В «Психологическом словаре» (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков,




Семинарское занятие № 9-11

Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности.

Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния.

Тема 4.3. Психология группового преступного поведения

Тема 4.4. Криминальная субкультура

Вид занятия: семинар – групповая дискуссия.

План занятия:

Занятие 1. Время – 2 часа

Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности.

Рассмотреть учебные вопросы:

1. Теории преступности.

2. Понятие и значение изучения психолого-правовой характеристики криминальной личности.

3.Социально-демографическая подсистема личности преступника.

4.Социально-психологическая подсистема личности преступника.

5. Типология личности преступника:

а) социально-адаптивный тип преступника

б) социально -дезадаптивный тип преступника.

6. Психологические особенности отдельных категорий преступников:

а) насильственный тип преступника;

б) корыстный тип преступника;

в) психологические особенности преступников – профессионалов и рецидивистов;

г) психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления.

Занятие 2. Время – 2 часа

Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния.

Рассмотреть учебные вопросы:

1.Поведенческая схема личности преступника.

2.Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения.

3.Процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление

4.Психологические особенности преступных действий.

5. Психические состояния, мотивы и цели преступного деяния.

6. Психологические аспекты вины и юридической ответственности.

 

Занятие 3. Время – 2 часа

Тема 4.3. Психология группового преступного поведения

Тема 4.4. Криминальная субкультура

 

Рассмотреть учебные вопросы:

Определение преступной группы как реально существующего образования

Психолого-правовая оценка противоправной деятельности организованных преступных групп

4. Психология терроризма.

5. Криминальная субкультура

6. Поведенческие атрибуты криминальной субкультуры и их характеристика.

7. Криминальные традиции и ритуалы.

8. Клички и клятвы в криминальной субкультуре.

9. Татуировки в системе ценностей несовершеннолетних и молодых преступников.

10. Способы тайного общения в криминальной субкультуре.

Доклады об известных личностях в преступном мире (Сонька Золотая ручка, Ленька Пантелеев, Мишка Япончик и др).

 

Учебными задачами при изучении данной темы являются:

- образовательная – раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии, формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере; изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности юристов;

- практическая – формирование у обучающихся комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологических задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере; формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.

– воспитательная – развитие психолого-юридического мышления и психологической компетентности обучающихся.

В результате изучения указанной темы обучающиеся должны:

Знать

- подходы к раскрытию юридико-психологической реальности,

- психологические аспекты противодействия и профилактики преступности,

- основы общей и социальной психологии,

- психологические особенностидевиантной и делинквентной личности,

- психологические аспекты профессиональной деятельности юристов;

- психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства,

- психологическую специфику культуры судебного процесса,

- основы психологического анализа следственных ситуаций.

Уметь

- ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности,

- анализировать психологические аспекты противоправных действий,

- психологически обоснованно конструировать профессиональную коммуникативную и познавательную деятельность,

- реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда,

- обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности,

- актуализировать и углублять психологические познания.

Владеть

- специальным терминологическим аппаратом юридической психологии,

- профессиональными психотехнологиями,

- навыками анализа психологических феноменов, формируемых в правоприменительной сфере.

Список рекомендованной литературы:

Основная:

1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.

2. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.

3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.

4. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.

5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная

1. Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004*.

2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007*.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник: Рек. Мин-вом образования РФ / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002*.

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

Методические рекомендации для подготовки к занятию. По представленной для изучения теме студенты должны изучить такие вопросы как: понятие криминальной личности, типология криминальной личности, криминальная субкультура.

Задание к Занятию № 1.

Задание 1. Используя приведенные суждения авторитетных исследователей о поведении человека, сформулируйте понятие «социальное поведение».

В «Психологическом словаре» (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков,

1997) поведение трактуется как извне наблюдаемая активность живых существ.

- По мнению В.Н. Кудрявцева (1982) в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое отражает типичные социальные связи и отношения, характерные для большинства членов социальной группы, одобряется ими и встречается наиболее часто.

- Ю.А. Клейберг (2001) определяет социальную норму как

обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент

регулирования отношений в конкретно–исторических условиях жизни общества.

- А.Ф. Зелинский (1999) заключает, что поведение как нравственная и правовая активность личности отражает отношение личности к другим людям, к обществу, к самому себе.

Какова роль права?

- М.Ф. Орзих (1975), рассуждая о возможностях правового воздействия, утверждает, что оно рассчитано не на непосредственно процессы функционирования субъектов права, не на внешние поведенческие акты, а на внутреннюю «поведенческую» структуру, на свойства личности, представляющие ее поведение. Право, как утверждает ученый, непосредственно воздействует на процесс перевода внешнего (нормы права) во внутреннее (интериоризация правовых предписаний) и далее внутреннего (сложившейся «поведенческой» структуры личности) во внешнее (поведение человека).

Как справедливо отмечает Е.В. Шорохова (1982), в диалектике внешних и внутренних детерминантов личность выступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения. Именно личность в совокупности свойств и качеств, по сути, является высшим регулятором социального поведения.

 

Задание к Занятию № 2.

Задание 1. Предположите, какова мотивация данного преступления.

23 октября около 20 часов потерпевший Ч., работавший таксистом, по заказу прибыл в д. Балтачево, где А. дал ему указание ехать поехать к роднику к друзьям, но там никого не обнаружили. После этого они ездили по указанным им направлениям по деревне, что потерпевший и сделал, а затем вернулся к выездной дороге. Проехав столовую, А. стал кричать, чтобы он остановился, приставив нож, потребовал ключи, а его покинуть машину. Потерпевшему удалось вырваться и отбежать на безопасное расстояние, после чего А. вышел из машины и покинул место происшествия. Завести автомашину и уехать на ней А. не пытался, ничего из автомашины не похищал. Через некоторое время Ч. вернулся к автомашине, где А. уже не было.

Через незначительное время А. был задержан недалеко от места происшествия в момент, когда стоял вместе со своими знакомыми на улице деревни.

 

Задание 2. Примените для объяснения детерминации описанного ниже поведения представления о психических аномалиях как о причинах криминального поведения.

19 сентября в 12 часов 40 минут в частном доме № 34 по ул. Огородная был совершен грабеж в присутствии двух несовершеннолетних детей хозяйки дома А., 6 и 11 лет. Во время совершенного преступления были похищены ценности на сумму свыше 14 тыс. рублей, что являлось значительным ущербом для потерпевшей А., которая является матерью-одиночкой. В процессе расследования по уголовному делу было установлено, что преступление было совершено 19-летним К., который был знакомым потерпевшей. Ранее К. судим не был и к уголовной ответственности не привлекался, однако, как было установлено следствием, страдал наркотической зависимостью - наркоманией.

Когда в очередной раз К. понадобилась большая сумма денег для приобретения наркотических веществ, а ехать к себе домой, по его словам, было далеко, он вспомнил о том, что рядом живет знакомая его отца, у которой сам К. несколько раз был в гостях. Дома оказались только ее дети, но они открыли К. дверь, т.к. знали его. К. вошел и сразу стал собирать в сумку ценные вещи, быстро нашел деньги.

После совершения грабежа, К. не успел реализовать похищенное, так как был быстро задержан сотрудниками правоохранительных органов.

 

Задание 3. Сделайте сравнительную таблицу психологической и

юридической характеристик вины

Задание 4. Закончите мысль с обязательным обоснованием:

1) Охотник видит зверя, преступник – жертву……………………………

2) Для некрофилов характерно……………………………………………..

3) Субъективные, психологические факторы преступления…………

4) Эталонная группа, нормы и правила которой служат для

личности образцом……………………………………………………

5) Воздействие группы на поведение

человека………………………………………………………………..

6) Сближение целей и ценностных ориентаций индивида и

группы…………………………………………………………………

7) Ожидание от индивида исполнения внутригрупповых

ролей…………………………………………………………………...

Ключевые слова: криминальная личность, типология преступника, преступное поведение, криминальная субкультура.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: