Отбор и подготовка лиц, ведущих переговоры с преступниками, захватившими заложников




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ Б.П. БУГАЕВА»

 

Факультет подготовки авиационных специалистов

Кафедра обеспечения авиационной безопасности

Направление подготовки 25.03.03 – Аэронавигация

Профиль подготовки 9. Обеспечение авиационной безопасности

 

РЕФЕРАТ

 

 

ТЕМА: Ведение переговоров о заложниках

Вариант 26

Выполнил: курсант гр. АБ-15-1     Т. А. Филиппова
Проверил: к. в. н., доцент С. Г. Писарев

Ульяновск, 2019


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Отбор и подготовка лиц, ведущих переговоры с преступниками, захватившими заложников. 5

2 Тактико-психологические приемы переговоров с преступниками, захватившими заложников. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях занимает в последнее время все более значительное место среди других задач по обеспечению профессиональной деятельности подразделений органов внутренних дел. Особое место здесь занимают задачи, связанные с ситуациями захвата заложников, похищения людей, похищения культурных и исторических ценностей, активного противодействия преступников принимаемым мерам по их задержанию.

В практику деятельности правоохранительных органов в «ситуации заложника» прочно вошли переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья граждан.

События последних лет с огромной убедительностью показали, что успешность решения задач, стоящих перед правоохранительными органами в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В свою очередь, эффективность переговорного процесса зависит от умения лиц, ведущих переговоры, проанализировать мотивы и особенности характера преступников, установить психологический контакт с ними, грамотно подобрать и использовать психологические приемы воздействия на преступников с целью скорейшего разрешения ситуации.

Перед необходимостью ведения переговоров с преступниками может оказаться практически любой сотрудник органов внутренних дел. При этом для эффективного разрешения ситуации ему потребуется не только выдержка и элементарные навыки общения, но и специальные знания и умения «переговорщика».

С целью выработки наиболее эффективного плана действий по освобождению заложников, грамотного построения переговорного процесса необходимо произвести определение типа преступника, захватившего заложников, его мотива, специфики ситуации, а также наиболее эффективных в данном конкретном случае «стратегических» и тактических приемов ведения переговоров. В частности, необходимыми умениями лиц, ведущих переговоры с преступниками, являются - умение вести «торг», затягивать время, выполнять требования поэтапно, создавать у преступника ощущение положительной динамики происходящих событий. При этом переговоры должны вестись по логике протекания процесса общения вообще: первый этап - вхождение в контакт, накопление согласия; второй этап - изложение сути требований, предложений; третий этап - подведение итогов.


 

Отбор и подготовка лиц, ведущих переговоры с преступниками, захватившими заложников

Переговоры с преступниками - тяжелый и напряженный труд. Они могут продолжаться многие часы и приводят к большим нервным перегрузкам.

Ведение переговоров об освобождении заложников требует от их участников высокого уровня эмоциональной зрелости и устойчивости, умения сохранять присутствие духа, легко устанавливать контакт с любым собеседником, хорошо слушать, использовать логические доводы, брать на себя ответственность. Обычно для переговоров назначаются люди, обладающие искусством коммуникабельности и неравнодушные к судьбе заложников. Отбор переговорщика осуществляется по следующим характеристикам: по возрасту; по одежде; по внешним данным; по речевым навыкам и навыкам психологического контакта; по профессиональному опыту общения с различными категориями граждан. Особое внимание уделяется психологическому состоянию будущего переговорщика, особенно при переговорах «лицом к лицу». Психологическая устойчивость личности зависит как от внутренних факторов (сила, продолжительность, устойчивость различного рода переживаний), так и от внешних стрессогенных, особенно негативных (развод, тяжелая болезнь и т.п.).

Кандидаты в переговорщики должны пройти проверку психологического состояния для определения их пригодности на эту роль. В проверку необходимо включить, по крайней мере, некоторые нестандартные тесты и собеседование с врачом-психиатром, который обрабатывает результаты тестирования и дает им оценку. Независимо от результатов тестов кандидаты должны обладать следующими качествами: сообразительностью, интересом к людям, реакцией, самообладанием. Кроме того, надо учитывать результаты их действий в прошлых стрессовых ситуациях, итоги бесед с их предыдущим и настоящим начальниками, а также результаты личных бесед с кандидатами.

Практическое использование переговорщиков может быть эффективным лишь при их соответствующей подготовке и понимании своей роли. На первый взгляд может казаться, что переговоры по вопросу освобождения заложников -это искусство, а не наука и что переговорщики работают скорее интуитивно. Однако при таком подходе эффективность переговоров с террористами минимальна. Переговоры требуют от лиц, их проводящих, не только психологической грамотности, но и творческого подхода, искусного сочетания логического и интуитивного начал в переговорной деятельности.

Подготовку лиц, участвующих в переговорах с преступниками, захватившими заложников, необходимо проводить дифференцированно, комплексно и последовательно.

Дифференцированность подготовки переговорщиков должна учитывать категории лиц, участвующих в переговорах с преступниками, захватившими заложников. В частности, необходимо предусмотреть специальные программы подготовки, как минимум, для четырех категорий переговорщиков:

1. Программа подготовки специалистов-консультантов. В роли специалистов-консультантов могут выступать психологи правоохранительных органов, преподаватели вузов МВД, а также психологи, социологи, педагоги гражданских организаций. Для данной категории переговорщиков должна быть предусмотрены как базовая, так и углубленная программы обучения переговорной деятельности с последующим и постоянным повышением квалификации.

2. Программа подготовки сотрудников дежурных частей и служб. Сотрудники дежурных частей и служб принимают сообщения обо всех происшествиях и часто оказываются первыми официальными лицами, с которыми преступники, захватившие заложников, начинают вести переговоры. От того, как начнутся переговоры с террористами, во многом зависит не только динамика развития переговорного процесса, но и жизнь заложников. Поэтому для сотрудников дежурных частей и служб необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы подготовки к переговорной деятельности, упор в которых бы делался на выработку умений оценивать реальность угроз преступников, их психоэмоциональное состояние, устанавливать психологический контакт, втягивать преступников в переговоры, выявлять сведения о личности преступников, затягивать время и т.д.

3. Программа подготовки руководящего состава. Очень часто преступники, захватившие заложников, требуют, чтобы в переговорах участвовали руководители - начальники (заместители) ГОВД, ГУВД, МВД, ГУИН, представители прокуратуры, администрации и т.д. В случае неадекватных действий руководителя-участника переговоров, отсутствия у него переговорной компетентности, приводящей к срыву переговоров, преступник, лишившись надежды на выполнение своих требований, начинает убивать заложников. В связи с этим, необходимо предусмотреть программу по повышению переговорной компетентности руководителей различных ровней и ведомств.

4. Программа подготовки «рядовых» сотрудников. Любой сотрудник органов правопорядка может на практике столкнуться с ситуацией захвата заложников преступниками. При этом он должен уметь быстро среагировать на происходящее, определить возможные варианты своего поведения, начать переговоры с преступниками. Поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым минимумом знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное ведение переговоров с преступниками, захватившими заложников. В связи с этим необходима реализация базовой программы подготовки сотрудников правоохранительных органов к переговорной деятельности.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: