Капитан Джек «Воробей» («Пираты Карибского моря»)




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  По дисциплине   Общая психология. Вариант 2.
 
    Выполнила обучающаяся: Воюшина Тамара Алексеевна
   
  Направление подготовки / специальность: 37.03.01 Психология
  Курс: 2
  Группа: 341709
    Руководитель: Марина Леонидовна Кубышкина, доцент
   

 

Отметка о зачете  
      (отметка прописью) (дата)
Руководитель     М. Л.Кубышкина
    (подпись руководителя)  

 

Архангельск 2019


СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1…………………………………………………………………………  
Задание 2…………………………………………………………………………  
Задание 3…………………………………………………………………………  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………  

 


1. Дайте развёрнутые (от 0,5 до 1,5 страницы) ответы на вопросы?

1.1. В чём суть гуморального подхода к пониманию темперамента?

Гиппократ ввел понятие темперамент, описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь — тепло, слизь — холод, желтая желчь — сухость, черная желчь — влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они составляют его темперамент. У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания – «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену. Он дал первую развернутую классификацию темпераментов, базировавшуюся на все тех же гуморальных представлениях Гиппократа. С его точки зрения, преобладание желтой желчи свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови — о сангвиническом темпераменте, преобладание черной желчи — о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи — о флегматическом темпераменте.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови, положили различие тканей и ширину просвета сосудов.

Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, другие — в особенностях их функционирования.

Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия (с точки зрения современных подходов можно первые связать с эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые — с активностью).

Итак, начало состояло в том, что Гиппократом были постулированы четыре типа темперамента, которые понимались в сугубо физиологическом смысле. Позже с ними были сопоставлены четыре психологических типа темперамента, что положило начало психологической линии. Дальнейшие поиски реальных органических основ темперамента все время соотносились с этими психологическими типами.

Четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют. Выделяются «динамические аспекты» поведения: это общая активность, включая ее моторные проявления, и эмоциональность.

1.2. Как связаны свойства нервной системы и свойства темперамента?

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов.

Для темперамента существенное значение имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а «динамическое соотношение подкорки и коры».

Намеченные типы нервных систем И.П. Павлов связывает с темпераментом, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем.

Эти общие типы нервной системы лежат в основе четырех традиционных типов темперамента (холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического), хотя кроме четырех комбинаций свойств нервных процессов были обнаружены и другие, зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется прежде всего следующим образом: чем больше у человека выражено одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше выражено соответствующее свойство темперамента.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что темперамент зависит от свойств нервной системы.

1.3. Какова структура интеллекта по Р.Стернбергу? В чём сходство и различие этой модели и модели Р.Кэттела?

Модель интеллекта Р. Стернберга. По его мнению, проблема интеллекта должна решаться в контексте более широкой проблемы: ментального самоуправления личности. Кроме того, его модель объясняет отношения между интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптивным поведением. Интеллект обеспечивает переработку информации. Ученый объясняет различия в интеллектуальной продуктивности различиями когнитивных структур индивидов.

Теория интеллекта Стернберга состоит из трех частей – компонентной, экспериментальной и контекстуальной. Первая, компонентная подтеория, объясняет отношения между интеллектом и внутренним миром индивида, т.е. определяет элементарные информационные процессы или компоненты, лежащие в основе мышления. Вторая, эмпирическая подтеория, рассматривает взаимосвязь интеллекта и опыта. Согласно названной подтеории, лежащие в основе мышления компоненты имеют разное отношение к интеллекту в зависимости от новизны решаемых задач или степени их автоматизации. И, наконец, третья, контекстуальная подтеория, анализирует отношения между интеллектом и внешним миром, включая адаптацию к реальному окружению, его формирование и выбор.

1) Компонентная подтеория или субтеория компонент. Р.Стернберг рассматривает внутреннее ментальное самоуправление как систему элементарных информационных процессов (называемых "компонентами"), отвечающих за текущую переработку информации в ходе ее получения, преобразования, хранения и использования. К числу таких компонентов могут быть отнесены:

I. Метакомпоненты — это процессы высшего порядка, используемые для планирования деятельности, отслеживания процесса решения и его результата. Они регулируют конкретные процессы переработки информации. Они включают в себя: 1) признание существования проблемы; 2) осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для ее решения; 3) выбор стратегии; 4) выбор ментальной репрезентации; 5) распределение «умственных ресурсов»; 6) контроль за ходом решения проблем; 7) оценка эффективности решения.

II. Компоненты исполнения — процессы преобразования информации и формирования ответной реакции; процессы более низкого порядка. Эти компоненты решают задачи согласно планам, которые диктуют метакомпоненты. Их число достаточно велико, в отличии от числа метакомпонентов. К компонентам исполнения могут быть отнесены дополнение, сравнение, селекция, группировка, иерархизация, кодирование обоснование, ответ и т.д.

III. Компоненты приобретения (усвоения и использования) знаний – процессы приобретения знаний, их дифференциации и оперативности применения. Необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. Центральными среди них являются следующие три: 1) селективное кодирование, 2) селективное комбинирование и 3) селективное сравнение. Суть селективного кодирования заключается в отделении релевантной целям субъекта информации от иррелевантной. Селективное комбинирование предполагает соединение селективно-закодированной информации в целое, структурирование. При этом постоянно присутствует процесс селективного сравнения различных видов информации и репрезентации знаний.

2) Эмпирическая подтеория или субтеория опыта. С точки зрения эмпирической подтеории, интеллект лучше измерять в тех областях, где задачи являются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Совершенно новые задачи будут не поняты, а хорошо известные решаются на уровне автоматизмов и не требуют интеллектуальных усилий. Способность справиться с новизной и способность к автоматизации интеллектуальных навыков взаимосвязаны.

3) Контекстуальная подтеория. По мнению Стернберга, интеллект служит для обеспечения отношений индивида с внешней средой. Он выделяет три типа таких отношений: адаптацию (изменить себя), внутренний выбор (отказ от одной среды в пользу другой) и конструирование (изменить среду).

Модель Р. Б. Кэттела. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей:

1) Общие способности, по Кэттелу, представлены «связанным» («кристаллизированным») и «свободным» (или «текучим») интеллектом.

Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Он положительно коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности.

«Свободный» интеллект абсолютно независим от степени приобщенности к культуре и связан с деятельностью мозга (его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга). Проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изображении.

2) Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации, — который проявляется при операциях со зрительными образами.

3) Наименее ясно понятие «факторов-операций»: Кэттелл определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т. е. как аналог S-факторов по Спирмену, входящих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выполнения новых тестовых заданий.

Кэттел выделял два типа интеллекта: текучий и кристаллизованный. Текучий интеллект определяется природными способностями мозга, которые могут быть локальными либо центральными. Кристаллизованный интеллект определяется жизненным опытом личности, теми знаниями и навыками, которые он приобретает, живя в обществе. Однако, по мнению Кэттела, этот тип интеллекта не полностью приобретенный, он тоже задается генетическими факторами, но в меньшей степени, чем текучий интеллект.

Стернберг выделил три разных типа интеллекта: аналитический (способность решать задачи), творческий (умение использовать прошлый опыт и имеющиеся знания и навыки в новых ситуациях), практический (то, насколько гибко человек адаптируется к изменениям внешней среды). Стернберг считал, что интеллект нельзя рассматривать вне социокультурного контекста, так как его уровень может быть различным в зависимости от среды. Исходя из этого, Стернберг придерживался мнения, что нельзя использовать один и тот же тест на интеллект для людей из разных социальных групп.

1.4. Что такое задатки и как они влияют на развитие способностей?

Задатки — это врождённые анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют появления и развития тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.

Задатки находятся в постоянном развитии, на каждом из этапов они приобретают новые свойства. Также характерной особенностью задатков выступает многозначность: на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности.

1.5. Что такое степень выраженности характера и как её определить?

Степень выраженности характера – это континуум от нормы к патологии через акцентуацию.

Характер может быть более или менее выраженным и поэтому в психологии говорят о трех вариантах:

1) Нормальный характер (адаптированный): это характер без отклонений, человек не излишне живой, не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый, т. е. нормальный характер – это золотая середина целого ряда качеств.

2) Патологический характер (психопатия, психопатический характер). Психопатическими называются личности с юности, с момента сформирования, представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспосабливаться к окружающей среде. Присущие им патологические свойства представляют собой постоянные, врожденные качества личности, которые хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, однако, обычно не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям.

3) Акцентуированный характер (акцентуация) – когда количественная выраженность отдельных черт характера достигает предельных величин и оказывается у границы нормы, но не переходит ее.

Акцентуация характера – крайний вариант нормы как результат усиления его отдельных черт.

Используются критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова.

Этот критерий включает в себя три характеристики, по которым можно определить разницу между нормой и патологией:

1. Относительная стабильность характера во времени. То есть мало меняется в течении жизни. Этот признак по мнению Личко хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

2. Тотальность проявления характера. При психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди чужих, и среди знакомых в общем, в любых обстоятельствах. человек демонстрирует одни и те же черты характера без учета, что ситуации различны.

3. Социальная дезадаптация: заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, при чем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот, и другие вместе. У него совершенно отсутствует внутренне понимание и потребность соответствовать ситуации, отсюда, он постоянно не вписывается в социум (он всегда выделяется в глазах окружающих).

Различие между акцентуацией и психопатией:

Психопатия (патологический характер) диагностируется, если человек соответствует всем трем критериям. Если же есть сомнение хотя бы в одном их признаков, то мы, скорее всего, диагностируем акцентуацию. Если у человека отсутствуют все три признака, то мы диагностируем нормальный характер.

Признаки критерия Ганнушкина-Кербикова в акцентуированном характере:

1) Акцентуация не сохраняется на протяжении жизни (может обостряться, а по мере взросления и развития сглаживаться), т. е. акцентуация не бывает устойчива во времени;

2) Акцентуация не тотальна, т. е. черты акцентуаций проявляются не в любой ситуации, а только в определенных условиях;

3) Социальная дезадаптация не тотальна, может вообще отсутствовать, быть непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на «место наименьшего сопротивления» характера.

Также, существуют опросники, (прим.: методика Леонгарда; ПДО Личко), позволяющие определить акцентуацию характера.

1.6. Что такое национальный характер?

Нация, народ, этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнические особенности психики людей изучает этнопсихология. Однако и в рамках общей психологии национальные особенности характера имеют существенное значение. Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название — собственное имя (этноним), а также самосознание. Но этническое самосознание — явление вторичное, оно производно от объективных условий жизнедеятельности этноса. Этносы возникают не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса. В силу этих объективных обстоятельств формируются этнические особенности образа жизни народа, особый психический склад его представителей.

Характер человека, как уже отмечалось выше, не простая сумма черт, а структурно организованная система психических качеств. Своеобразие национального характера определяется не особой организацией мозговой деятельности, а культурно-историческими условиями. Особенности национального характера — особенности национального самосознания, историческая память народа, отражение в сознании людей важнейших социально-национальных процессов и на этой основе — отчленение себя от других народов. Глубокий след в памяти народа оставляют и исторические коллизии прошлого, и крупнейшие национально-культурные достижения. Таким образом, национальный характер – наиболее типичные черты для большинства членов данного общества.

Человек любой национальности, родившийся в своей культурно-исторической и природной среде, с ранних лет оказывается под сильным се влиянием (возникает эффект доминирования первичного воздействия). То, что окружало человека в его колыбели и раннем детстве, имеет особую притягательную силу; любовь к Родине — одно из самых сильных человеческих чувств. На этой основе формируется национальная гордость, которая может быть и акцентуированной.

Решите задачу

Выберите медийного персонажа (фильмы, мультфильмы, сериалы), проанализируйте его темперамент, сделайте вывод о присутствующих у него свойствах темперамента с приведением примеров, о типе темперамента, к которому можно отнести персонаж, обоснуйте выбор типа.

Капитан Джек «Воробей» («Пираты Карибского моря»)

Джек — член «Братства пиратских лордов семи морей». Он может быть предателем, но выживает больше благодаря остроумию и умению вести переговоры, чем благодаря оружию и силе; предпочитает избегать чересчур опасных ситуаций и дерётся лишь в случае необходимости. Воробей использует остроумие и обман для достижения своих целей, предпочитая решать споры словами, а не силой. Воробей — шустрый, расчетливый и умный.

Ему свойственна энергичность, быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, выразительность, иногда непостоянство. Будучи сангвиником, он стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, его эмоции преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми. Джек живет в драйве и приключениях и без всяких обязательств. Его не интересует никто, кроме его самого. Не имея своего дома, детей и, я думаю, друзей, Джек парит над реальностью - и не чем особо не связан.

С учетом того, что манера его поведения выходит далеко за рамки общепринятого и, скорее, он напоминает человека в нетрезвом состоянии (он ходит в развязной манере, говорит расслабленно и машет руками), Воробей очень умён и ужасно обаятелен, его обаяние притягивает с первых секунд появления его на экране и не пропадает до окончания фильма. Невольно начинаешь глубоко симпатизировать этому герою.

Воробей показан «этичным» пиратом. Его мотивы часто непонятны, и является ли он хорошим или плохим — каждый решает сам, но большинство, я думаю, выберет первый вариант. Также, Джек сам говорит, что пират может быть хорошим человеком.

Джек Воробей пользуется остроумием и обманом для достижения своих целей, предпочитая решать споры словами, а не силой. Обычно он предпочитает стратегию переговоров грубой силе и настраивает своих врагов друг против друга. Он объясняет: «Что биться, лучше договориться. Все, что нужно — это весомый довод». Однако, Джек готов отказаться от своей мечты ради спасения другого человека.

Воробей оставляет неоднозначное представление о себе, так, человек, незнающий его, говорил: «Вы самый жалкий из всех пиратов, о которых я слышал», узнав, насколько шустрый, расчетливый и умный Воробей, мнение того человека категорично меняется: «Самый удалой пират из тех, что я видел».

Остроумие Джека легко привлекает женщин. Он говорит, что имеет «интуицию и знание женской натуры», хотя после всех его романов у женщин остаются плохие воспоминания о нём.

Если же рассматривать свойства темперамента по В. С. Мерлину, можно сказать, что Воробей обладает низкой сензитивностью, высоким уровнем активности и реактивности, но их соотношение вполне уравновешенно, пластичностью, высоким темпом реакций, однако умеренной эмоциональной возбудимостью, преобладает экстраверсия.

Из этого следует, что Капитан Джек Воробей является ярким примером сангвинического типа темперамента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: