Отрасли педагогики и их основные задачи. Связь педагогики с другими науками




Тема1. «Педагогика и психология в системе наук о человеке».

Основные вопросы:

1. Предмет и объект педагогики, ее отрасли и взаимосвязь с другими науками.

2. Основные категории педагогики.

 

 

Предмет и объект педагогики, ее отрасли и взаимосвязь с другими науками

 

Возникновение педагогики как науки

Первоначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем и самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду. Постепенно складывающиеся элементарные педагогические знания передавались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли свое отражение в пословицах и поговорках («век живи — век учись», «повторение — мать учения», «яблоко от яблони недалеко падает» и т. п.), а также в мифах, легендах, сказках и анекдотах. Так постепенно складывалась народная педагогика.

Разумеется, народная педагогика не могла и не ставила перед собой задач, объяснить разрозненные педагогические факты и явления, выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поко­лений. Когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей, по­явилась потребность в обобщении сложившегося опыта. Началось становление педагогики как науки. Длительное время этот процесс осуществлялся в рамках философии. Зачатки педагогических знаний были зало­жены древнегреческими, римскими, византий­скими и восточными мыслителями (Плато­ном, Аристотелем, Демокритом, Плутархом, Сенекой, Квинтилианом, Конфуцием и др.). Своеобразным итогом развития античной пе­дагогической мысли стало произведение древ­неримского философа и педагога Марка Квинтилиана «Образование оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педаго­гике, его изучали во всех риторских школах.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) поя­вился целый ряд ярких мыслителей, педаго­гов-гуманистов, обосновавших в своих тру­дах черты гуманистического воспитания. Идеалы воспитания и обучения отражены в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пан­тагрюэль», в трактате Э. Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», в книгах Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город солнца».

Как уже упоминалось, выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), которого по праву считают основоположником педагогической науки. В своих трудах «Материнская школа», «Великая дидактика» и других Я.А. Коменский разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, обосновал классно-урочную систему, вывел дидактические прин­ципы и правила обучения, заложил теоретические основы нравственного воспи­тания и определил первые требования к учителю.

Дальнейшее развитие педагогическая наука получила в трудах Д. Локка (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гёрбарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1886). Большой вклад в развитие педаго­гики внесли в конце XIX — начале XX в. такие ученые, как Г. Кершенштейнер (1854-1932), В.А. Лай (1862-1926), Э. Мейман (1862-1915), Дж. Дьюи (1859-1952).

Одним из основоположников гуманистического направления в западной педаго­гике и психологии был К. Роджерс (1902-1987).

Основоположником русской педагогики по праву считается Константин Дмит­риевич Ушинский (1824-1871), обосновавший принципы антропологизма в педа­гогике и народности в воспитании. К.Д. Ушинский выступил против эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине. Свой вклад в развитии педагогической мысли внесли Л.Н. Толстой (1828-1910), Н.И. Пирогов (1810-1881), П.Ф.Лесгафт (1837-1909), В.П. Вахте­ров (1853-1924), П.Ф. Каптерев (1849-1922). А у истоков советской педагогики стояли та­кие ученые, как П.П. Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1878-1934), Н.К.Крупская (1869-1939).

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новатор­скую педагогику А.С. Макаренко (1888-1939) который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский (1918-1970). Его идеи гражданственности и человечности в педагогике созвучны нашей современности.

К настоящему времени педагогика сложилась как отрасль научного знания со своими объектом, предметом, функциями и задачами.

Предмет, объект и функции

Педагогики

Педагогика — это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В.А. Сластенина и других исследователей, объектом педа­гогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают раз­витие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика»1.

Понятие «образование» рассматривают и другие науки: философия, социо­логия, психология, экономика и т. д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический про­цесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах — в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образо­вательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности.

Предмет педагогики обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.

Функции педагогики:

1.Теоретическая функция:

- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

- выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

2. Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.),

- определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

- внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Основными зада­чами педагогики являются:

- анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

- разработка теоретико-методологических основ образования;

- выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

- определение содержания образования в конкретных условиях;

- разработка образовательных стандартов;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

- изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, науч­ный анализ педагогических инноваций;

- внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

- изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Отрасли педагогики и их основные задачи. Связь педагогики с другими науками

К настоящему времени внутри педагогической науки сложились отдельные самостоятельные отрасли педагогики.

Табл.2

Отрасли педагогики

Отрасль Задачи
Общая педагогика Исследование общих закономерностей образования
Возрастная педагогика Изучение возрастных аспектов обучения и воспитания (дошкольная и школьная педагогика, педагогика взрос­лых — андрогогика)
Социальная педагогика Разработка теории и методики внешкольного образо­вания детей и взрослых
Коррекционная педагогика Сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и сла­бослышащих); тифлопедагогика (обучение и воспита­ние слепых и слабовидящих); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития); логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи)
Частные методики (предметные дидактики) Исследование специфики применения общих законо­мерностей обучения к преподаванию отдельных учеб­ных предметов
История педагогики и образования Изучение развития педагогической теории и практики в различные исторические периоды
Отраслевая педагогика Выявление особенностей обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать в конкретных отраслях экономики и культуры: воен­ная, спортивная, профессиональная, производствен­ная, криминологическая и т. п.
Сравнительная педагогика Исследование закономерностей функционирования и развития образовательных систем в различных стра­нах путем их сопоставления
Исправительно-трудовая педагогика Теоретическое обоснование и разработка методики перевоспитания правонарушителей всех возрастов

Связи педагогики с другими науками многообразны. Наиболее длительной и продуктивной являет­ся связь педагогики с философией, выполняющей методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей зависят направление педагогического поиска и его результаты. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Она раз­рабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционна связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспи­тывать и развивать человека, как считал К.Д. Ушинский, его нужно, прежде всего, изучать «во всех отношениях». В педагогической деятельности необходимо учи­тывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. Со своей стороны, педагогика обосновывает и разрабаты­вает методику психического развития человека педагогическими средствами.

Биология и педагогика пересекаются в изучении природных особенностей человека, которые играют большую роль в образовании (принцип «природосообразности» обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и соци­альных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса — одна из центральных для педагогики. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропо­логия. Пользуясь им, педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.

Связь педагогики с медициной сделала возможным появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Взаимодействие экономики и педагогики послужило основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Педагогика во взаимодействии с социологией, выявляющей основные тенден­ции развития тех или иных групп и слоев населения, изучает закономерности со­циализации и воспитания личности в разных социальных институтах.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассмат­риваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: