Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4




Вариант 2

А1. Укажите, в каких словах количество букв и звуков совпадает:

1) обезьяна

2) жалуются

3) уместный

4) яблоко

5) вожжи

 

 

А2. Разделительный Ъ пишется в словах:

1) пред…ударный

2) об…есться

3) интер…ер

4) волеиз…явление

5) двух…язычный

 

 

А3. Пишется Ь на месте всех пропусков в рядах:

1) престиж…, не плач…те

2) помощ…, стрич…ся

3) сем…надцать, помощ…ник

4) глуш…, назнач…те

5) упряж…, невмоч…

 

 

А4. Пишется Ыв словах:

1) ц…ничный

2) пац…ент

3) от…имённый

4) раз…грать

5) ящериц…н

 

 

А5. Пишется А в словах:

1) насл…ждение

2) к…снись

3) пл…вник

4) г…строли

5) девяност…дневный

 

 

А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) нав…вать сны, проб…рались

2) автор…тет, пр…творяться больным

3) мел…орация, подж…гать

4) изв…стить, друж…любие

5) пр…сыщение, эш…лон

 

А7. Ошибка допущена в одном из слов в рядах:

1) кристальный, классицизм

2) стажёр, собачёнка

3) решётчатый, бороздка

4) сражён, жужать

5) тростниковый, с калачом

 

 

А8. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

1) штуков…нка, разговорч…вый

2) сирен…вый, саквояж…к

3) с играющ…м футболистом, издань…це

4) в птичь…м пени…

5) на простирающ…мся пространств…

 

 

А9. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) встрет…мся, разлома…шь

2) лиша…шься, хлеб зачерстве…т

3) взвешива…мый, невид…мый

4) предвид…ли будущее, завис…вший от других

5) постро…нный, вывал…нный в грязи

 

 

А10. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

1) говорить растрога…о, варе…ое всмятку яйцо

2) мабообразова…ый, неезже…ая дорога

3) они аккуратны и воспита…ы, стопта…ый каблук

4) пута…ица, салфетки накрахмале…ы бабушкой

5) полотня…ый, тяжелоране…ый

 

 

А11. Пишется НЕ и раздельно на месте всех пропусков в предложениях:

1) (Н…)поглядев на пирог, (н…)говори, что сыт.

2) Кто (н…)приучен к порядку, тому отнюдь (н…)просто выполнить эту работу.

3) Пастухов (н…)знал (н…)где сейчас Суровцев, (н…)где командир роты, (н…)каковы потери батальона.

4) Он ел всё, что ему (н…)подавали, и совсем (н…)смущался.

5) Она желала достичь цели во что бы то (н…)стало и, (н…)жалея сил, продолжала упорно работать.

 

 

А12. Через дефис пишутся слова:

1) (пол)угла

2) (бутылочно)зелёный

3) (вагоно)строительный

4) (по)ровну разделить

5) (по)видимому следу

 

 

А13. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) (Не)смотря на холодный воздух, дверь на улицу была открыта настежь.

2) Она то(же) подошла к Павлу.

3) Спасибо за(то), что понимаешь меня.

4) Игра закончилась (в)ничью.

5) Что(бы) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без волнения.

 

 

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Огромные распластанные крылья грифа _ как махровое чёрное полотенце.

2) Любить людей _ значит верить в их добрые намерения.

3) Широкопалый рак, занесённый в Красную книгу, _ один из четырёх видов речных раков, обитающих в Беларуси.

4) Разную древесину: ольху, осину, пихту, кедр _ испытали они, но нашли, что лучше всего для лучины подходит берёза.

5) Найти новые источники энергии, способные обеспечить развитие общества, _ общая цель человечества в двадцать первом веке.

 

 

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает грибком _ и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

2) Только незабудки _ да васильки _ да ромашки цвели кое-где на полянках.

3) Ветер то дунет _ то замрёт _ то снова всполошится.

4) В зале были приготовлены ноты _ и скрипки для музыкантов _ и удобные кресла для зрителей.

5) Шекспир, Лев Толстой, Гоголь титаническими усилиями создавали _ не только типы человека _ но и типы эпохи.

 

 

А16. Обособленные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Эта колоссальная пирамида находится близ Пуэбло одного из красивейших городов современной Мексики.

2) Спустя неделю я всё-таки решил заняться бегом.

3) Ну что же господа присяжные вы сами видите что мы оказались правы.

4) От горизонта издалека пригнанные ветром стремительно уходили в поблёкшую высь светлые облака.

5) В тот раз вы ускользнули от меня стремительно и ничего не объяснив.

 

 

А17. Вводные слова (словосочетания) есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Вот тут-то пожалуй и начинается самое интересное в истории первой попытки создать Институт человека.

2) Самое большое наслаждение сделать то что по мнению других вы не можете делать.

3) Ему нездоровилось однако он всё-таки приехал чтобы встретиться с друзьями.

4) Ветер мёл по дороге лохмотья пыли и казалось что вдали дорога дымится.

5) Он знал эту черту академика как впрочем и все сотрудники института.

 

А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования.

2) Только весело цвикали мелькавшие меж ветвей синицы, да жадно и сухо крякали сойки, разнообразя тревожный и грустный шум леса.

3) Штиль наступает в такой тишине, что слышно, как в горах стучит топор, и как от каждого его удара в ущелье отдаётся лёгкое эхо.

4) Не порывай нить дружбы, ибо если придётся опять её связывать, то останется узел.

5) Хотя ветер стих и дождь перестал, хотя небо очистилось от туч и солнце сияло, было довольно прохладно и давление было низкое.

 

 

А19. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Утром я проснулся и зажмурился _ в иллюминатор свободно лилось солнце.

2) Всю неделю меня мучили сомнения _ была ли она с нами откровенна до конца или чего-то недоговаривала?

3) Только выше всё всплывает месяц золотой _ только стадо обегает пёс сторожевой.

4) Мозаика белых льдин на суровом просторе океана будит во мне воспоминание о любимой детской сказке _ в замке Снежной королевы Кай складывает из кусочков льда слово «вечность».

5) И стало ясно _ жизненный опыт, каким бы печальным он ни был, невольно приводит к новым открытиям.

 

 

А20. Чужая речь правильно оформлена в предложениях:

1) – Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство.

2) Джами считал, что: «Нет друга ближе совести твоей».

3) «Где твой хозяин?» – спросил Хантер служанку. «Он ещё спит». – «Так разбуди его и скажи, что мы желаем с ним говорить». – «Если хотите, я разбужу его, но тогда он будет очень злой», - заявила негритянка.

4) Прохожий спросил, что далеко ли до пристани.

5) Поэт, как считал Н.А.Некрасов, «гражданином быть обязан».

 

А21. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) И качаются волны Невы _ словно тоже хотят закружиться в золотом хороводе листвы.

2) Ни в чём так свободно не проявляется народный характер _ как в песне и пляске.

3) Память _ как сказочное сито, которое пропускает сквозь себя мусор, но задерживает крупинки золота.

4) Древние египтяне культивировали сельдерей _ как декоративное и лекарственное растение.

5) Бонни _ как самый старый слон в зоопарке _ строго следил за поведением молодых слонят.

 

А22. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Запоздалая семейка колокольчиков на лесной опушке у каждого в душе вызывает что-то своё: один обрадуется, будто нашёл жемчужное зерно, а другой грустно улыбнётся.

2) За одну ночь всё кругом изменилось: лес казался ближе, речка точно сузилась, а низкие облака ползли над самой землёй, чуть ли не цепляясь за верхушки елей.

3) Там, где небо смыкается с землёй вспыхивают и поднимаются вверх разноцветные занавесы северного сияния, и часами можно не переводя дыхание и не отрываясь любоваться этим явлением природы, которое всегда так поражает жителя средних широт.

4) Поверхность дрейфующей льдины напоминала мне далёкую южную степь, где подросли лесные полосы: там хоть и равнина, но обзора нет.

5) Малыш забирается ко мне на колени, и я укутываю его в свитер, поглаживаю и уговариваю, чтобы он не боялся: страшный сон никогда не сбудется, а завтра снова выглянет солнышко.

 

А23. В каких примерах имя существительное употреблено в форме В.п.?

1) идти на ярмарку

2) выйти из дома

3) купить молока

4) пить кофе

5) прочитать четыре книги

 

А24. Какие морфологические и синтаксические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Он пришёл убедить нас в необходимости продолжить эксперимент.

1) несовершенного вида

2) второго спряжения

3) непереходный

4) в форме 3-го лица

5) обстоятельство

 

А25. Морфологические нормы нарушены в примерах:

1) наихрабрейший воин

2) занавески из тюли

3) колебается маятник

4) шестистами километрами

5) две пары туфель

 

 

А26. Строение каких слов соответствует схеме корень+суффикс+суффикс+окончание?

1) длинноватый

2) аптечка

3) известняковый

4) сохнувший

5) бегунья

 

 

А27. Укажите конструкции, которые не являются словосочетанием:

1) увлёкшись идеей

2) опадают листья

3) весьма привлекательный

4) в течение суток

5) тёмной ночью

 

А28. Укажите, в каких случаях правильно соотнесены стили и жанры речи:

1) публицистический – приказ

2) официально-деловой – договор

3) разговорный – статья

4) художественный – конспект

5) научный – диссертация

 

А29. Правильными являются утверждения:

1) Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслительная и познавательная.

2) Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения.

3) Спряжение глаголов определяется только по неопределённой форме.

4) В образовании слова могут участвовать несколько производящих основ.

5) Односоставные предложения могут быть полными и неполными.

 

Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4

(1)Коршуны – это большие хищные птицы семейства ястребиных, которые обитают в Старом Свете. (2)От прочих хищных птиц коршуны отличаются небольшим слабым крючкообразным клювом, короткими ногами и очень большими длинными крыльями. (3)Всего насчитывается 8 видов этих птиц, но, пожалуй, самый известный из видов – это красный коршун. (4)Эта птица обитает на огромной территории от Испании до Дальнего Востока.

(5)Красного коршуна легко отличить от его сородичей по сильно раздвоенному хвосту. (6)Орнитологи называют его вилкообразным: он действительно чем-то напоминает двузубые вилы. (7)Голова и горло у этого коршуна окрашены в белый цвет с чёрно-бурыми полосками, грудь ржаво-красная, точно такое же и брюшко. (8)Спина и плечи чёрно-бурые, маховые крылья чёрные, крючковатый клюв без дополнительного зубца на подклювье.

(9)Коршуна нельзя назвать величественной птицей, как, например, беркута. (10)Коршун достаточно неповоротлив, ленив и не отличается большой смелостью. (11)Однако летают коршуны удивительно неутомимо. (12)Они могут подняться на головокружительную высоту, где даже самый зоркий глаз не в силах их различить. (13)Коршуны достаточно умные птицы, во всяком случае они без труда отличают охотника от обычного человека и, как правило, избегают мест, где были однажды напуганы.

 

А30. Прочитайте текст и определите, какая из перечисленных ниже подтем не нашла отражения в тексте:

1) Окраска коршуна.

2) Характер полёта коршуна.

3) Внешние отличия коршуна от других хищных птиц.

4) Территория обитания коршуна.

5) Пища коршунов.

 

А31. Определите стиль и тип речи текста:

1) художественный стиль, описание с элементами рассуждения

2) публицистический стиль, рассуждение

3) публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения

4) научный стиль, рассуждение

5) научный стиль, описание

 

 

А32. Укажите синонимы к слову, выделенному в 5-м предложении:

1) непроизвольно

2) несложно

3) непритворно

4) нетрудно

5) неприемлемо

Часть В

В1. В последнем абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Запишите номер предложения цифрой. _________________

 

В2. В последнем абзаце найдите простое безличное предложение. Запишите номер предложения цифрой. ___________________________________________________________

 

В3. Каким членом предложения является слово, выделенное в 8-м предложении? Ответ запишите в И.п. _________________________________________________________________

 

В4. Каким способом образовано слово, выделенное в 11-м предложении? Ответ запишите в И.п. _________________________________________________________________________

 

В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя столбцами. Ответом должно быть сочетание букв и цифр. При этом некоторые данные второго столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. (А1 Б1 В2 Г4)

В5. Установите соответствие между выделенными словами и их характеристикой:

А. Какпрекрасен этот мир! Б.Когда дождь прошёл, я вышел во двор. В. Люди, о которых я рассказал в книге, мне благодарны. Г. Я сделаю это, только скажи зачем.   1. прилагательное 2. местоимение 3. наречие 4. союз 4. частица

 

 

В6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. В зависимости от того, кто исписал бумагу, она либо дешевле чистой, либо дороже. Б. Учёная книга спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. В. Там пенилась река, пели птицы, стояли на перекрёстках молоденькие каменные мадонны и кто-то клал к их ногам охапки цветов. Г. Как и предупреждал старый рыбак, мы очень скоро почувствовали: волна подхватывает лодку и старается перевернуть. 1. сложносочинённое 2. сложноподчинённое с одной придаточной 3. сложное бессоюзное 4. сложное предложение с разными видами связи 5. простое осложнённое предложение  

 

В7. Установите соответствие между иноязычными словами и их русскими синонимами:

А. гарантия Б. имидж В. вариант Г. инцидент 1. ручательство 2. образ 3. перемена 4. происшествие 5. разновидность

 

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм:

А. Необходимо строго указать об имеющихся на предприятии нарушениях. Б. Ребята разъезжались по домам, не только увозя заслуженные награды и призы, но и яркие впечатления о встречах с писателями. В. Современная молодёжь в качестве кумиров выбирают обеспеченных и известных людей. Г. Посещая выставку, мне было интересно, как художники изображают мой родной город. 1. синтаксические нормы не нарушены 2. нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим 3. нарушены нормы построения предложений с однородными членами 4. нарушены нормы построения предложений с деепричастным оборотом 5. нарушены нормы управления

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: