Призвание и рукоположение апостолов




СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА VI- часть 1

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

Содержание

О ДОСТОЙНОМ И НЕДОСТОЙНОМ СВЯЩЕНСТВЕ

Источник: Влахос И. – «Православная психотерапия» святоотеческий курс врачевания души.

 

Кем же является священник в первую очередь для народа? Он является духовным врачом, лечащим человеческие немощи.

Из православного древнего предания нам известно, что монастыри в древности являлись по преимуществу врачебницами. Еще лучше было бы назвать их медицинскими школами. И все, будучи духовно больные люди имели возможность лечиться в монастырях и в дальнейшем изучать образ и приемы лечения. Вот почему из этих монастырей, служащих медицинскими школами Древняя Церковь брала в здравии священников и назначала их на пост епископа.

Кто из людей ощущает свою боль увечий, страстей и через покаяние призывает Целителя, чтобы Он, придя, исцелил изувеченное сердце и дал здоровье душе, лежащей на ложе грехов и смерти (поскольку все человечество по слову божественного Апостола, согрешило и все нуждаются в милости и благодати Божьей), такой получает от Бога исцеление. Однако, есть такие, кто из-за своего безумия совсем ничего не знает о болезни своей души, что он одержим страстями, таковому необходимы знания (школа), необходимо и лечение в больнице. Вот для таковых в древности открывались монастыри – врачебницы (больницы), духовные школы.

Таким образом, священника можно сравнить с врачом. Больной приходит к духовному врачу снедаемым страстью, со смущением во всем своем уме, а ученый лекарь человеколюбивый и сострадательный врач уже понимает немощь брата, видит воспаление страстей, видит, что больной всецело стал добычей смерти и таковому назначает курс лечения.

Какие же должны ставиться условия избрания для достойного служения священников-врачевателей?

Все, что было сказано древними отцами, служит нам подтверждением той великой истины, что священники, желающие лечить недуги людей, должны прежде сами исцелиться от этих недугов или по меньшей мере начать такое лечение и успеть уже почувствовать его ценность и силу.

Исцеление болящих христиан совершается только Духом Святым и вообще благодатью Триединого Бога. Священник – служитель этого исцеления. Вся церковная организация является богочеловеческой. Ведь благодать Божия таинственно действует через священника, и сам он по опыту знает это таинственное действие Божией благодати.

Достоинство священства велико тогда, если священнослужение совершается на земле по чиноположению небесному, когда Сам Утешитель Дух Святой учредил его.

Когда кто-либо достойно совершает «божественное, всечестное и страшное священнодействие», тот получает пользу «паче всякого другого делания и созерцания».

Достоинство священства, имеющего власть приносить в жертву «тельца упитанного», связано с тем, что оно оказывает человеку главную помощь в его пути от образа к подобию Божию, препровождая его к обожению. В сущности, это и есть исцеление человека или, лучше сказать, свидетельство его исцеления.

Отцы, сравнивая священство со множеством других дел, ставят его выше них, ибо иные человеческие власти помогают человеку разобраться с земными делами, священство же направляет его к обожению. Вот почему «священство выше самого царства», ибо оно «устраивает божественные дела, человеческие власти – земные».

Конечно, достойное священство – это, главным образом есть священство Христово. На достойного священника посылается благодать, и именно потому он имеет силу лечить человеческие души.

Призвание и рукоположение апостолов

Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были Апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им Святого Духа, чтобы они могли прощать грехи, и послал их проповедовать «всем народам» и наставлять людей. Он сделал их евангельскими рыбаками и проповедниками. Именно это избрание и миссия сделали их Апостолами.

Тем не менее, у нас есть и случай Апостола Павла, который не был учеником Христа при Его земной жизни. Однако и он был призван в апостольское звание. Сам он считает себя Апостолом Иисуса Христа: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа...». Более того, он пишет также: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». В другом месте тот же Апостол пишет: «Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение...». Апостол уверен, что является свидетелем воскресения Христова, поскольку видел Христа, направляясь в Дамаск. Поэтому, описывая явления воскресшего Христа, он осмеливается утверждать: «...а после всех явился и мне, как некоему извергу», причисляя себя к свидетелям воскресения. Явление Апостолу Павлу Христа и призвание его в апостольское звание стало апостольским рукоположением. И ему Христос также дал Свое священство.

«Звание учительское и священническое, будучи великим, нуждается в указании Божием, чтобы принять это звание достойному. Поэтому в древности по пророчеству избирались священники, то есть по внушению Святого Духа».

Для выдвижения кандидатов на великое звание священников и епископов требуется большая подготовка и соблюдение многих условий. Апостол Павел настаивает, чтобы, если кто непорочен, такого призывали стать пресвитером или епископом. Потому он и советует: «Не из новообращенных» Не из новообращенных, потому что, как мы увидим ниже, необходимо прежде приобрести духовный опыт, подтвердить царственное достоинство святым крещением, очиститься и потом уже приступать к рукоположению.

Достойный к священству такой человек должен обладать особым вниманием и духовной силой и происходить из пустынников. Ведь если даже пустынники, «чуждые городу, рынку и их делам», не всегда обладают безусловным дерзновением, то сколь большей силой и способностями должен обладать священник, чтобы суметь «освободить душу от всякой скверны и в целости соблюсти духовную красоту». Поэтому Св. отцы и уверяют, что от священнослужителей, живущих в миру, требуется бо́льшая чистота, нежели от монахов. Ведь как священник сможет лечить немощных и духовно больных, если прежде не исцелился сам?

Подготовка к принятию священства занимает одно из господствующих мест в творениях преподобного Симеона Нового Богослова. Тот, кто не покинул мир и не удостоился принять Духа Святого, как приняли его божественные Апостолы, кто еще не испытал очищения и озарения и не удостоился «созерцания неприступного света», «священство и о душах попечение принять или поднять да не осмелится!»

С таким же учением мы встречаемся и в трудах преподобного Феогноста. Обращаясь к священнику, он говорит: «…если не имеешь извещения от Духа Святого, что ты благоприятный посредник между Богом и человеками, то на пагубу себе не дерзай на всесвятое и страшное священнодействие божественных тайн», то есть божественную евхаристию.

Однако были и такие Святые отцы, которые от предстоявшего им рукоположения бежали в горы, примером чему служит жизнь и учение святителя Григория Богослова. Объясняя свои поступки в слове, оправдывающем его удаление в Понт, он говорит, что человек не может взять на себя попечение над словесным стадом, если прежде «не соделался храмом Бога Живаго, живым жилищем Христовым в духе». Если «опытно и умозрительно не исследовал всех наименований и сил Христовых», «не учился уразумевать премудрость Божию, тайную, сокровенную», если он «еще младенец, питается млеком».

Разумеется, Святые отцы не оставались в неведении о том, что на деле многие принимают рукоположение, не имея подлинных дарований, не успев предварительно очиститься и исцелиться. Поэтому многие рукоположения «бывают не по божественной благодати, но по старанию людей».

Как было уже выше изложено, чтобы лечить духовные немощи больных, необходимо предварительно исцелиться самому, насколько это возможно. Как может лечить тот, кто прежде не исцелился сам и даже не вкусил начатков лечения? Те современные священники, которые погрузились в пучину своих страстей и дерзают брать в свои руки «безумных», при этом, когда они сами не узрели Жениха внутри чертога брачного, и не сделались сынами света и сынами дня, а сделались сынами тьмы, таковы, будучи сами больны, лечить больных не могут. «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; осветиться, потом освящать». Таковым рядовым священникам относиться руководство Святых отцов, что духовное чадо присуще иметь только вышестоящее духовное лицо, но ни как простой рядовой священник.

И так, если же целитель прежде не исцелился сам, то он «ничтожен». В наше время в современной церкви целителей здоровых единицы, а в основном священники прельстились миром, они больны, и прихожане поэтому очень тяжко больны, погруженные во все свои страсти. И вот таковы безумные… прилепляются к духовнику и поставляют его своим духовным отцом, возлагают на него все свои немощи, чтобы духовник все их тяготы нес на своих плечах. Таковы безумные(блудницы) исповедуются по два десятка лет у одного духовника и прилепляются к нему, как клещ к телу и начинают его любить страстной блудной любовью, все сильнее усугубляют свои страсти в особенности блудную, такие и не получают исцеления от своих духовных недугов. Слепой слепую ведет и оба в яму угождают. К этой тяжкой трагедии приводит предательство и невежество к Богу, присущее как прихожанам, так и духовнику. Таковым вожделенцам, блудницам нужно читать Святых отцов и познать следующее: Желание иметь духовного отца это желание исполняет Бог, но тогда, когда, христианин полностью предал себя в руки Божьи, отрекся от мира, встал на монашеский путь, вот таковому Бог и дарует старца.

А кто есть старец? Это лицо, прошедшее тяжелый путь самоотречения и такому Бог повелевает взять под свое руководство духовное чадо. Свою задачу старец, прежде всего видит, в руководстве и заботе о воспитании воли чада духовного, которое не имеет большого духовного опыта, а он отец духовный стремиться провести чадо через все искушения горести этой жизни. Старец тот, кто по собственной своей жизни и опыту познал о разнообразии темных путей, на которых поджидал его искуситель, и победы были преодолены. Поэтому как победителю в битве с сатаной такой и может иметь духовное чадо и руководить им, давать ему советы, чтобы уберечь от ошибок. И этим духовным чадом становится то лицо, которое предало себя полностью руководству духовному своему вождю и советнику и отказалось от своей собственной воли и под руководством старца стало проводить всю свою дальнейшую жизнь и принимает монашество. Чистосердечие и послушание и смирение и готовность к исполнению воли отца со стороны духовного чада, сердечность и справедливая строгость со стороны руководящего старца образуют содержание двухсторонних отношений озаренных божественной любовью в которой живут оба, так достигает ищущая душа сладости внутренней молитвы всепобеждающей силой любви и полной благодатности жизни в Боге с воскресшим Христом. В этом и заключается очень коротко сущность духовного отца(старца) и духовного чада.

Продолжим разговор о священстве. Духовная жизнь священства подразделяется на три стадии: очищение, просвещение и обожение. Это разделение встречаем у многих отцов, хотя названия у них могут быть использованы разные. Так, преподобный Никита Стифат пишет, что существуют три чина людей, преуспевающих в восхождении к совершенству: «очистительный, просветительный и таинственный, он же совершительный». При этом к очистительному чину принадлежат новоначальные, к просветительному – находящиеся посредине и к совершительному – совершенные. Проходя через эти три чина, христианин возрастает во Христе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: