тихий, прилично одетый человек с внимательными и в то же время неуловимыми глазами — вынул часы (Булг.)

3. если приложение стоит в конце предложения. Пример: Пахло свежей выпечкой – теплой, сладкой, аппетитной и какой-то уютной.

4. если в приложении повторяется то же слово, что и определяемое. Пример: Но он явился [страх] уже вновой формев форме тоскливой, ожидающей, неотвязной боязни (М. Г.)

5. если приложение относится к одному из однородных членов предложения. Пример: Среди гостей были моя подруга, ее сестра – пятилетняя девочка, трое моих одноклассников и я. Второе тире в этих случаях не ставится.

6. при отделении препозитивных (стоящих впереди) однородных приложений от определяемого слова. Пример: Автор замечательных произведений, педагог, публицист, религиозный мыслитель – Л.Н. Толстой по сей день широко известен по всему миру.

4.

1. В прошлом году администраторСергейуволился по собственному желанию.

[.]

2. Наш учитель, математик, решил изменить задание. Ее тетя, Альбина, принесла сегодня большой торт.

[,,.]

3. Она, помещица, велела подать экипаж утром. Педагог, онзнает верный подход к любому ученику.

[,,.] [,.]

4. Он всегда просил ее приготовить его любимое блюдо – борщ.

[–.]

5. Миша и Кириллнаши одноклассникипредложили всем классом сходить на каток.

[и ––.]

6. На полке стоялицветы, часыподарок папы, небольшая шкатулка и ваза.

[, –,,.]

7. Теплый, наполняющий комнату уютом и запахом тлеющей древесиныкамин в углу горел неспеша.

[–.]

 

5. Мнемонические приемы.

 

1. «Любовный треугольник»

 

       
   
 
 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: