Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл




Конференция «ПРОБЛЕМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ...

Вместе с тем, сохранение и развитие Россией своего мощного ракетно-ядерного потенциала как оружия сдерживания является сильнейшим фактором...

Вопрос о моральной и нравственной ответственности ученых и инженеров перед человечеством с невиданной ранее силою встал в связи с овладением атомной...

www.netda.ru/sobor/sarov2000npk.htm · 398 КБ · 10.04.2003

Иерей Кирилл Копейкин

Секретарь учёного совета Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии
Настоятель храма Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете

…С точки зрения христианской традиции сама возможность познания этого мира для человека обусловлена тем, что Бог изначально вкладывает мир в сердце человека. В книге пророка Екклесиаста говорится о том, что Бог вложил мир в сердце человека, причем слово, которое там употреблено, буквально означает целостность бытия. И именно то, что человек изначально соустроен миру, содержит этот мир в себе, позволяет человеку описывать этот мир, например, на языке математики. И потому, когда мы вводим какие-то, казалось бы, абстрактные модели, эти модели соответствуют миру.

Прекрасным примером является ситуация в современной физике. Теория групп возникла более 100 лет назад и первоначально была красивой математической игрушкой, которая не имела никакой практической приложимости. И вдруг по прошествии почти 100 лет оказалось, что эта теория групп является тем языком, на котором мы описываем мир элементарных частиц. Почему это вдруг произошло? Именно потому, что структура человеческого логоса, внутреннего мира человека соответствует структуре внешнего космоса, который нас окружает.

 

И поэтому, как мне представляется, перспективной задачей была бы переориентация на постижение внутреннего космоса человека, внутреннего универсума, попытка установления соответствия между внутренним миром, который вложен в каждого из нас, и внешним миром, который нас окружает. С точки зрения преподобного Максима Исповедника именно в этом и заключается, собственно, цель познания окружающего нас естества <Вот опять! Стоило мне это подумать и через пару минут я это уже читаю у другого человека! Действительно, ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО нового нам, наверное, уже не дано изобрести или открыть – перед нами стоит, скорее, задача с пользою для себя открыть сокровищницу мудрости прошлых веков и приспособить устаревшие её элементы к современной жизни, или современную жизнь привести в гармонию с Мудростью, которая не имеет возраста>. Преподобный Максим говорит о том, что Бог дает нам этот мир, как игрушку, подобно тому, как мы даем игрушки нашим детям. Это своего рода игрушку, чтобы, постигая тварное естество, мы, дойдя до предела <в научных открытиях>, до невозможности продвинуться дальше, обратились к самому себе и через это обратились к Богу, Творцу. Творцу человека и Творцу этого мира.

 

В.Я. Шатохин

Член Президиума Всемирного Русского Народного Собора
генерал-лейтенант

…где мягко – там надо мягко, а где жестко – там надо жестко, там и власть надо употребить. И правильно здесь было сказано: диктатура закона, о которой говорит наш исполняющий обязанности Президента, неприемлема в духовном деле, но если мы будем ждать, когда все само сделается, ничего и не будет.

…«Нет больше той любви, кто положит душу свою за друзей своих». Это то, что нам завещали наши предки.

…Вы понимаете, если бы каждый из нас знал то, что сказал один священник: “ Нет праведника – не ищи около себя, ищи в себе. Сделай себя праведным ”. Как говорил наш Серафим Саровский, встречая каждого: “Радость моя! Ищи праведного в себе, и вокруг тебя тысячи спасутся ”. И если в каждой организации так будет, то и будет слава Богу.

Я промыслом Божьим в течение 9 суток был на Святой Земле и Господь так сподобил, что вместе со мной были три иерарха Грузинской Православной Церкви, три епископа. Это такое великое чудо, я просто передать не могу. Я хочу, чтобы нас окормляли умные пастыри, в меру мягкие, иногда жесткие, я хочу вместе с ними проводить наши совместные слушания, которые проходят уже много лет.

 

 

В.Н. Первушин

Я хотел бы попросить прощения у тех, у кого мой доклад вызвал те страшные ассоциации, о которых говорил о. Максим Козлов. Если говорить серьезно, то, слушая выступления о трудностях продвижения Православия в крупных научных центрах, я хотел бы поделиться тем опытом, который накопился у нас в Дубне за последние 10 лет. Вы знаете, что все это началось с конца восьмидесятых годов. Я в то время возглавлял общество "Знание", хотя был и не партийный, и одновременно вел философский кружок и был председателем правления дома культуры "Мир". Мне удалось тогда еще сразу понять, где корни этого сектантства, протестантства, выделить ту среду, где все это возникает. Вы сами понимаете, что это интеллигенция, причем активная интеллигенция. Это не простой народ. Простой народ – в церкви. Поскольку я работал в такой области, я постарался это в корне пресечь.

Каким образом? Представьте себе – в городе объявление: "Выступает известнейший византолог, ректор Свято-Владимирского духовной академии штата Нью-Йорк, протоирей Иоанн…” и далее все описано, что и как. Естественно, народ идет. Кругом реклама, дом культуры забит. И я попросил о. Иоанна, царство ему небесное, рассказать о воцерковлении, причем не просто сделать доклад, а рассказать о себе, о своей жизни. И вы знаете, это произвело неизгладимое впечатление. Следующий опыт – это наши конференции. Пусть они проходят лишь один раз в год. Но на конференцию обязательно приходят те люди, которые представляют собой потенциальный источник этого сектантства. И вот когда они приходят, их встречает собственной персоной Алексей Ильич Осипов или диакон Андрей Кураев, или еще какой-то православный полемист такого же уровня <Свято место пусто не бывает. На дурную пропаганду мы должны отвечать своей, позитивной>.

Я могу поделиться секретом: православные названия конференций, их темы – это "суп из топора". На самом деле надо, я специально обсуждал это с этими людьми, побольше времени уделить вопросам и ответам. Мы специально приглашали из Москвы ведущих протестантов, индологов. И вот следуют вопросы и ответы, начинается дискуссия о том, какая религия лучше. Вы можете представить себе Алексея Ильича Осипова и какого-нибудь индолога. И естественно, вся интеллигенция отпадает от этих направлений.

Я не считаю, что в какой-то степени способствовал тому, что у нас три православных храма, что у нас нет сектантства и так далее. Но я думаю, что такие конференции, такая политика плодотворны. Это первый момент. Второй заключается в том, что я все-таки советую организаторам, в первую очередь им, повышать свой профессиональный уровень в области святоотеческого богословия. Самые лучшие книги, это о. Иоанн Мейендорф, его курс лекций, или три книги Георгия Флоровского, особенно "Пути русского богословия". Просто взять и прочитать эти книги. И естественно – самим организаторам вести воцерковленную жизнь. Я подчеркиваю, это очень важно самим организаторам взять и сделать, а не просто говорить о том, что было бы хорошо и так далее. Вот такие у меня деловые предложения по поводу того, как бороться с сектантством.

 

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата
Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора

…Говоря о нашей стране, я хотел бы обозначить некоторые их этих проблем. Уже стало общим местом утверждение: от того, что будет с отечественной наукой, зависит будущее страны. И действительно, это будущее зависит именно от состояния науки, от того, как результаты научных исследований воплощаются в реальных технологиях. Если мы не сохраним своей науки, своей технологической базы, Россия станет потребителем чужих технологий, чужих идей, а это будет означать немедленный отток интеллектуального потенциала в те страны, где новые идеи востребованы, где они будут немедленно реализованы и соответствующим образом оплачены.

Поэтому состояние науки – это стратегический вопрос развития России. Это, в конце концов, вопрос о том, какой будет Россия в XXI веке и в последующие столетия. Мы потеряли свои территории, в демографической катастрофе теряем свой народ, теряем генетический потенциал нации. Статистика свидетельствует - 90% новорожденных детей у нас больны. Мы теряем наш оборонный потенциал - достаточно посмотреть, что происходит сейчас в Чечне. А если в этих условиях мы потеряем и научный потенциал, что тогда ждет наше государство?..

…Итак, что же может сделать Церковь? Церковь, несомненно, может сделать многое, потому что она является не только духовной, но и общественной силой. Сегодня мы должны реально помогать нашим ученым. Мы должны возвышать свой голос ко власть имущим, к общественности, показывая присущими нам средствами красоту подвига современного русского ученого, который порой за гроши творит великие и славные дела на благо Отечества.

Несколько лет назад меня пригласили сюда, в Московский государственный университет, на механико-математический факультет. Я встречался со студентами, с профессорами. Я увидел, в каком тяжелом материальном положении находятся ученые, и спросил одного из них, замечательного математика: “Что вы здесь делаете? Может, вам лучше уехать?” Он сказал: “Владыка, все, кто хотели уехать, уже уехали. А мы здесь, как часовые. Если и мы уедем – не будет Московского университета. А не будет Московского университета – не будет русской науки ”.

Это же настоящий духовный подвиг, подлинное подвижничество! Нужно быть слепым или очень высокомерным, чтобы не видеть этого подвига. И задача Церкви – помочь таким ученым, помочь всем, чем она может. Церковь должна будить совесть власть имущих, предавая гласности все, что необходимо предать гласности, дабы спасти и уберечь отечественную науку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: