Введение.
Круг предметов, изучаемый в современной школе искусств, группируется по двум направлениям музыкального образования - исполнительскому и теоретическому. Которое представлено двумя основными предметами – сольфеджио и музыкальной литературой. По учебному плану курс музыкальной литературы начинается лишь с 4 класса, оставляя ранне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального восприятия возраст – 7-10 лет.
Введение курса «Слушание музыки» на начальном этапе обучения – это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой культуры, обогащение слухового опыта, но и развитие самых различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.
Пояснительная записка.
Ребенок слушает музыку… Как помочь ему понять и осознать как особую реальность сложный мир музыкальных звуков? Какими должны быть первые шаги в мир прекрасного?
Первая педагогическая помощь на этом пути – усвоение некоторых конкретных понятий, таких, как звук и его характеристики (высота, длительность, сила, окраска), ритм, темп, мелодия, фактура и т. д. Ребенок должен научиться воспринимать музыку во времени и пространстве. Необходимого развития требует и одно из эстетических чувств – синэстезия (особая способность человека к межсенсорному восприятию). Ощутить в музыке «цвет», «плотность», в живописи – динамику, услышать в поэзии музыкальную интонацию и т. д. – все это не только обогащает восприятие каждого вида искусства, но и поддерживает, развивает творческое начало, необходимое каждому музыканту.
Такое направление в работе заставляет рассматривать слушание музыки как предмет, способствующий формированию взгляда на мир как единое целое: мир един, а музыкальное искусство – его часть. В связи с этим при прохождении материала могут возникнуть ассоциации с явлениями живой природы: волнообразное развитие мелодии (волны моря, света, волны чувств); характер водной стихии в музыкальных произведениях.
Не случайно от начала до конца в программе курса проходит образ времени: музыкальное время и его организация в мелком масштабе (пульс, шаг) и более крупном (организация музыкальной речи, синтаксис, простые формы).
Чтобы отразить целостный характер мира музыкальных звуков, необходимо научиться воспринимать музыкальное пространство.
Итак, системный подход к изучаемому, связанный одновременно и с конкретным анализом, является стержнем в работе по данной программе. В связи с этим, цели и задачи программы сводятся к следующему: создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития, заложить основы культуры слушания, базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству.
На первом этапе важно добиться следующих результатов:
- попытаться осознать мир музыкальных звуков как особую реальность, прежде всего, через чувственное восприятие характера музыки;
- освоить некоторые первоначальные понятия;
- увлечь, заинтересовать ребенка, постараться сделать процесс слушания музыки ярким, эмоциональным моментом эстетического переживания, только так музыкальные впечатления могут стать «родным», личным опытом;
-опираясь на хорошую долгосрочную память, отзывчивость и увлеченность детей, создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний.
Содержание задач обучения подводит к вопросу: как можно проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания? В программе предлагается ряд творческих заданий, так как именно умение практически и творчески использовать свои знания является не только критерием оценки полученных навыков, но и любимой формой работы. Одновременно это представляет собой еще одно направление учебного курса – развитие творческих способностей (умения сравнивать, сопоставлять и даже сочинять, пытаясь передать в ритме, в музыкальной интонации определенные типы движений, речевые особенности и т. д.).
Принципы планирования и структура курса.
Планирование по программе может быть в приблизительном виде, так как неизвестно в каких условиях будет находиться каждый педагог реально, поэтому некоторые темы могут быть расширены, некоторые сжаты, а иные исключены. В связи с этим, в плане некоторые уроки будут соединены в общую тему, а как их разделить по часам, решает сам педагог в зависимости от ситуации.
Тематический план.
Первый год обучения
1. Введение. 2 ч.
2. Пульсация в музыке. Шаг, движения, жесты, танцевальность. 5 ч.
3. Различные типы мелодии, мелодический рисунок. 5 ч.
4. Интонация в музыке как одно из комплексных средств выразительности. 4 ч.
5. Музыкальное пространство. 4 ч.
6. Сказка в музыке. 4 ч.
7. Стихии воды, огня в музыке. 2 ч.
8. Голоса инструментов. 3 ч.
9. От древности до современности 8 ч.
Всего: 34 часа.
Второй год обучения
1. Введение. 2 ч.
2. Музыкальный образ, настроение. Музыкальные стили. 6 ч.
3. Структура музыкальной речи, синтаксис. Тема и ее развитие. 9 ч.
4. Приемы развития в полифонической музыке. 3 ч.
5. Вариантность, вариационное развитие.
Подголосочная полифония. 3 ч.
6. Типы программной музыки. 3 ч.
7. Юмор в музыке (литературе, живописи). 8 ч.
Всего: 34 часа.
Методические рекомендации.
Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках. Следует сразу отметить, что на первом этапе обучения не надо бояться монолога педагога на уроке. Здесь умеренно разъяснять, рассказывать детям все. Что поможет им «оживить» в совеем восприятии звучащий материал, ведь для них все ново, интересно. Этот живой тон общения лежит в основе учебного пособия первого года обучения «Уроки госпожи Мелодии».
Следует заметить, что «уроки» пособия и реальные уроки не всегда совпадают по объему и своим границам. Это видно по их количеству: в пособии – 22 «урока», а реально – 34 часа. Хотя последовательность изложения точно совпадает.
При появлении ряда рубрик, помогающих структурировать текст и облегчить его организацию и само восприятие, следует разъяснить, что это всего лишь условный прием, и речь не идет о музыкальных понятиях. Поэтому все эпитеты, стоящие перед названием рубрики, раскрывают настроение(желание) нашего условного персонажа, вернее установку на определенное действие. Причем эти слова – сигналы могут повторяться не точно («послушайте» или «слушаем»), - ведь важно правильно настроиться на дальнейшее. Это условный знак, призывающий обратиться к запомнившимся музыкальным образам, восстановить их в своей памяти.
Кстати, с этого и начинается слушание музыки. Объяснив детям. Что они будут на этих уроках учиться слушать музыку, педагог сразу предлагает послушать тишину. Это важный момент подготовки к прослушиваю, формирующий умение сосредоточиться, настроиться на слуховую работу, помогающую понять свое отношение, свое понимание предложенного материала.
Преобладающая форма уроков – это уроки- беседы, но все они могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок- воспоминание(когда новая тема преподносится на прослушанном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее), урок – сказка(различные формы: и собственная сказка- прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке- ролевые задания и т.д.), урок – исследование(большая доля самостоятельной аналитической работы), урок – настроение, комплексный урок, включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального и т. д.
Освоение музыкального материала и теоретических понятий должно происходить естественно, без лишнего нажима: для этого необходимо в каждый урок включать повторение предыдущего, но делать это уместно гибко и с некоторой долей творческого задора.
Опрос детей следует проводить фронтально, обязательно помогать в случае затруднения (предложить выбрать верный вариант из нескольких, подсказать ряд эпитетов, из которых можно составить характеристику и т.д.).
Что касается домашних зданий, то они, конечно, должны быть нетрудными и увлекательными. В первый год обучения не обойтись без помощи родителей и, как правило, они откликаются и помогают детям в домашней работе. Но помощь в выполнении заданий должна быть совсем иной, нежели по другим предметам. Главное – общаться с ребенком на определенные темы. Это ценно само по себе в отношениях между родителями и детьми, а если общение происходит на темы искусства, его восприятие, то это особенно украсит отношения взрослого и ребенка, сблизит его еще больше. Родители могут спросить, что слушали, о чем рассказывали на уроке, что понравилось. Домашние задания могут быть разными: записать название, эпитеты, сочинить что-то или, может быть, нарисовать и даже найти какие –то сведения о композиторах, инструментах (желательно, чтобы у детей дома были музыкальные словари, книги о композиторах и т. д.).
Если дома с помощью родителей дети могут повторить материал, то на уроке в общей работе желательно участие каждого ребенка.
Что касается оценок за выполненное задание или работу на уроке, то они должны быть в первую очередь словесными (устно можно говорить так, как хочет ребенок: с словах или баллах. Ведь для маленького ребенка очень важно, чтобы его усилия заметили и отметили (в любой форме).