Федеральные, региональные и локальные указы и акты




Май 2021 №5

Александра Фокина эксперт журнала, член Федерации психологов-кон­сультантов России, к. психол. н.

 

Регламент работы / Документация педагога-психолога

 

Ревизия кабинета: документы, которые психолог обязан проверить в 2021 году

В мае убедитесь, что ваши документы актуальны и учитывают нормативные требования, ведь плановые проверки кабинетов начнутся в детских садах уже с начала лета. Рассказываем, что конкретно проверить в своей рабочей документации, чтобы понять, что вы готовы пройти локальный смотр кабинетов и проверку вышестоящих инстанций.

Перед ревизией кабинета проверьте пять основных групп рабочей документации педагога-психолога. Первая группа – документы, которые характеризуют работников педагогической службы и условия их труда. Вторая группа – нормативные акты. Третья, самая объемная группа, включает планы и отчеты, а четвертая – индивидуальные документы дошкольников. Пятая группа – это ваши разработки, которые вы используете на консультациях, транслируете родителям, сотрудникам детского сада и профессиональному сообществу. А чтобы проверить не только документы, но и оборудование кабинета педагога-психолога, используйте чек-листы.

Формальная документация

Первая группа документов касается формальной стороны деятельности психологической службы детского сада. Они определяют, кто, в каком составе и по какому графику работает в ней. Проверьте, есть ли у вас копии документов об образовании, медицинские книжки работников, паспорт кабинета, этический кодекс и согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение.

 

Копии документов об образовании. Сложите в папку документы, которые подтверждают ваше право оказывать разные виды психологической помощи участникам воспитательного процесса. Это диплом, документы о послевузовском образовании, свидетельства и сертификаты о курсах повышения квалификации, аттестационный лист, оригинал или копия должностной инструкции за подписью заведующего и вас. Добавьте копии грамот, наградных листов, сертификатов участника конференции, которые вы получили. Ежегодно прикладывайте список мероприятий окружного, городского и других уровней, в которых вы приняли участие, например выступлений на городских конференциях. Они тоже характеризуют ваше профессиональное развитие.

Личная медицинская книжка. Убедитесь, что медицинские книжки на каждого работника психологической службы детского сада не просрочены, что все работники прошли необходимые медосмотры и сделали необходимые прививки. Обычно медкнижки хранятся у секретаря заведующего.

 

  Если в детском саду вышел приказ об обязательной вакцинации от COVID-19, убедитесь, что в медицинских книжках есть сведения о дате вакцинации.

 

Паспорт кабинета психологической службы. Формы паспорта кабинета различаются в разных детских садах, но все они совпадают по своим составляющим. Ориентируйтесь на схему типичного паспорта кабинета. В отдельной папке соберите документы, в которых закрепите, по какому графику работает кабинет и каковы его возможности: его площадь, технические средства, оснащение. При необходимости модифицируйте и дополняйте ее – например, добавьте описание функциональных зон и характеристику инклюзивной среды кабинета. Заверяйте паспорт кабинета у заведующего ежегодно.

 

  Приложите к паспорту кабинета копию приказа заведующего о мерах для профилактики коронавирусной инфекции в детском саду. Они отражают то, в каком режиме может работать кабинет в текущих условиях, сколько детей может находиться у вас на занятии одновременно. Как только возникают изменения в правилах, сразу добавляйте копию соответствующего документа в свой паспорт кабинета. Желательно попросить завхоза проверить его целиком, ведь в условиях пандемии вы должны точно знать площадь кабинета, возможности проветривания, вместимость, наличие средств дистанционной связи. Также проверьте, чтобы в кабинете был санитайзер и запас одноразовых масок и перчаток хотя бы для вас самих. Если в детском саду есть возможность закупать маски для посетителей, закажите их у завхоза.

 

Заверяйте паспорт кабинета у заведующего ежегодно

 

Этический кодекс практического психолога. Этический кодекс – необязательный документ, но его целесообразно иметь. Кодекс можно распечатать из открытых источников. В нем – основные моральные основы деятельности психолога, принципы ответственности, добровольности, конфиденциальности, гуманизма. Единого этического кодекса практических психологов на законодательном уровне нет, но в России среди педагогов-психологов признан кодекс Российского психологического общества.

Согласия на работу с психологом. В начале работы с детьми получите согласия в письменной форме. Удобно оформить их в виде таблицы, где по группам пофамильно перечислить детей и запросить подписи родителей и законных представителей в графе «согласен» либо «не согласен». Обратите внимание: если в уставе детского сада прописаны направления и формы работы педагога-психолога с воспитанниками, то согласия не требуются. В этом случае в тот момент, когда родители отдают ребенка в детский сад, они соглашаются с уставом во всех его частях, в том числе в части, которая описывает работу педагога-психолога.

Федеральные, региональные и локальные указы и акты

Проверьте, распечатали ли вы федеральные, региональные и локальные указы и акты, которые касаются работы психологической службы. В них входят документы, общие для системы образования в целом для всего детского сада. Эти документы регламентируют деятельность психологической службы общим, установочным образом.

Федеральные и региональные указы и акты. Проверьте наличие текущих редакций как минимум шести документов:

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

· Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1997 № 124-ФЗ;

· Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990;

· письма Министерства образования и науки от 02.03.2016 № 07–871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;

· инструктивного письма Министерства образования от 24.12.2001 № 29/188–6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Устав детского сада. Храните в кабинете или на своем компьютере копию устава детского сада как основного локального документа, которому вы следуете. Если вы храните устав в бумажном виде, допустимо распечатать для своего кабинета только ту его часть, которая касается психологической службы детского сада. В этом случае укажите на копии, что приводите фрагмент, а полный устав находится у заведующей, на сайте детского сада и в папке с документацией в локальной сети.

 

  Обязательно включите в перечень указов и актов установочные государственные документы, которые касаются деятельности образовательных учреждений в период пандемии. Вам понадобятся как минимум два документа: - Методические рекомендации Роспотребнадзора МР 3.1/2.4 0178/1–20 «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»; - Приказ руководителя детского сада об обеспечении безопасности воспитанников в период пандемии или аналогичный локальный документ.

 

НА ЗАМЕТКУ ПРАКТИКУ  
Допустимо, если вы не распечатаете федеральные законы, а сохраните в электронном виде в папке документов вашего рабочего компьютера. В этом случае составьте и вложите в папку бумажной документации краткое сообщение по образцу: «В своей деятельности психологическая служба детского сада руководствуется Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.1997 № 124-ФЗ» и т. д. Перечислите все документы из раздела «Федеральные и региональные указы и акты».

 

Годовые планы и отчеты

Проверьте, подшили ли вы в папку все годовые планы, по которым работали. Добавьте к планам отчеты о результатах деятельности психологической службы детского сада. Все это документы, которые отражают вашу работу с группами воспитанников, родителями, педагогами. Убедитесь, что в планах и отчетах нет индивидуальных данных участников образовательного процесса. Блок документации с отчетами и планами – самый трудоемкий, ведь в нем вы отражаете содержательную сторону вашей профессиональной деятельности. Храните документы из этого блока в течение не менее пяти лет.

Журнал учета форм работы педагога-психолога. Ведите журналы в удобной для вас форме. Одни специалисты составляют единый журнал для всех направлений работы, другие отдельно учитывают индивидуальную и групповую работу с воспитанниками, работу с педагогами и родителями. Стандартная форма журнала учета включает в себя нумерованный список с датами, видом работы, фамилиями обратившихся или указанием групп. Для видов работы вы можете использовать коды, например: «ПК» – психологическое консультирование, «РР» – развивающая работа, только расшифруйте их в журнале. Журналы – трудоемкая часть документации, и желательно заполнять их сразу же после того, как провели занятие или консультацию. Данные из журнала понадобятся для статистических справок и годового отчета.

Храните планы и отчеты не менее пяти лет

 

Перспективный план и годовой аналитический отчет. Придерживайтесь ключевых пунктов перспективного плана: цель и задачи работы, перечень направлений работы, понедельный план. В понедельном плане указывайте мероприятия, направления, сроки, участников, предполагаемые результаты. Заверяйте перспективный план у заведующего и храните один экземпляр у себя. В начале годового аналитического отчета укажите цели и задачи работы, перечислите направления работы, как в перспективном плане. Пропишите, какие мероприятия вы выполнили по направлениям, сжато изложите результаты.

 

  В отчете за текущий год отдельно укажите, какие мероприятия вы провели в связи с пандемией: организовали семинары и консультации, разработали памятки.

 

Календарно-тематические планы занятий с дошкольниками. Соберите календарно-тематические планы для каждого кружка, клуба, развивающего цикла или возраста. Например, включите туда тематический план по курсу подготовки детей подготовительной группы к школе. Форма календарно-тематических планов может отличаться в зависимости от детского сада. Обычно педагоги-психологи используют структуру, в которой есть пояснительная записка с целями, задачами, длительностью курса и участниками, после которых начинается собственно календарный план. В плане понедельно указывайте темы занятий, перечень оборудования и способы входного и итогового контроля, если вы его проводите.

Программы работы по направлениям. Пишите программы по всем основным направлениям работы педагога-психолога: программу диагностической работы, программу коррекционно-развивающей работы, программу просветительской и профилактической работы. Оформляйте их по установленной в детском саду форме. В программах отражайте количество и тематику занятий с каждой возрастной группой, ожидаемые результаты, методы, методики, пособия. Заверяйте программы у заведующего детским садом.

Тематические отчеты. Изложите результаты работы по конкретным направлениям или с конкретной группой воспитанников в тематических отчетах, то есть небольших аналитических документах. Например, это может быть отчет по результатам работы с детьми с ОВЗ, отчет по итогам диагностики психологической готовности воспитанников подготовительной группы к школе, отчет по работе с педколлективом.

 

  Добавьте тематический отчет, который отражает вашу работу с учетом пандемии. В отчет можно включить типичные жалобы и трудности участников воспитательного процесса, динамику тревожности, агрессивности, типичные конфликты по поводу изменений режима и поведения в детском саду, рекомендации участникам воспитательного процесса. Также добавьте в отчет данные об анализе дистанционных условий работы детского сада: какие условия изменились, как это связано с возрастными и психологическими особенностями участников воспитательного процесса, какие сильные и слабые стороны организации процесса в условиях пандемии вы как педагог-психолог отметили.

 

НА ЗАМЕТКУ ПРАКТИКУ  
Помните о правилах оформления отчетов. Пишите любой отчет на бланке детского сада, озаглавьте, укажите цель и методы работы. Укажите адресата: «для внутреннего пользования», «для предоставления администрации». Датируйте отчет и заверьте вашей подписью. Отчеты содержат обобщенные сводные данные, выводы и рекомендации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: