III. Практические выводы.




Урок 10 11 класс

11.04.2016

Тема урока. Этика и мораль.

Цели урока: сформировать представления учащихся о понятии «мораль», о важности моральных качеств человека в общении с другими людьми; создать условия для развития умений учащихся анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений; закрепить отношение к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни; формировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач и уважение целей и задач других людей.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Активизация учебной деятельности.

Единой ли моралью живо общество? Все ли социальные группы живут по единым правилам? Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры? Возможна ли религия без морали?

III. Изложение программного материала.

 

Рассказ с элементами беседы

 

Мораль и этика, религия – наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и этика прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Достаточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда всё определялось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рассмотрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

 

Мораль

 

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач – помочь и при этом не навредить пациенту, учитель – привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями её содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдалённым по крови родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали. Её главной темой являются рассуждения о природе морали.

Заметим, что во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) под этикой понимали философское знание (наряду с логикой и физикой), которое распространялось на все явления культуры, включая законы и обычаи, которые регулировали взаимоотношения людей.

Генетически мораль восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном обществе на стадии его разложения, когда стали сказываться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бесстрашный охотник). Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т. е. самопожертвования ради выживания семьи, рода, упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам данного общества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени, т. е. сугубо историческим продуктом. Однако в силу укоренённости в общественном сознании они могут не только существовать, но и оказывать своё регулирующее воздействие на нравственные отношения уже в совершенно иную эпоху. Очень интересные наблюдения в этой связи приводил немецкий теоретик Ф. Энгельс. Он отмечал, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи ещё долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве, которое столкнулось с нежеланием свободных граждан идти служить в полицию. Находясь под сильным влиянием моральных представлений родового строя, они считали недопустимым заниматься деятельностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочитали арест и штраф службе в полиции, их нравственный протест был настолько упорным, что власти оказались вынуждены формировать полицию преимущественно из рабов.

Следует иметь в виду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» строго соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».

Другой, не менее важный аспект развития нравственного сознания заключается в том, что сложившаяся на определённом этапе развития общества система моральных норм – регуляторов – не остаётся неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только по своему положению в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствовавших нравственных норм. Из курса всемирной истории известно, что в средневековой Европе мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

Последующие исторические эпохи также подтвердили верность вывода о различиях в моральных представлениях разных социальных слоёв и групп. В то же время исторический опыт развития человеческого сообщества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.

Яркими примерами являются «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.).

Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали. Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т. е. уровень этих отношений всецело зависит от воли самих субъектов (участников), а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви. Главный судья в нравственных отношениях – совесть. Именно она не даёт человеку покоя («муки совести») за совершённые неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно.

Главная особенность морали, отличающая её от других общественных явлений (например, политики, науки, искусства), - её всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. Структура морали включает нравственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные категории – понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и др.).

Принципы морали, подобно конституции государства, носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества (принципы счастья, любви, альтруизма, справедливости, гуманизма). Этим они отличаются от более специфичных (более конкретных) организационно-административных, технических, этикетных, бытовых и других норм. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием.

Нормы морали это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, содержащих указание на то, как д о лжно поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумного, общечеловеческого.

Категории долга в морали отводится особенно важная роль. Не случайно этику довольно часто называют наукой о должном, подчёркивая её нормативный характер. Нравственный долг – это своеобразная точка пересечения морального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определённом поведении не только не исключает, но и предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уровень самосознания личности и её нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного, гражданского, профессионального).

Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и общественном благе.

В жизни человек проходит несколько этапов самосознания, т. е. постижения содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я». Это постижение тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни. Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей, отдаёт сыновний (дочерний) долг родителям.

В смысле жизни сопряжены понятия высокого и низкого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории, противостоящие друг другу, дают человеку возможность постоянно иметь в виду противоположные варианты поступков и линий поведения.

В этих же категориях оцениваются побуждения к действиям и содержание деятельности других людей («Трус не играет в хоккей» - звучит рефреном в известной спортивной песне). Помимо непосредственных отношений, о чём речь шла выше, каждый человек выстраивает, если обладает необходимым кругозором, своё отношение к таким сложным реалиям, как человечество, глобальные проблемы, население и история страны, историческая и современная культура и многое другое.

Мораль охватывает все проявления добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности, достоинства и низости и т. д. Понятно, что общество поддерживает силой общественного мнения побуждение к полезной деятельности по позитивным критериям и одновременно осуждает негативные действия.

Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с образцами позитивного нравственного поведения, то он стремится найти поддержку в группах, следующих «перевёрнутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще всего дистанцированных от остальных людей, достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдаётся за плохое, осмеивается, дискредитируется недоверием и прямым поношением.

В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное принуждение, а в критических моментах даже открытым террором, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возведение в образец поступков, более или менее единодушно одобряемых большинством членов общества, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохое». Поведение ярких личностей в истории, способствовавших общественному прогрессу, неустрашимых борцов за процветание культуры, науки, общественного благосостояния подкрепляет убеждение в правоте позитивных нравственных установок и силу осуждения негативных тенденций и образцов человеческого поведения.

 

III. Практические выводы.

 

1. Для нравственности недостаточно простого знания правил поведения и правильных ориентиров. Самое главное – следовать им в повседневной жизни, особенно в переломные моменты развития общества и испытания личности противоречивыми ситуациями, подчас влияниями противоположной направленности.

2. Нетрудно заметить, что в различных нравственно-религиозных системах, сложившихся в далёких друг от друга культурах, представлены сходные нормы и правила нравственного поведения. Подумайте, как это обусловлено фундаментальной судьбой человека на Земле, поисками решения «вечных» вопросов, вновь и вновь встающих перед каждым поколением, вступающим в жизнь.

3. Людей объединяет не только сходство общих задач, стоящих перед человечеством (сохранение жизни на Земле, предотвращение военных конфликтов, разрешение экологических проблем, совместная борьба с опасными заболеваниями), но и проблематика человеческого существования (ценность жизни на Земле, её смысл, отношение к «ближним» и «дальним», готовность достойно встретить смерть). Общность проблем и задач, неизбежно встающих перед каждым поколением, определяет необходимость предпочтения терпимого отношения к оппоненту, ищущему собственное решение общих проблем.

4. Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся во многих сферах жизни, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.

 

IV. Документ.

 

Из работы испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди».

Абсолютно надёжных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так называемая «цивилизация», материальные и духовные блага, знания, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляет систему «надёжных» средств, созданных человеком как своего рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, - всё это абсолютно проблематично и исчезает в мгновение ока при малейшей небрежности. Так называемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества – это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже того: опасность регресса куда более радикального, чем известные до сих пор, существует и поныне…

 

Вопросы и задания к документу

1) Как вы понимаете основную идею приведённого фрагмента?

2) Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том, что «абсолютно надёжных человеческих достижений нет и никогда не было»?

3) Могут ли, по-вашему, моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить «тотальное вырождение человечества как такового, возврат к животному состоянию, к окончательному и полному отчуждению»?

4) Что вы скажете о ценности Веры, Надежды и Любви? Можно ли их рассматривать в качестве надёжного «плота спасения»? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.

 

 

V. Вопросы для самопроверки.

 

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача?

2. Можно ли сказать, что за последние годы у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т. д.)?

4. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?

 

 

VI. Задания.

 

1. Предложите своё определение морали. Скорректируйте его, пользуясь словарём обществоведческих терминов.

2. Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения.

3. Как вы думаете, возможны ли в будущем особые нравственные нормы, регулирующие поведение в Интернете или поведение космонавтов на орбитах межпланетных кораблей?

 

VII. Мысли мудрых.

 

«Нравственность – это разум воли».

 

Г. Гегель (1770-1831), немецкий философ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: