Мотивы выбора книг для чтения




Отношение подростков к чтению

Читательские предпочтения подростков

Мотивы выбора книг для чтения

Отношение подростков к библиотеке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

 


 

Введение

В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Но зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы их ровесников. И порой подростки погружаются в мир дешёвой литературы, а не подлинного искусства.

Цель исследования: выявить, отношение подростков к литературе и чтению, что и как читают современные подростки

Объект исследования: читатели в возрасте от 15 до 17 лет

Предмет исследования: оценка значимости литературы в жизни молодых людей, проблема чтения среди учащихся - подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Задачи:

-провести анкетирование старшеклассников для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся;

-исследовать вопрос о читательских интересах подросьтков.

Методы проведенных исследований: анализ, интервью, анкетирование (в том числе через соцсети интернет), обобщение.

Актуальность: Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы – важнейшее условие успешности человека в обществе. В начале XXI века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных. Многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевиденьем, компьютерными играми. Но, безусловно, они книгам не конкуренты. Ведь в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом в конкретных примерах. Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5 – 7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году возрастет в 32 раза. Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, Л.Н Толстой, М. Горький, А. Энштейн. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. Известны слова И.Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели». Действительно, хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

План сбора информации:

· Посещение библиотеки

· Обзор ресурсов Интернет

· Тестирование подростков, работников библиотек.

 

Основные результаты научного исследования (научные, практические): вычислен процент читающих школьников на три возрастных категории, названы наиболее популярные жанры читаемой подростками литературы


 

Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В России принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении.

Развитие детей как читателей призваны осуществлять и семья и дошкольные учреждения. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Утрачиваются традиции семейного чтения. Если в прошлом веке регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только в 7%. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, для многих родителей характерны непонимание воспитательной ценности детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей, методическая неграмотность.

Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

И это не только наша проблема.

Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.

Данные, полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знаний учащихся (PISA), стали затем основой для принятия ряда государственных мер. В последние годы и в Германии также «были в состоянии шока» (по выражению самих немцев) от результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения юного поколения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития». В 2004 году в США, например, прошла Неделя юношеского чтения. Швеция также озабочена качеством создаваемой литературы, её художественными достоинствами. Норвегия создаёт программы типа «Читающий колледж». Колумбия создала национальную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков. Целевые программы, направленные на привлечение детей к Книге, работают в США, Великобритании, Германии и т.д. Электронные библиотеки, «Ночь любимой книги», акции, палаточный лагерь и т.д. – методика отличается чрезвычайным разнообразием.

У нас тоже наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

 

Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан: у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Социологи пишут: идёт процесс смены моделей чтения. Прежняя модель чтения (её ещё называют “литературноцентристской”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и наши учителя.

 

В наше время приобретает выраженный характер тенденция обращения подростков к чтению с практической целью-«деловое»или прагматическое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям,- лежит в основе абсолютного большинства читательских запросов. Вместе с тем, в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения подростков в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой: П. Коэльо, Б. Ёсимото, X. Мураками, Джоан Роулинг, К. Паолини и др. Настоящими бестселлерами стали «Поттериана», «Властелин колец». Можно ли безоговорочно сказать, что новое поколение стало меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные наших исследований «подросткового» чтения.

Современные авторы книг для подростков главным принципом для своих книг называют то, что их читатели уже не дети. Как результат появление таких книг, о которых можно выразиться "ЖЕСТЬ". Да, подростки уже не дети, но не следует забывать, что они и не взрослые. Во многих вопросах их взгляд мало чем отличается от детского.

2. Каждый подросток считает себя полностью самостоятельным и однозначно взрослым. Если он читает книгу о подростках, в ней главный герой как минимум спасает мир, причем самостоятельно без взрослых, они только мешают (да и вообще, что они понимают).

3. 14-16 лет - это пора любви. В книге обязательно должна присутствовать любовная линия. Причем, чем больше, тем лучше, пусть герои влюбляются, встречаются, расстаются, страдают. Но нельзя опошлять, или смеяться над этим. В подростковом возрасте верят в истинную любовь, и неудачная шутка по этому поводу может испортить всю книгу. Нельзя отнимать у подростка веру в истинную силу любви.

4. Очень не простой вопрос поднятия "сложных", или как еще говорят "актуальных" вопросов в книгах для подростков. Это наркомания, половое созревание, социальное неравенство, религия и так далее. Наверное, это надо оставить на вкус автора. О столь сложных вопросах надо судить непредвзято, или "нейтрально", если автор не может этого сделать, лучше их избегать.

5. В подростковой книге обязательно должен быть счастливый конец. Не смотря на ныне модную борьбу со штампами, когда новоявленные критики на Самиздатовских форумах кричат, что конец должен быть неожиданным, а "Happyend" - это секретное оружие американцев. Финал любого подросткового произведения должен быть счастливым или хотя бы дарить надежду. Подросток только начинает жить, и хоть многие скажут, что "пусть дети заранее готовятся к взрослой жизни", но не следует отнимать у них надежду.

6. И последнее, наверное, самое спорное. Что должна нести в себе книга для подростков? Как и любая другая книга, она должна "сеять вечное, доброе", но не только. Даже читая развлекательное чтиво, подросток должен учиться (пусть это будут банальные истины): как и почему вращается планета, причины краха Римской империи или кто построил пирамиды. Пусть эти истины спорны, а на поставленные вопросы зачастую нет однозначных ответов, но они возрождают в душе подростка желание прочесть еще, сесть и разобраться. Со временем повзрослевший подросток скажет: "Эта книга изменила мою судьбу."

Конечно, это не все, можно часами говорить о том, какой должны быть книги для подростков. Назначенные шесть принципов весьма субъективны. К сожалению, книг, где были бы задействованы все шесть вышеуказанных принципов, сейчас выходит крайне мало. Можно сказать, что их совсем нет. Но не будет же так продолжаться вечно, и скоро мир поймет, что детям и подросткам нужны новые хорошие книги, столь не простого, подросткового жанра.

«Топ-10 самых популярных книг для молодежи»

по версии сайта «Материнство»:

1. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова уже давно стал классикой литературы. Произведение достаточно сложное, но вместе с тем и интересное за счет переплетений множества литературных жанров. Привлекает молодежь присущая в сюжете фантастическая нотка, любовная линия и много тонкой сатиры.

2. Стефани Майер «Сумерки. Сага»

Экранизированный роман писательницы из Америки о любви между вампиром и простой девушкой давно завоевал признание даже той молодежи, которая книги предпочитает не читать. Популярность «саги» во многом обусловлена целой серией полнометражных фильмов.

3. Пауло Коэльо «Алхимик»

«Алхимик», впрочем, как и остальные произведения бразильского писателя, преисполнен философских концепций. Главный герой в поисках возможности реализации собственной мечты много странствует и размышляет о жизни и ее смысле. Тема поиска смысла бытия является актуальной и не только для произведений Коэльо. Именно она способна привлечь, ищущую смысл жизни, молодежь к чтению.

4. Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Выбор данного произведения молодым людьми – это скорее дань моде, нежели осознанный выбор. Однако книга способна завлечь читателей и те из них, кто смог понять описываемую в ней суть философии человека как такового, после прочтения неоднократно возвращаются к ней. Книга примечательна тем, что перечитывая ее уже не в первый раз, человек открывает для себя новые, не понятые им до этого грани и смыслы.

5. Януш Вишневский «Одиночество в сети»

Роман привлекает многих представителей молодежи актуальностью этой темы в современном мире. Косвенно книга дает понять, почему молодежь мало читает: появился легкий доступ к информации, в том числе и о других людях. Однако, получив такие возможности, человек все равно остается порой одиноким, несмотря на «мегабайты флирта» и «искр», которые мелькают между пользователями интернета.

6. Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

История о маленьком волшебнике, сражающемся против зла, полностью погружает читателя в мир фантазий, волшебства и детства. Огромную популярность приобрела не только книга, но и основанные на ней полнометражные картины.

7. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Книга полностью раскрывает тему неиспользованных возможностей, искусства взаимопонимания и верности, которую человек должен сохранить самому себе.

8. Федор Достоевский «Преступление и наказание»

Классика литературы о студенте Раскольникове, образ которого был раскрыт русским писателем очень ярко и живо. Герой сумел вобрать в себя очень противоречивые качества, и в одном нем смогло ужиться и низменное, и высокое.

9. Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Произведение Маргарет Митчелл стало не только романом о влюбленной паре и терзаниях от испытываемых чувств. Книга сумела вобрать в себя полностью образ эпохи, в которой происходят события.

10. «Дневник Анны Франк»

Дневник еврейской девочки Анны Франк, которая попала в концлагерь в Амстердаме. Она описывала в своих тетрадях все ужасы войны и того, что довелось пережить ей самой до момента, кода трагически оборвалась ее жизнь. «Дневник Анны Франк» стал не только бестселлером, но и напоминанием всему человечеству о ценности мира между странами.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. А многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками. Библиотеки также занимаются «выравниванием» социокультурных и образовательных возможностей детей из разных слоев общества, прежде всего, помогая детям из бедных и малообеспеченных семей. Но роль библиотек в книжной культуре может возрастать лишь при условии нормального комплектования их фондов в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами читателей.

 

 

В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около 25 имён авторов либо названий книг (автора помнят не всегда). Не трудно догадаться, что в этот список входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все учащиеся определённого возраста.Что же представляет собой сам “заветный” список? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?

 

Лучшими произведениями русской литературы были названы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Анна Каренина», «Дети подземелья», «Ревизор», «Ася», «Мёртвые души». Из зарубежной литературы чаще других упоминается «Ромео и Джульетта».

 

Среди любимых авторов чаще всего встречались фамилии: А. А.Пушкин- 25%, Н.В.Гоголь -22 %, И.С.Тургенев-12%. Были названы фамилии Ф.М.Достоевского, М.Ю. Лермонтова, В.Распутина. Наиболее интересными зарубежными авторами ребята считают Коэльо, Стендаля, С.Кинга, Олдингтона, КонанДойля, Коллинза, Г. Уэльса, К. Паолини, Ф. Пулман и, конечно же, Джоан Роулинг с «Гарри Поттером».

 

Среди распространения делового чтения интересно узнать: есть ли книги, которые тронули подростков и герои, на которых они хотели бы быть похожи? 53% отметили, что такие герои есть: Дубровский, Робинзон Крузо, Шерлок Холмс, Маша Миронова, Д,артаньян, Ася, Алиса. 47% таковых героев ещё не нашли.

 

Среди произведений, которые тронули подростков названы: «Ася» И.С. Тургенева, «Ромео и Джульетта» Шекспира, В.Распутина «Уроки французского», «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Грозовой перевал», «Когда в доме одиноко» Олдингтона, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Три мушкетёра» А.Дюма, «Дети подземелья» В. Короленко, «После бала» Л.Н. Толстого, «Приключения Тома Сойера и ГеккельбериФина» М.Твена, Ж.Верна «Таинственный остров», С. Кинга «День Триффидов», Коэльо «Валькирии», Г. Уэльса «Человек –невидимка», Д. Дэфо «Робинзон Крузо». Среди перечисленных книг нет ни «Властелина колец», ни «Гарри Потера», ни «Звёздных войн». Можно сделать вывод, что эмоциональное воздействие оказывают произведения, заставляющие сопереживать реальным героям.Парадоксально, что, когда мы попросили ребят назвать произведения, которые произвели на них впечатление, а также любимых писателей, ответы были прямо противоположными утверждению о неактуальности классики. Это свидетельствует о несформированности самого понятия классики, а так же о том, что чтение заключаетсяв рамках школьной программы.Мы сравнили данные опроса учащихся с ответами наших учителей, в анкетах которых были названы «Анна Каренина», «Хождение по мукам» и «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Сердце на ладони» И.Шамякина, Библия, А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Булгакова «Мастер и Маргарита», А.Гайдара «Тимур и его команда», Д.Родари «Приключения Чипполино», «Четвёртая высота», Г.Сенкевича «Камо грядеши», Мельникова «Влесах и на горах». Из любимых авторов С.Есенин, А.Блок, А.Кристи, Чейз, А.С.Пушкин, А.Ахматова, М.Шолохов, И.С.Тургенев, Б.Акунин, Э.Асадов, И. Шмелёв, И.Бунин, В.Шукшин, Ч.Айтматов. Видно, что у взрослых и детей много общих предпочтений. Возможно, если бы уроков литературы было бы больше, школьники научились бы глубже понимать и Булгакова, и Есенина, и Бунина, и многих других замечательных русских поэтов и писателей.

 

Мы обратили внимание на то, что во всех ответах подростков в основном преобладают произведения школьной программы. Зародилось сомнение: читают ли ребята ещё что-нибудь? Был задан вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” В подавляющем большинстве случаев чтение является деловым: произведения по русской литературе. Налицо практический подход к чтению.

 

23% ответили, что ничего не читают.

 


Мотивы выбора книг для чтения

Следующий блок наших вопросов был направлен на то, чтобы узнать, как подростки выбирают книги для чтения. Больше всего выбор книг делается по совету учителя:

Диаграмма: «По чьей рекомендации выбирают подростки книги для чтения»

Как видим из диаграммы, рекомендации учителя предпочитают юноши 10-11 класса, т.к. ранее мы уже отмечали, что они в основном читают программные произведения.

Мотивы выбора книг для чтения тоже разные: 35% - случайный выбор, 6% - по аннотации к книге, 3% -по рецензии в интернете, 24% - по жанру, 15%- по автору, 8% -по объёму.

Обсуждают прочитанное с родителями около 7% подростков, с учителем – 42%, с друзьями- 57% школьников.

Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения - как массового, так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это «легкое чтение» как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)»

Стоит обратить внимания на высказывания тех, кто явно уж является любителем чтения и активным читателем - это члены читательских сообществ и посетители читательских форумов, респонденты уже упоминавшегося исследования «Молодые читатели в Интернете». Просмотр множества таких высказываний позволяет предположить, что для молодых людей важна и определённая конкретная информация, и расширение кругозора («пища для ума»), и эмоции, и эстетическое удовольствие. Вот некоторые размышления о мотивах и целях собственного чтения и чтения вообще (речь идет, конечно, лишь о свободном чтении):
1) Мы читаем: для саморазвития, расширения своего кругозора; для развития своего воображения; для воспитания самого себя; для приятного времяпровождения; для познания чего-то нового, того что нас интересует; для того, чтобы отвлечься от жизненных проблем и помечтать. Зависит от самой книги.

2) Я попытался разбить на следующие потребности: отдых; погружение в несуществующую реальность (уход от настоящей); удовлетворение интереса (в плане сюжета, а что же будет с героем в следующей книге); получение эмоций; расширение кругозора (для художественной литературы это - почитать классику, чтобы знать свою культуру и т.д.); поиск «пищи для ума» (повышение IQ и далее-далее).

3) Думаю, читать стоит, чтобы понять, к примеру, то, чем живет общество, нужно разбираться в том, что сейчас интересно, а что нет.

Читать для того, чтобы пережить… Возможно, я вот за пять лет обучения и вынужденного чтения (по программе) сейчас просто не могу жить (простите за пафос) без книги, но в то же время читать всю эту чушь, лежащую на книжных полках (я о массовой литературе) невозможно - все так однотипно и скучно - открыл книгу, и уже знаешь, что будет дальше. Читайте ради удовольствия от процесса.

4) Я читаю если: 1) мне скучно; 2) хочу поддерживать и подпитывать свой интеллектуальный уровень; 3) расширять свой кругозор; 4) узнать, как поступать и что делать (напр. Кулинарные книги, книги и статьи по психологии). Не буду читать, то, что мне не надо или не нравится, дабы угодить всем занудам с фразой «как? Вы не читали …?»

5) Всё зависит от человека. Некоторые читают для собственного удовольствия или для получения нужных знаний. А другие читают, чтобы повысить чувство собственной значимости и потом всем тыкать, что вот я это читал, а вы вот неучи, неучи.

тношение подростков к библиотеке

Доступной литературу всегда делали библиотеки: домашние и общественные.

Поддержка мотивации детей к чтению дома - домашнее чтение - нужно рассматривать как обязательное условие развития гармоничной личности. Мы поинтересовались у подростков, есть ли сейчас домашние библиотеки и сколько в них книг. 29% отметили, что книг менее 10, от10 до 33 имеют 39%, от 50 до 60 изданий у 5,5%, а более ста имеют 11 %. Были ответы «много, но я их не читаю», не знаю, нет домашней библиотеки. Вот подтверждение того, что у нечитающих родителей растут нечитающие дети.

Мы также выяснили, как часто и с какой целью ребята посещают школьную библиотеку. Чаще других бывают в школьной библиотеке девушки 10-11 классов- 66%, юношей только 17%, и только 5% берут литературу не по программе.

Среди учащихся 7-9 классов редко бывает 47%, никогда – 15%, часто 24% опрошенных. Некоторые отвечали, что приходят туда просто общаться с библиотекарем Диной Ивановной.Помогает ли библиотека найти нужные книги?

Таблица 3

Да 70%
Не всегда 15%
Нет 12%
Предпочитаю интернет 3%

Проанализировав читательские формуляры, мы выяснили, какие книги интересуют школьников. Кроме произведений школьной программы это:

7-б: книги Стайна, Хичкока, Томпсона «Рассказы о животных»,Барри «Питер Пэн»,сказки, Дмитриев «Соседи по планете», Лукас «Звёздные войны», Дюма «Виконт де Бражелон», Д.Лондон «Повести».

8-а: энциклопедии «Я познаю мир», «Военная техника. История», «100 Великих тайн», Ефремов «Туманность Андромеды», Пастернак, Шекспир, Руссо, Вольтер, Куприн, «Ленин. Биография.»

9-а Каверин «Два капитана», Берроуз «Тарзан», Дюма, Зарубежный детектив, К. Дойл, Г.Уэльс, А. Беляев, В.Шукшин, С.Кинг, Стайн «Ужастики», Пекесиес «Как найти себя», А Кристи.

10: детективы, Коллинз «Женщина в белом», Ш.Бронте «Джейн Эйр», детективы Донцовой, Марининой, сборники романтических новелл. Как мы видим репертуар чтения «обедняется» с возрастом подростков.

Но стоит признать, что судить о пристрастиях и количестве и качестве прочитанных книг по библиотечным формулярам сегодня нельзя, т.к. чтение стало отчасти «электронным». Даже «домашнее задание» 25% читают в интернете.

 

АКЛЮЧЕНИЕ

На основании нашего исследования можно сделать вывод, что характер чтения и даже его способ изменились. Частично подтверждается гипотеза: подростки читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер. Компьютер вытесняет книги из жизни школьников. И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.

Опрос среди родителей учащихся выявил, что высокие цены на книги снижают возможность родителей для покупки интересных и нужных книг. Предпочтение отдаётся учебной литературе, в крайнем случае, энциклопедическим изданиям. Также необходимо задуматься о решении проблемы снижения роли родителей в выборе школьниками книг для прочтения.

Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен. Лишь изредка в анкетах можно было встретить книги, не являющиеся предметами массовой культуры и не вошедшие в школьную программу.

Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Пока мы распространили листовку с изложением 49 аргументов в пользу чтения книг, составили словарик афоризмов, в который вошли высказывания великих людей о чтении (Приложение 4). Может быть, это разбудит в некоторых подростках читательский интерес, хотя бы из честолюбия. Предложили делать мини-презентации прочитанных книг на классных часах. Результаты исследования могут использоваться учителями русской литературы при проведении внеклассной работы, привлекаться в качестве дополнительного материала на уроках.

Меняются люди, эпохи, подростки, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.

Закончить свою работу мы хотим словами писателя Альберта Иванова: «Те, кто читают, те будут страной руководить, науку двигать, открытия делать; те, кто не читают, так и останутся недотепами. А жаль…»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аграновская М. Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), №№ 6,7,8/2010.www.maranat.de

2. Ильина А. Afftors.ru: от фанфика к книге.

3. Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4.

4. Компьютер и книга: сотрудничество или противостояние?// Библиотека в школе. – 2006. - № 5. – С. 133 - 139

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. https://just Be

 

 

 

Читаете ли Вы?

А) да, не представляю свою жизнь без чтения;

Б) иногда, я не очень люблю читать;

В) редко, у меня нет времени на чтение;

Г) нет, я не умею читать;

Д) свой ответ.

2. Что именно Вы предпочитаете читать?

А) журналы, газеты;

Б) художественную литературу;

В) научную литературу.

3. Когда Вы прочитали Вашу последнюю книгу?

А) ещё не закончил(а) читать;

Б) совсем недавно;

В) давно;

Г) не помню;

Д) ещё в школе.

 

4. Какую книгу вы прочитали в последний раз?_____________________

6.Какую книгу ты читаешь сейчас?_____________________

5. Является ли чтение одним из способов проведения Вашего досуга?

А) да;

Б) нет;

В) да, если принимать во внимание чтение литературы по учебной программе;

Г) свой ответ.

6. Какой вид досуга вам кажется наиболее интересным?

А) прочтение произведения в оригинале;

Б) просмотр экранизации произведения.

7. Какой способ подготовки Вы предпочитаете в большей степени при написании научных работ?

А) интернет-ресурсы;

Б) специальная литература.

8. Какую литературу Вы предпочитаете?

А) современную;

Б) классическую.

9. Какой жанр Вы предпочитаете?

А) фантастика;

Б) научная литература;

В) художественная литература;

Г) публицистика;

Д) детективные романы;

Е) поэзия;

Ж) мейнстрим;

З) свой вариант.

10. Мотив Вашего чтения?

А) личностный интерес, увлечение;

Б) познавательный интерес;

В) учебные задания;

Г) занятия досуга от скуки;

Д) стремление найти ответы на свои вопросы;

Е) стремление уйти от повседневных проблем.

11. Что для Вас важно при выборе книги?

А) мода - читаю то, что модно

Б) заинтересованность - читаю то, что интересно;

В) читаю только то, что нужно для учёбы;

Г) свой ответ.

12. Что Вас может заинтересовать, чтобы в дальнейшем прочитать произведение, книгу и др.?

А) аннотация;

Б) мнение друзей;

В) мнение окружающих;

Г) мнение критиков;

Д) требование со стороны преподователя;

Е) другое.

13. Источники приобретения книг?

А) друзья;

Б) домашняя библиотека;

В) книжный магазин;

Г) библиотека;

Д) интернет;

Е) свой ответ.

14. Как Вы думаете, какие изменения в учебном процессе повысят интерес студентов к чтению книг?

А) изменения не требуются;

Б) строгое требование со стороны преподавателя на использование печатной литературы для изучения дисциплины;

В) введение запрета на использование интернета во время занятий;

Г) свой ответ.

15. Как на Ваш взгляд влияет изучение литературы на итоги закрытия сессии?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) итоги сессии, не завися от степени изучения литературы.

16. КакВы думаете, увеличивается ли с возрастом активность чтения?

А) да;

Б) нет;

В) только уменьшается.

17. Почему на Ваш взгляд снизилось стремление к чтению?

А) книга и чтение отживают под напором интернета;

Б) нет активной рекламы чтения;

В) родители меньше читают детям, и меньше читают сами;

Г) свой ответ.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

18. Ваш пол:

А) мужской;

Б) женский;

19. Сколько Вам лет? ________.

20. Ваша успеваемость?

А) удовлетворительно;

Б) хорошо;

В) отлично.

21. Образование Ваших родителей?

А) неполное среднее;

Б) полное среднее;

В) неполное высшее;

Г) полное высшее;

Д) учёная степень.

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: