Упражнение «Поставь себя на место другого»




(выполняется после неприятного разговора)

– Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором Вы заняли позицию «над». А теперь расслабьтесь, закройте глаза и поставьте себя на место того учителя, с кем Вы разговаривали. Внутренне, про себя, спросите у него, какие впечатления он получил от общения с Вами? Продумайте, что бы мог о Вас сказать Ваш бывший собеседник.

Затем проиграйте в своем воображении Вашу беседу таким образом, чтобы оставить у Вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что прежде всего изменилась Ваша внутренняя позиция?

Если раньше осознанно или неосознанно Вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как Вы говорите с Вашими учениками на уроке, то сейчас Вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой Вашей позиции, Вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

Упражнение «Модальность»

– Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку. «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, – модальность возможного.

Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействии!

 

Типичная фраза Как необходимо говорить
«Ты должен хорошо учиться!» «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»
«Ты должен уважать старших!» «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!»
«Ты должен слушаться учителей и родителей!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»


А теперь поупражняйтесь самостоятельно. Слева даны типичные фразы, которые часто говорят подросткам, а справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

 

Типичная фраза Как необходимо говорить
   
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь дневник!»  
«Мы в твои годы жили гораздо хуже…»  
«Ты должен ценить заботу старших!»  
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»  
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»  
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»  


Упражнение «Голова»

– Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Аналогичным образом можно добиться расслабления и в других частях тела.


ИГРЫ-САМОВНУШЕНИЯ

Упражнение «На работу»

Формула: «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».

Упражнение «Любовь к своей работе»

Формула: «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

Упражнение «Уменьшение напряжения»

Формула: «На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное спокойствие. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. В любой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я не ставлю себя на одну ногу с учениками и не позволяю себе переживать из-за их грубости или дисциплины. И при любых обстоятельствах я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки. Я все могу. Я способен к огромным волевым усилиям».

Упражнение «Мудрец»

Опыт показывает, что в трудных ситуациях лучший советник для себя самого – Вы сами, точнее Ваше Подсознательное. Как же спросить совета у собственного «Я»?

– Займите удобную позу. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются плечи и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, учениками человека.

Теперь представьте поляну, на ней – большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой Вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом.

 

Заключительная часть

Рефлексивный круг – участники обмениваются мнениями по поводу проведенной работы, высказывают пожелания по поводу дальнейшей работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: