Правовое регулирование институтов непосредственной демократии




В конституции ФРГ содержат­ся отправные положения, касающиеся основных форм непосредст­венной демократии: выборов, референдума и народной инициативы. Активным избирательным правом пользуются все немцы (после объединения Германии – граждане единого немецкого государ­ства), достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избиратель­ных прав. Дру­гим требованием для активного избирательного права является трехме­сячный ценз оседлости, но не на территории общины, а на территории всей Германии. На выборах местных представительных органов избирательными права­ми на тех же условиях пользуются и неграждане ФРГ.

На выборах в парламент ФРГ, а именно в его нижнюю палату (верх­няя не избирается), действует смешанная избирательная система, соеди­няющая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе по одноман­датным избирательным округам, другая половина – по спискам полити­ческих партий. Причем кандидаты от партий не образуют общефедераль­ного списка, а создают свои списки в каждой земле, т.е. в каждом субъ­екте федерации. Избиратель имеет два голоса: один подает за кандидата в избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой – за кандидатов той или иной партии (в целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюлле­теню – по пропорциональной системе.

Законодательная власть

Основной закон не содержит термина «парламент». В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй – назначаемым. Бундестаг – избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание земель. Функции и полномочия Бундесрата аналогичны традиционным функциям и полномочиям слабых верхних палат парламентов, поэтому его вполне можно считать верхней палатой парламента ФРГ, а сам этот парламент можно характеризовать как двухпалатный.

Бундестаг избирается единовременно на 4 года прямыми всеобщими равными выборами по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Частично депутаты избираются от одномандатных избирательных округов по мажоритарной системе относительного большинства, а частично – по земельным партийным спискам с использованием пятипроцентного заградительного барьера

Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Число мест, которое имеет каждая земля в Бундесрате, колеблется от трех до шести в зависимости от численности населения земли. При этом голоса членов Бундесрата от каждой земли подаются только согласованно, что наилучшим образом служит выражению и балансу интересов земель и предназначению Верхней палаты.

Палаты имеют председателей, их заместителей, бюро, секретариаты, парламентские комитеты – постоянные и временные, а Бундестаг – также партийные фракции. Заседания палат являются публичными, если только сама палата не примет постановление о проведении закрытого заседания. Решения принимаются большинством голосов. Палаты имеют регламенты.

Депутаты Бундестага обладают свободным мандатом, а члены Бундесрата – императивным. Одно лицо не может одновременно быть одновременно депутатом Бундестага и членом Бундесрата. Основное направление деятельности германского парламента – законотворчество. Законы принимаются по вопросам исключительной компетенции федерации, конкурирующей компетенции федерации и земель и рамочной компетенции федерации.

Законопроекты вносятся в Бундестаг. Правом законодательной инициативы обладают Федеральное правительство, депутаты Бундестага и Бундесрат. При этом законопроекты Федерального правительства вносятся через Бундесрат, который высказывается о них в течение шести недель, а по проектам, объявленным правительством срочными, – в течение трех недель. Наоборот, законопроекты Бундесрата направляются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение 3 месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Депутаты Бундестага могут вносить законопроекты напрямую в свою палату, но не единолично, а лишь в количестве не менее 5% от общего числа членов палаты или от имени одной фракции.

Законопроекты, как правило, рассматриваются в Бундестаге в трех чтениях, между которыми они обсуждаются в комитетах. Третье чтение завершается принятием закона (или его отклонением). Принятый Бундестагом закон немедленно передается в Бундесрат для одобрения. Одобрение может быть выражено в активной или пассивной формах, т.е. путем голосования или без такового. Впрочем, некоторые законы нуждаются в обязательном активном согласии Бундесрата. Это ряд финансовых законов, законы о территориальных изменениях федерации, об изменении Основного Закона и др. Если Бундесрат дает согласие, закон считается принятым окончательно, а если нет – он в течение трех недель с момента получения принятого Бундестагом закона может потребовать созыва комитета, образуемого из парламентариев обеих палат, для совместного обсуждения законопроекта. Бундестаг вправе делегировать право издавать акты по вопросам законодательства Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли. Еще одно важное направление деятельности парламента ФРГ – контроль над деятельностью Федерального правительства, члены которого несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом. Бундестаг может сместить Федерального канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания нового канцлера. В этом случае все правительство уходит в отставку. Основной Закон ФРГ установил и другую форму политической ответственности Федерального правительства перед парламентом. Это вотум доверия. Вопрос о доверии ставится Федеральным канцлером. Если за доверие не проголосует большинство депутатов Бундестага, то по предложению Федерального канцлера Федеральный президент в течение 21 дня может распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, если Бундестаг большинством голосов изберет нового Федерального канцлера. Парламент ратифицирует многие международные договоры. Он может объявить состояние обороны, если страна подверглась агрессии или ей угрожает такая агрессия.

Исполнительная власть ФРГ

Исполнительную власть в ФРГ осуществляют Канцлер, Правительство и Президент.

Федеральное Правительство ФРГ состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

Правительство формируется после избрания депутатов Бундестага, которые в свою очередь избирают Канцлера, принимающего непосредственную роль в формировании кабинета министров. Министры назначаются Президентом по предложении Канцлера.

Правительство находится в прямой зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность: Бундестаг может вынести вотум недоверия Правительству в лице Канцлера, что в конечном итоге приводит к отставке Канцлера и Правительства.

С другой стороны, Канцлер может поставить вопрос о доверии Бундестагу и в случае если не получит большинства голосов, Президент может распустить Бундестаг, а Правительство досрочно уходит в отставку. Кроме этого, Бундестаг может быть распущен Президентом, если на заключительном туре выборов Бундестаг не утверждает кандидатуру на пост Канцлера, выдвинутую Президентом.

К функциям Правительства можно отнести:

-воплощение в жизнь законов, принятых Парламентом;

-планирование политического развития страны;

-осуществление руководство государственными делами а также другие вопросы;

-контроль за деятельностью органов управления в землях;

Бундестаг вправе делегировать законодательство Правительству:

-Правительство праве издавать постановления общего характера;

-Правительство праве издавать постановления по исполнение законов;

-Правительство праве издавать постановления, имеющие силу законов, но только по отдельным вопросам и с согласия Бундестага.

Правительство обладает правом законодательной инициативы.

Правительство находится у власти в течение 4 лет. Однако есть случаи досрочного прекращения его полномочии:

-в связи с уходом в отставку или смертью Федерального канцлера;

-с момента утверждения нового Бундестага;

-в результате вотума недоверия, выраженного Бундестагом Федеральному канцлеру;

-при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуске Бундестага Президентом.

Таким образом, судьба Правительства во многом зависит от Канцлера, а его отставка означает отставку всех федеральных министров, а тем самым и всего Правительства.

Система органов исполнительной власти трехступенчатая:

- Министерства, наделенные политическими функциями;

- Ведомства среднего звена, имеющие функции надзора;

- Ведомства несшего звена, осуществляющие сугубо исполнительные функции. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера. Министры действуют самостоятельно в рамках своей компетенции и несут за это ответственность перед Канцлером, которых может их уволить.

Канцлер занимает особое положение в системе органов исполнительной власти, именно поэтому ФРГ часто называют «канцлерской» республикой. Фактически Канцлер является главой исполнительной власти, так как он возглавляет Правительство, формирует его состав, а также вправе увольнять министров. Президент же занимают посредническую роль между Канцлером и Правительством, так как без одобрения Президента Канцлер не вправе назначать министров. Наиболее существенное полномочие Президента заключается в том, что он выдвигает кандидатуру на пост Канцлера Бундестагу. А если в заключительном туре кандидат не получит большинства голосов, то Президент праве распустить Бундестаг. В действительности, это право является формальным и на практике таких случаев не было. Президент находится в устойчивой связи с партией, победившей на выборах. Именно поэтому он выдвигает кандидатуру на пост главы Правительства и Канцлером становится лидер победившей партии. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получит абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера.

К функциям канцлера относится:

-определение основных направлений внутренней и внешней политики;

-формирует Правительство;

-руководит работой Правительства;

-увольняет министров а также другие вопросы;

Президент ФРГ избирается Федеральным Собранием путем косвенных выборов на 5 лет. Как правила, победившая партия выдвигает кандидатуру на пост главы государства.

Президентом может стать лицо, достигшее 40-летнего возраста и обладающее пассивным избирательным правом. Выборы проходят в 3 тура: первые два тура требуют абсолютного большинства голосов, а третьи – относительного.

Президент может осуществлять свои функции два срока подряд. Президент не может быть членом Парламента, Правительства, Ландтага земель, он также не может занимать другую оплачиваемую должность.

К полномочиям Президента можно отнести:

-подписание федеральных законов;

-выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера;

-назначает министров;

-назначает судей.

Причем эти и многие другие полномочия требуют контрасигнатуры Канцлера. Но контрасигнатура не требуется в 2-х случаях: для акта об увольнении Канцлера и для роспуска Бундестага. Предусмотрена процедура отрешения Президента от должности. Для этого нудно, чтобы Бундестаг и Бундесрат выдвинули обвинения против и направили его в Конституционный суд.


Судебная система Германии.

Судебная власть в ФРГ не существует в виде какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действует еще 5 ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

Конституционный суд состоит из 2-х палат и 16 судей, половину избирает Бундесрат, половину Бундестаг (2/3-ми голосов на 12 лет без переизбрания). Компетенция: 1) толкование федеральной конституции; 2) рассмотрение споров по вопросу взаимоотношения федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по нарушениям законов; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами; 5) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов и т.д. Конституционный контроль - как последующий, так и предварительный. В Конституционный Суд может обратиться любой гражданин.

В землях действуют конституционные суды земель. Они вправе контролировать соответствие законов земель федеральной или местной конституции.

Каждая из остальных 5 ветвей имеет верховный орган (высший суд). Эти судебные органы не зависят друг от друга. В случае разногласий созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решение, обеспечивает единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций: 4 у общих (низшие (участковые) суды, несколько земельных судов); 3 у большинства остальных судов; 2 у финансовых судов. 2-е место в мире после США по количеству судей на душу населения.

Суды общей компетенции - рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам - споры между работником и работодателем; административные суды - иски граждан к государственным служащим и иски государственных служащих к администрации; суды по социальным делам - рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам пенсий и выплат.

В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в составе судьи и двух заседателей. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и гражданские дела, а также является апелляционной инстанцией. Верховный суд земли проводит ревизию - особый процесс в Германском праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации. Федеральная судебная палата осуществляет только кассационный процесс. В низовых судах др. ветвей в процессе участвуют 3 судьи и 2 заседателя. Присяжные участвуют в анализе права. Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Германии.

Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель ».В ст.97 провозглашается важный принцип правового государства — независимость судов и их подчинение только закону.

В Германии существует сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: бщей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. Согласно конституционным положениям, «в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам » (ст.95).Кроме того, могут быть также учреждены Федеральный патентный суд, Военно-уголовный суд и другие суды. Подобную судебную систему принято называть специализированной.

Таким образом, в рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции подразделяется на пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют, соответственно, верховные суды Германии. Верховные суды независимы друг от друга, в случае разногласий совещание председателей этих органов принимает консолидированное решение.

В ФРГ существует эффективный институт конституционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основным законом и специальным федеральным конституционным законом.

Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Парламента: половина судей избирается Бундестагом, другая половина — Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий — 12 лет.

К его компетенции относятся:1)толкование Основного закона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений;2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой;3)рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону;4)рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов.

Местное управление и самоуправление в фрг

Организация власти на местах в Германии, регулируется конституциями и законодательством земель (как и свойственно федерациям). Территориальное деление германских земель – трехзвенное. Земли подразделяются на округа, округа – на районы и города (приравненные по статусу к районам), районы делятся на общины (и города имеющие статус общин).

Субъектами местного самоуправления в Германии являются все территориальные единицы уровня ниже земли – округа, районы и общины. Наибольшее значение местное самоуправление имеет на нижних уровнях (районы и общины).

В общих чертах система включает в себя представительный орган (совет) и формируемый им (или избираемый населением) исполнительный орган (должностное лицо).

В общем, это выглядит так:

Представительного органа нет (единственное исключение из правила!). Во главе округа – правительственный президент, назначенный земельным правительством.
Представительный орган – районное собрание (избирается населением, на срок 4 – 6 лет). Исполнительный орган (должностное лицо) – глава района – ландрат (избирается либо советом, либо непосредственно населением района).
Представительный орган – муниципальный совет (избирается населением общины). Исполнительную власть осуществляет глава общины – бургомистр (избирается либо советом, либо непосредственно населением).

Округ

 

Район

Община

Единой системы местного управления и самоуправления в масштабах всей страны, нет. В различных землях могут быть отличия (сроки полномочий представительных органов, порядок формирования исполнительной власти и др.).

Особое развитие местное самоуправления имеет на самом нижнем уровне территориальной организации – в общинах ФРГ. Здесь его роль особенно велика, так как эти территориальные единицы наиболее «приближены» к населению страны. В настоящее время на данном уровне существует значительное количество систем (моделей) организации местного самоуправления. Выбор, какой либо из них определяется условиями конкретной территории, на которой она существует – историческим и социально-экономическим развитием, составом населения, географическими условиями и др.

В основном представлены четыре модели организации (см. схему на следующей странице):

Местное самоуправление в общинах ФРГ

Южногерманская система Северогерманская система
Представительный орган (Совет общины) и должностное лицо исполнительной власти (бургомистр) являются одной коллегией. Оба органа избираются населением, однако доминирует совет, хотя бургомистр может обладать рядом важных полномочий. Представительный орган (Совет) избирается населением. Исполнительный орган (исполнительный комитет) формируется советом. Руководит советом директор общины, также избираемый советом. Помимо этого существует и глава местной администрации (бургомистр или ландрат), но он в основном формален.

 

Система Совет-бургомистр Система Совет-магистратура
Представительный орган, как всегда избирается населением. Должностное лицо исполнительной власти – бургомистр, хотя и избирается советом, является «сильным», и по существу возглавляет совет. Кроме того, он является представителем правительства земли (т.е. двойное подчинение) Представительный орган (напр. городское собрание) избирается населением. Коллегиальный исполнительный орган – магистрат избирается собранием из своего состава. Магистрат включает бургомистра (оплачиваемая должность), все остальные члены работают на общественных началах.

Все эти системы могут иметь свои разновидности в конкретных землях, поэтому в действительности моделей самоуправления еще больше.

В городах Германии имеющих статус земель (Берлин, Гамбург, Бремен) имеются свои системы органов местного самоуправления – как правило, они состоят из привычного представительного органа (городского собрания) избираемого населением, и главы местной администрации избираемого либо собранием (Бремен), либо непосредственно населением (Берлин и Гамбу

Уровни управления в фрг. Региональные и местные органы управления Германии

Немецкие теоретики выделяют 5 уровней управления в Германии. В пяти землях существует также «средний уровень » между уровнями регионального управления и местного самоуправления, на котором существуют территориальные подразделения органов власти федеральных земель.

Таблица 5.1 – Уровни управления в ФРГ

Уровни административного деления Уровни управления Представительный коллегиальный орган
  Европейский союз Надгосударственное управление Европейский парламент
  Федеративная Республика Германия Государственное (федеральное) управление Бундестаг
  Федеральная земля Государственное (региональное) управление Ландтаг, Бюргершафт
Административный округ Местное управление («средний уровень»)
  Район и город в статусе района Местное самоуправление Крайстаг
  Городская и сельская община Местное самоуправление Коммунальный совет

На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель – Ландтаги (нем. Landtag) и Бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен), которые избираются на 4 и 5 лет всеобщими прямыми выборами. Парламенты земель являются однопалатными, кроме Баварии, где есть еще верхняя палата – Сенат. Они принимают законы, действующие в пределах земель, формируют земельное правительство, осуществляют контроль за его деятельностью. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является Министр-президент или бургомистр города-земли.

Министр-президент (нем. Ministerpräsident) – премьер-министр земельного правительства, который избирается депутатами Ландтага и совмещает функции главы правительства и главы государства (земли). Правительство земли подотчетно Ландтагу этой земли.

На уровне административных округов действует только местное управление в лице правительственного президента, который назначается земельным правительством.

Район (нем. Kreis в Северном Рейне-Вестфалии и Шлезвиг-Хольштайне) или земельный район (нем. Landkreis во всех остальных землях) – единица административно-территориального деления, которая делится на общины. Район обладает органами местного самоуправления. Высшим органом законодательной власти в рамках района является избираемое местное собрание Крайстаг (нем. Kreistag). Крайстаги занимаются координацией межмуниципального взаимодействия и решают вопросы, выходящие за пределы возможностей общин. На уровне района может также существовать должность Ландрата, который является представителем земельного правительства, подчинен правительственному президенту или министру-президенту и осуществляет государственное управление и контроль над местными органами.

Община (нем. Gemeinde) – в политической системе Германии самая низшая ступень в структуре государственного администрирования, носитель коммунального самоуправления. Общиной может являться город, сельское поселение, совокупность нескольких поселений. Общины самостоятельны в вопросах, которые решают по собственной инициативе на собственные средства. Обычно общины подчиняются непосредственно району.

Конституциями всех земель предусмотрено обязательное условие существования общины, а также раздельное существование представительного и исполнительного органов власти. Общинные органы самоуправления формируются путём прямых, равных и всеобщих выборов. В небольших общинах роль представительного органа может играть собрание всех жителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: