Психосоциальное развитие по Эрику Эриксону




Психосоциальное развитие по Э. Эриксону – это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.

Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении кризисов. При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость. Э. Эриксон делал акцент на «эгоидентичности », целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.

Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития. Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.

Э. Эриксон стал последователем З. Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума. Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания.

На каждом этапе личность проходит определенные стадии, которые соответствуют определенному биологическому возрасту. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила. Кризис существует на каждом этапе и является моментом выбора между прогрессом и регрессом. При положительном прохождении кризиса – доверие к социуму и к себе, регресс сопровождается неуверенностью, страхами. Степень доверия ребенка к себе и окружающему миру зависит от проявляемой любви со стороны родителей.

Если физиологические и психоэмоциональные потребности младенца быстро удовлетворяют, малыш чувствует себя комфортно, формируется представление о счастливом безопасном мире. При отсутствии должного ухода, любви, внимания вырабатывается страх неопределенности, транслируемый в мир. Первый год жизни не является решающим. Кризис доверия возникает и на последующих стадиях развития, при положительном разрешении личностного конфликта формируется надежда.

 

Возрастная периодизация по Эриксону второй стадии соответствует анальной фазе Фрейда. Овладение двигательными способностями определяет формирование самостоятельности. При предоставлении возможности развивать и совершенствовать способности, у ребенка вырабатывается ощущение контроля над собственным телом и побуждениями. Дети гордятся обретенными новыми навыками, проявляя инициативу. Если же взрослые стремятся «облегчить» жизнь ребенка, выполняют посильные для малыша действия, тем самым закладывают зерна сомнений, неуверенности. При систематическом ограждении ребенка от возможности проявить себя, а также акцентуации неудач (разлитое молоко, разбитая чашка, мокрая постель) навязывается неуверенность, стыд. Сомнения в себе и своих возможностях является помехой для взаимодействия с окружающим миром. Развитие пассивности на этом этапе негативно повлияет на инициативность в подростковом и взрослом периоде. Если же малыш на этой стадии вынес позитивные уроки самостоятельности, удачным прохождением этапа станет приобретение волевых качеств. Соотношение между стыдливостью и уверенностью в своих действиях не является постоянным, может меняться под влиянием возникающих событий в будущем.

На этапе дошкольного развития ребенок уже приобрел много навыков, он не только отвечает на действия других детей, уже способен сам придумывать игры, занятия. По средствам изобретательности расширяется словарный запас, фантазия способствуют развитию абстрактного мышления. У детей, которым доступна свобода выбора двигательной активности, формируется и закрепляется предприимчивость. Взрослые должны отвечать на интеллектуальные запросы ребенка, предоставляя ответы на интересующие вопросы. Если же социум говорит, что поведение ребенка несет опасность, вопросы и игры – глупы, неуместны, у ребенка формируется ощущение несоответствие нормам и ожиданиям. При успешном прохождении кризиса личность развивает целеустремленность, обратной стороной медали является пассивность – отсутствие инициативы.

 

Биологический возраст от 6 до 11 лет совпадает с латентной фазой. Сопровождается развитием когнитивных способностей, дети организовывают и создают правила игры. Появляется очередность, соблюдение норм поведения, у ребенка развивается интерес к устройству вещей. Формируются трудовые навыки, по средствам фантазии, творчества возникает желание созидать, проявлять себя через деятельность. Детям интересно мастерить, сооружать шалаши, пробовать себя в рукоделии, кулинарии. Если порывы ребенка хвалят, награждают и развивают, формируются способности к творчеству. Социум, который пресекают самовыражение ребенка через трудовую деятельность, формируют у него чувство неполноценности и нелюбви к труду. Положительным прохождением этапа является развитие уверенности.

Классический психоанализ связывает пятый период с пробуждением любви и ревности к родителям. Успешным разрешением кризиса является поиск объекта привязанности в группе сверстников. Психологическое и физиологическое развитие подростков проявляется в возникновении новых потребностей, взглядов на устройство мира. Создают идеальную карту мира, семьи, отношений, несоответствующие реальности. Для преодоления противоречий ищут или перенимают близкие теории мировоззрения, примиряющие воображаемое и действительность. Связь с окружающими колеблется между двумя крайностями – поиском своего «Я» и путаницей социальных ролей. При положительном исходе кризиса подросток обобщает свои роли – сына/дочери, ученика, друга, спортсмена. Переосмысление и анализ прошлого позволяет проецировать будущее. Шансы на успешную идентификацию вырастают при позитивном прохождении стадий детства, овладения самостоятельность, предприимчивостью, целеустремленностью. Путаница самоидентификации приводит к непониманию подростка «кто он?», к какой среде принадлежит. Поведение, вызванное личностными противоречиями, характерно для малолетних преступников. У девочек проявляется по средствам распущенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Эриксон подчеркивал непрерывность смены аспектов в течение всей жизни. Успешным решение проблемы на одной стадии не является гарантией отсутствия этой же задачи в будущем.

Начало зрелости совпадает с периодом ухаживания, началом семейной жизни и трудовой деятельности. Возрастная периодизация включает специфически параметр, заключающийся между формированием близости и отрицательным разрешением конфликта – одиночеством. Развитие интимности по Эриксону заключается в способности заботиться об окружающих без потери идентичности. Понятие распространяется не только на любовные отношения, но и на дружбу. Если же в браке или приятельских отношениях личность не достигла близости, дальнейшее состояние определяется одиночеством. При благоприятном разрешении кризиса личности результатом станет формирование привязанности. На этом этапе наблюдается две параллельных линии развития личности – общечеловеческий путь и зацикленность на себе. Общечеловечность подразумевает интерес к судьбам людей вне близкого круга, мысли о будущих поколениях и устройстве общества. Вырабатывается ощущение причастности к истории формирования социума, возникает желание заботиться о молодежи, облегчения их жизни. Негативным разрешение стадии является сосредоточенность на себе, удовлетворение собственных потребностей.

Последняя стадия предполагает завершение трудовой деятельности, период размышлений совпадает с биологической старостью. Психосоциальное состояние формируется между параметрами цельности, идентичности и безнадежности. Положительный исход кризиса формируется у людей, ощущающих удовлетворенность от прожитых лет. Тех, кто воспринимает жизнь, как цепь упущенных возможностей, охватывает отчаяние. Положительным разрешением конфликта идентичности является мудрость.

Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества. Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: