МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Тема занятия: ПНЕВМОНИЯ.
2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в ВУЗе и будущей практической деятельности: пневмония - острое инфекционное заболевание бронхолегочной ткани, локальное, подтвержденное рентгенологически или на КТ. Встречается во всех возрастных группах, осложняется острой сердечной и дыхательной недостаточностью, бактериальным шоком, абсцессом легкого, пневмофиброзом. Отягощает течение заболеваний сердца, особенно в случаях недостаточности кровообращения. Несвоевременное распознавание пневмонии увеличивает риск развития перечисленных осложнений.
3. Цель занятия:
Освоение студентом критериев диагностики пневмонии: острое начало болезни, симптомы: кашель, повышение температуры тела, притупление перкуторного звука над долей или частью доли легкого, дыхание с бронхиальным оттенком или бронхиальное, крепитация, звучные влажные хрипы, выслушиваемые в месте укорочения перкуторного звука - эти симптомы необходимы для установления предварительного диагноза. Умение студента составить план обследования больного: рентгеноскопия в двух проекциях; анализ мокроты бактериоскопический, окрашенный по Грамму (для определения выбора антибактериального препарата); бактериологический анализ мокроты (для коррекции этиологической терапии); общий анализ крови (для выявления степени тяжести пневмонии, возможно выявления лейкоза, как основного заболевания, осложнившегося пневмонией); общий анализ мочи (для выявления осложнений со стороны почек).
Студент должен уметь: интерпретировать данные рентгенограмм при пневмонии (локальное затемнение легочной ткани в пределах доли, сегмента, усиление бронхолегочного рисунка случаях интерстициальных пневмоний, с положительной динамикой через 7-10 дней от начала лечения); уметь определить степень тяжести пневмонии (по выраженности температурной реакции, степени сердечно-дыхательной недостаточности); своевременно распознать осложнения (бактериальный шок по признакам коллапса, легочного дистресса, ДВС-синдрома); абсцесса - по рецидиву температурной реакции с ознобами, потами, появлению гнойной мокроты; развитие гломерулонефрита по нарушению диуреза, появлению отеков, изменений в осадке мочи). Уметь дифференцировать пневмонию с туберкулезом, раком легкого, тромбоэмболией легочной артерии. К концу занятия студент должен уметь выбрать антибактериальное лечение в зависимости от того, домашняя или госпитальная пневмония, аспирационная или возникла на фоне иммунодефицитного состояния, алкоголизма, а также при этом учитывать результаты анализа мокроты (грам-положитальная или грам-отрицательная микрофлора; высев микрофлоры при баканализе мокроты). Уметь ориентироваться в выборе ипоказаниях к назначению иммунозаместительной или иммуностимулирующей терапии, антиоксидантной терапии. Должен усвоить критерии от пневмонии: нормализация температуры тела, исчезновение кашля, физических признаков инфильтрации легочной ткани, нормализации рентгенологической картины и анализа крови. Уметь определить план профилактических мероприятий.
- Самоподготовка к занятию:
Студент должен знать: анатомию легких, защитную систему легких, классификацию антибактериальных средств, антиоксидантов, иммуностимуляторов. При изучении темы «Пневмония» (повторить разделы учебников анатомии, физиологии, фармокологии соответственно теме). Использовать контрольные вопросы к занятию (прилагаются), ситуационные задачи (прилагаются), тестовые задания (прилагаются).
- Работа на занятии:
План занятия: опрос студентов с целью выявления исходного уровня знаний, курация больного с пневмонией, обсуждение больного, установление предварительного диагноза, обсуждение плана обследования больного, интерпретация данных лабораторно-инструментального обследования больного, установление клинического диагноза, построение плана лечения больного, прогноз и профилактика.
6. Оснащение занятия: рентгенограммы легких, результаты исследования крови,
мокроты, больной с пневмонией, ситуационные задачи, тестовый контроль по
методической разработке по теме для преподавателя.
- Время проведения занятия: 9.00-12.15.
- Контроль усвоения знаний: контрольные вопросы по теме (прилагаются к методической разработке к занятию для преподавателя).
9. Рекомендуемая литература:
Обязательная:
а) Внутренние болезни. Под редакцией Ф.И. Комарова, В.Г. Кукеса и А.С. Сметнева. Для студентов медицинских институтов. М., Медицина,2003.
б) Пульмонология. Под ред. А.Г. Чучалина. Клинические рекомендации. М. Из-во «ГЭОТАР-Медиа». 2018.
Дополнительная:
а) Чучалин А.Г. Внебольничная пневмония. Руководство. Клинические рекомендации. М., из-во «ГЭОТАР-Медиа»; 2008; с.50-74.
б) Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания. Под ред. Чучалин А.Г. М. Литтера- 2004.
в) Чучалин А.Г., Синопальников A.M.,Страчунский Л.С. Пневмония. М.,МИА. - 2006.
10. Контрольные вопросы по теме «Пневмония»:
1. Этиология пневмоний на современном этапе. Смена возбудителей.
2. Классификация пневмоний.
3. Особенности этиологии и клиники, лечения домашних пневмоний.
4. Особенности этиологии, патогенеза, клиники и лечения нозокомиальных пневмоний.
5. Особенности этиологии, патогенеза, клиники и лечения аспирационных пневмоний.
6. Особенности этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний, развившихся на фоне иммунодефицитного состояния.
7. Критерии диагностики пневмоний.
8. Дифференциальный диагноз пневмоний.
9. Патогенетическая терапия пневмоний.
10. Критерии выздоровления от пневмонии.
11. Профилактика повторных пневмоний.
12. Показания к физиотерапевтическому лечению больны с пневмонией.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Ситуационные задачи по теме "Пневмония"
ЗАДАЧА №1
Больная С., 34 года, обратилась к участковому врачу с жалобами на кашель с выделением небольшого количества слизисто-гнойной мокроты, боли в грудной клетки справа при кашле и дыхании, повышение температуры тела до 380С, общую слабость. Заболела остро, после охлаждения, день назад. Ранее подобной картины не было. В анамнезе: ОРЗ один раз в год. Не курит. Работа «сидячая»: бухгалтер. Рабочее место расположено около окна, на сквозняке.
Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые. Периферические лимфоузлы не увеличены. Щитовидная железа в норме. Пульс ритмичный, 86 в мин. АД – 120/80 мм рт. ст. Границы сердца в норме. Тоны сердца ритмичные, слегка приглушены. Лёгкие: правая половина отстает при дыхании. Резистентность грудной клетки не изменена. Голосовое дрожание справа в задних отделах усилено. Перкуторно здесь определяется притупление звука. Дыхание в задне-нижних отделах справа с бронхиальным оттенком, выслушивается крепитация, единичные сухие хрипы. Живот обычной формы, мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены в размерах. Петли толстой кишки пальпируются обычно. Почки не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон.
Вопросы:
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Назначьте план обследования больной.
3. Ожидаемые результаты.
4. Принципы лечения.
ЗАДАЧА №2
У больного А., 76 лет, находящегося на лечении по поводу инфаркта миокарда в остром периоде, на 5 день повысилась температура тела до 39оС, появилась боль в правой половине грудной клетки, кашель со слизистой мокротой, озноб.
При объективном обследовании: состояние тяжелое. Частота дыхания – 40 в мин. АД – 100/70 мм рт. ст. Акроцианоз. Небольшая пастозность стоп. Пульс ритмичный, 120 в мин. Границы сердца расширены влево на 1,5 см кнаружи от срединно-ключичной линии. Тоны сердца приглушены. Легкие: правая половина грудной клетки отстает при дыхании. Голосовое дрожание усилено в проекции 8-10 сегментов справа. В этих отделах дыхание ослаблено, бронхиальное, крепитация. Живот мягкий, безболезненный. Размеры печени по Курлову: 13х11х9 см, край печени не закруглен, мягкий, безболезненный. Селезенка и почки не пальпируются. Петли толстой кишки без особенностей.
Вопросы:
1. Предварительный диагноз.
2. План обследования больного.
3. Предполагаемые результаты обследования.
4. Особенности этиологии, течения и лечения этого варианта заболевания легких.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Тесты текущего контроля по теме "Пневмония"