ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА




Понятие о глобальных проблемах человечества.

Практическая работа №6. «Характеристика основных глобальных проблем мира».

Цель: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения; развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза; показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Оборудование: физическая и политическая карты мира, атласы, учебники.

Просмотреть схему.

 

 

Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

 

IV. Изучение нового материала

Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

  • Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
  • Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
  • Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

  • Привить людям новые нравственно-этические ценности;
  • Сплотиться всему человечеству;
  • Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»? (Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменой среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – экологические проблемы.)

Среди глобальных экологических проблем выделяют:

- климатические изменения

- нарушение озонового слоя

- загрязнение водных систем

- загрязнение атмосферы

- уничтожение лесов

- опустынивание

- потеря биоразнообразия

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В последнее время вы все ча­ще слышите о глобализации (от англ. global — мировой, всемир­ный), которая означает резкое расширение и углубление взаи­мосвязей и взаимозависимостей между странами, народами и от­дельными людьми. Глобализация охватывает сферы политики, эко­номики, культуры. А в основе ее — деятельность политических, экономических союзов, ТНК, со­здание глобального информаци­онного пространства, глобаль­ного финансового капитала. Од­нако пока еще выгодами гло­бализации в наибольшей мере может воспользоваться только «золотой миллиард» — так назы­вают жителей высокоразвитых постиндустриальных стран Запа­да, общая численность населения которых приближается к 1 млрд. Именно такое неравенство вы­звало к жизни массовое движе­ние антиглобалистов.

С процессом глобализации тесно связано и возникновение глобальных проблем человечест­ва, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и широкой обществен­

ности, изучаются многими наука­ми, в том числе географией. Это объясняется тем, что каждая из них имеет свои географические аспекты и по-разному проявля­ется в различных регионах ми­ра. Вспомним, что еще Н. Н. Ба­ранский призывал географов «мыслить континентами». Одна­ко в наши дни и такого подхо­да уже недостаточно. Глобаль­ные проблемы нельзя решать только «глобально» и даже «ре­гионально». Начинать их реше­ние надо со стран и районов. Вот почему ученые выдвинули лозунг: «Мыслить глобально, действовать локально!»

Рассматривая глобальные проблемы, вы должны будете обобщить знания, полученные при изучении всех тем учебника. Следовательно, это более слож­ный, синтезирующий материал. Однако не следует относиться к нему как к чисто теоретичес­кому. Ведь, по существу, гло­бальные проблемы непосредст­венно касаются и каждого из вас как маленькой «частички» всего единого и многоликого человечества.

  1. МЫОБОСНОВЫВАЕМ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  1. Понятие о глобальных про­блемах. Последние десятилетия в. поставили перед народа­ ми мира много острых и слож­ных проблем, которые получили название глобальных.

Глобальными называют про­блемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и бу­дущего и требуют для своего ре­шения объединенных усилий, со­вместных действий всех госу­дарств и народов.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8—10 до 40— 45. Это объясняется тем, что на­ряду с главными, приоритетны­ми глобальными проблемами (ко­торые будут далее рассмотрены в учебнике) существует еще це­лый ряд более частных, но так­же очень важных проблем: на­пример, преступности, наркома­нии, сепаратизма [1], дефицита демократии, техногенных катаст­роф, стихийных бедствий. Как уже было отмечено, особую ак­туальность в последнее время приобрела проблема международ­ного терроризма, фактически так­же ставшая одной из самых при­оритетных.

Существуют также различные классификации глобальных проблем. Но обычно среди них выделяют: 1) проблемы наибо­лее «универсального» характера, 2) проблемы природно-экономи­ческого характера, 3) проблемы социального характера, 4) про­блемы смешанного характера. Выделяют также более «старые» и более «новые» глобальные про­блемы. Степень их приоритетно­сти со временем тоже может из­меняться. Так, в конце XX в. на первый план выдвинулись эколо­гическая и демографическая про­блемы, тогда как проблема пред­отвращения третьей мировой войны стала менее острой.

  1. Экологическая проблема: «Земля только одна!» Еще в

40-х гг. академик В. И. Вернад­ский (1863—1945), основополож­ник учения о ноосфере (сфере ра­зума), писал о том, что хозяйст­венная деятельность людей стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздей­ствие, чем геологические процес­сы, происходящие в самой при­роде. С тех пор «обмен веществ» между обществом и природой многократно возрос и приобрел глобальные масштабы. Однако, «завоевывая» природу, люди в значительной степени подорвали естественные основы собствен­ной жизнедеятельности.

Истощение окружающей сре­ды в результате нерационально­го природопользования (выража­ющегося в расширении эрозии почв, опустынивании, обезлесе­нии и др.), загрязнения ее твер­дыми, жидкими и газообразны­ми отходами и, более того, «от­равление» ее радиоактивными и другими высокотоксичными ве­ществами уже привели к значи­тельной деградации глобальной экологической системы. Как вы знаете, в некоторых странах эко­логическая ситуация стала харак­теризоваться очень большой на­пряженностью, достигнув уровня экологического кризиса. Возник­ло понятие о кризисном (крити­ческом) экологическом районе, а в отдельных случаях и о районе с катастрофической экологичес­кой ситуацией.

Пример. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. от радиоактивного заражения пост­радали 11 областей бывшего СССР, входивших в состав Ук­раины, Белоруссии и России, с населением в 17 млн человек. Общая площадь загрязнения це­зием-137 только в России соста­вила около 60 тыс. км2.

Возникла и мировая эколо­гическая угроза в виде неконтро­лируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы. Это угроза не только нынешнему, но и гряду­щим поколениям людей. Ученые отмечают, что за последнюю чет­верть века среднегодовое число крупных природных катастроф на Земле увеличилось с 10 до 100. Почти все из них — наводнения, тропические циклоны, засухи, лесные пожары — обусловлены потеплением климата. [2].

Российские ученые-географы выделяют три главных центра (региона) нарушенности естест­венных экосистем и дестаби­лизации окружающей среды, в пределах которых произошло наибольшее «столкновение» ци­вилизации с биосферой. Это Европейский центр площадью 8 млн км2, Азиатский центр (7 млн) и Североамериканский центр (9 млн). В каждом из этих центров естественные эко­системы сохранились только на 5—10% территории.

Вот почему экологическая про­блема ныне стала едва ли не глав­ной проблемой выживания челове­чества.

В наши дни все большее чис­ло стран начинает объединять свои усилия для ее решения. На­ряду с предотвращением долго­временной экологической угрозы организуется помощь в чрезвы­чайных экологических ситуаци­ях. Растет число особо охраняе­мых природных территорий (ООПТ).

Пример. В начале XXI в. таких территорий в мире было уже 12 тыс., а их общая площадь пре­вышала 12 млн км2. Это значит, что в совокупности они занима­ли примерно 9% всей обитаемой суши.

Все это означает выполнение выдвинутого ООН еще в 70-х гг. девиза: «Земля только одна!» А в 2000 г. ООН приняла еще один важный документ — «Дек­ларацию Земли». Мировое сооб­щество исходит из того, что глав­ный путь решения экологической проблемытакая организация производственной и непроизводст­венной деятельности людей, ко­торая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преоб­разование окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека. (Творческое за­дание 1.)

  1. Демографическая пробле­ма — еще одна проблема века. Демографическая проблема — еще одна приоритетная пробле­ма выживания человечества.

Как вы уже знаете, демогра­фический взрыв во всем мире уже явно пошел на убыль, хотя в Аф­рике такое снижение еще только начинает проявляться. Если в на­чале 60-х гг. население мира уве­личивалось в среднем на 2% в год, то в конце 80-х — на 1,7%, в конце 90-х — на 1,4%. В на­чале XXI в. этот показатель сни­жается. Тем не менее инерция демографического взрыва, свя­занная в первую очередь с очень высокой долей молодых возрастов, будет сказываться еще долго.

Об этом свидетельствуют де­мографические прогнозы, регу­лярно публикуемые ООН. Со­ гласно прогнозу к 2025 г. насе­ление Земли возрастет до 7,8, а к 2050 г. — до 9 млрд человек. При этом доля экономически развитых стран еще больше уменьшится, а доля развиваю­щихся стран возрастет. Изменят­ся и порядковые номера отдель­ных стран. [3]. При этом в ре­зультате продолжения «городско­го взрыва» в странах Юга доля городского населения и числен­ность городов-миллионеров бу­дут постоянно возрастать. [4].

С целью решения демографи­ческой проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участву­ют также географы и демогра­фы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что про­граммы планирования семьи мо­гут содействовать улучшению воспроизводства населения. Но одной демографической политики недостаточно. Она должна со­провождаться улучшением эконо­мических и социальных условий жизни людей. (Творческое зада­ние 2.)

  1. Проблема разоружения и сохранения мира на Земле. Хо­рошо известно, что во все исто­рические эпохи войны наклады­вали заметный отпечаток на раз­витие человеческой цивилизации. Только в XX в. в двух мировых и многих локальных войнах по­гибло более 100 млн человек. Но никогда прежде не было реаль­ной возможности уничтожения целых стран и даже континен­тов. Она возникла только во вто­рой половине XX в. в связи с созданием ядерного оружия в со­четании с баллистическими ра­кетами. И на протяжении не­скольких десятилетий «холодной войны» проблема войны и мира, предотвращения мирового ядерно­го конфликта оставалась пробле­мой № 1. Мир подошел к такой критической отметке, когда зна­менитый гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными группами людей, а перед всем человечест­вом.

Положение начало изменяться к лучшему только в конце 80-х — начале 90-х гг. А на ру­беже XX и XXI вв. роль факто­ра военной безопасности стала уже в значительной степени иной. Происходит масштабное сокра­щение глобального арсенала во­оружений, снижаются военные расходы, осуществляется сокра­щение ракетно-ядерных и обыч­ных вооружений, личного соста­ва вооруженных сил. Идет процесс конверсии военно-промы­шленных комплексов. Особое значение имели два Договора о сокращении и ограничении стра­тегических наступательных воору­жений между СССР, а затем Рос­сией и США (СНВ-1 и СНВ-2).

В результате реальная угроза мирового термоядерного конфлик­та уже фактически ушла в про­шлое.

Но тем не менее отдельные аспекты военной угрозы еще со­храняются. Как вы уже знаете, это многочисленные региональ­ные и локальные конфликты и даже войны, распространение ядерного оружия, сохранение во­енных блоков. К этому перечню можно добавить и торговлю ору­жием (25—30 млрд долл. в год), и еще очень большие мировые военные расходы (свыше 1 трлн долл. в год, из которых 47% при­ ходится на США), и то, что в мире «под ружьем» еще находит­ся более 20 млн человек.

Следовательно, задача созда­ния всеобъемлющей системы бе­зопасности, поэтапной ликви­дации ядерных арсеналов, сокра­щения торговли вооружения­ми, демилитаризации экономики еще остается. (Творческое зада­ние 3.)

  1. Продовольственная пробле­ма — как обеспечить продоволь­ствием растущее население Зем­ли? Старинная мудрость гласит: «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть». Количество пищи, необходимой ему для нор­мальной жизни и деятельности, зависит от пола, возраста, веса, роста, от характера и условий труда, быта, от климатических особенностей территории. Уче­ные считают, что медицинская норма калорийности потреб­ляемой пищи должна быть не меньше 2300—2600 ккал и 70—100 г белка в сутки. Но в настоящее время, по данным ООН, 1,2 млрд человек прожива­ет в странах, где ощущается по­стоянная нехватка продуктов. Вот почему продовольственную проблему следует считать гло­бальной.

Конечно, при этом нужно иметь в виду, что для стран Се­вера явление голода и недоеда­ния в целом уже не характерно. Эти страны ныне производят и потребляют более 3/4 мирового продовольствия, хотя в них про­ живает менее 15% населения Зем­ли. В большинстве развитых стран средняя калорийность пи­тания превышает 3000 ккал/сут- ки. Напротив, в этих странах ста­новится все больше переедаю­щих, имеющих излишнюю массу тела. [5]. В странах же Юга, не­смотря на заметный рост сред­ней калорийности питания в по­следние десятилетия, этот пока­затель едва дотягивает до медицинской нормы, а в Афри­ке к югу от Сахары составляет всего 2000 ккал/сутки. Вот поче­му для решения продовольствен­ной проблемы человечество должно полнее использовать ре­сурсы растениеводства, животно­водства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями.

Экстенсивный путь за­ключается в дальнейшем расши­рении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Пример. Площадь пригодных для сельскохозяйственной обработки земель на нашей планете состав­ляет 3,2—3,4 млрд га, из кото­рых пока используется менее по­ловины. Основные резервы таких земель находятся в Африке юж­нее Сахары и в Латинской Аме­рике.

Однако, поскольку все самые плодородные и удобно располо­женные земли практически уже освоены, этот путь требует очень больших затрат.

Интенсивный путь за­ключается прежде всего в повы­шении биологической продуктив­ности существующих угодий. Ре­шающее значение для него будут иметь биотехнология, использо­вание новых, высокоурожайных сортов и новых методов обра­ботки почвы, дальнейшее разви­ тие механизации, химизации, а также мелиорации, история ко­торой насчитывает уже несколь­ко тысячелетий, начиная с Ме­сопотамии, Древнего Египта и Индии.

Пример. Только в течение XX в. площадь орошаемых земель увеличилась с 40 до 270 млн га. Ныне эти земли занимают при­мерно 20% обрабатываемых зе­мель, но дают до 40% сельско­хозяйственной продукции. Оро­шаемое земледелие применяется в 135 странах, причем 3/5 оро­шаемых земель находится в Азии.

Разрабатывается и новый нетрадиционный способ производ­ства продовольствия, который заключается в «конструировании» искусственных пищевых продуктов на основе белка из натураль­ного природного сырья.

Ученые подсчитали, что для обеспечения населения Земли продовольствием нужно было в последней четверти XX в. увели­чить объем сельскохозяйственно­го производства в 2 раза, а к се­редине XXI в. — в 5 раз. Рас­четы показывают, что, если бы достигнутый к настоящему вре­мени во многих развитых стра­нах уровень сельского хозяйства был распространен на все стра­ны мира, можно было бы пол­ностью удовлетворить потребно­сти в продовольствии 10 млрд человек и даже больше. [6]. Сле­довательно, интенсивный путь яв­ляется главным путем решения продовольственной проблемы че­ловечества. Уже теперь он обес­печивает 9/10 всего прироста про­дукции земледелия. (Творческое задание 4.)

  1. Энергетическая и сырьевая проблемы: причины и пути реше­ния. Это прежде всего проблемы надежного обеспечения человече­ства топливом и сырьем. И рань­ше случалось, что проблема ре- сурсообеспеченности приобрета­ ла определенную остроту. Но обычно это относилось к отдель­ным районам и странам с «не­комплектным» составом природ­ных ресурсов. В глобальных же масштабах она впервые прояви­лась, пожалуй, в 70-х гг., что

объясняется несколькими причи­нами.

Среди них очень быстрый рост добычи при относительной ограниченности разведанных за­пасов нефти, природного газа и некоторых других видов топлива и сырья [7], ухудшение гор­но-геологических условий добы­чи, увеличение территориально­го разрыва между районами добычи и потребления, продви­жение добычи в районы ново­го освоения с экстремальными природными условиями, отрица­тельное влияние промышленнос­ти по добыче и переработке минерального сырья на экологи­ческую обстановку и др. Следо­вательно, в нашу эпоху, как никогда прежде, необходимо ра­циональное использование мине­ральных ресурсов, относящихся, как вы знаете, к категории ис­черпаемых и невозобновимых.

Огромные возможности для этого открывают достижения НТР, причем на всех стадиях тех­нологической цепочки. Так, важ­ное значение имеет более полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли.

Пример. При существующих спо­собах добычи нефти коэффици­ент ее извлечения колеблется в пределах 0,25—0,45, что явно недостаточно и означает, что большая часть ее геологических запасов остается в земных не­драх. Повышение коэффициента нефтеотдачи даже на 1% дает большой экономический эффект.

Большие резервы существуют в повышении коэффициента по­лезного использования уже до­бытого топлива и сырья. Ведь при существующей технике и технологии этот коэффициент обычно составляет примерно 0,3. Поэтому в литературе можно встретить высказывание одного английского физика о том, что эффективность современных энергетических установок нахо­дится примерно на том же уров­не, как если бы нужно было сжечь целый дом, чтобы зажарить сви­ную тушу... Неудивительно, что в последнее время особенно боль­шое внимание уделяется не столь­ко дальнейшему наращиванию добычи, сколько энерго- и мате- риалосбережению. Рост ВВП во многих странах Севера уже дав­но происходит фактически без увеличения потребления топлива и сырья. В связи с подорожани­ем нефти многие страны шире используют нетрадиционные во­зобновимые источники энергии (НВИЭ) — ветровую, солнечную, геотермальную, энергию биомас­сы. НВИЭ неисчерпаемы и отли­чаются экологической чистотой. Продолжаются работы по увели­чению эффективности и надеж­ности атомной энергетики. Уже начато использование МГД-гене- раторов, водородной энергетики и топливных элементов. [8]. А впереди — овладение управляе­мым термоядерным синтезом, что сравнимо с изобретением паро­вой машины или компьютера. (Творческое задание 8.)

  1. Проблема здоровья людей: глобальный аспект. В последнее время в мировой практике при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состо­яние их здоровья. И это не слу­чайно: ведь именно оно служит основой полноценной жизни и деятельности каждого человека, да и общества в целом.

Во второй половине XX в. были достигнуты большие успе­хи в борьбе со многими заболе­ваниями — чумой, холерой, ос­пой, желтой лихорадкой, полио­миелитом и др.

Пример. В 60—70-х гг. Всемир­ная организация здравоохране­ния (ВОЗ) осуществила широкий круг медицинских мероприятий по борьбе с оспой, которые ох­ватили более 50 стран мира с на­селением свыше 2 млрд человек. В результате эта болезнь на на­шей планете была фактически ликвидирована. [9].

Тем не менее многие болезни еще продолжают угрожать жиз­ни людей, зачастую приобретая поистине глобальное распростра­нение. Среди них можно назвать сердечно-сосудистые заболева­ния, от которых ежегодно в ми­ре умирает 15 млн человек, зло­качественные опухоли, венериче­ские болезни, наркоманию, малярию. [10]. Большой вред здо­ровью сотен миллионов людей продолжает наносить курение.

  1. . Но совершенно особую уг­розу для всего человечества пред­ставляет собой СПИД.

Пример. Эту болезнь, появление которой было отмечено только в начале 80-х гг., ныне стали на­зывать чумой XX века. По дан­ным ВОЗ, в конце 2005 г. общее число инфицированных СПИДом уже превысило 45 млн человек, а миллионы людей уже погиб­ли от этой болезни. По инициа­тиве ООН ежегодно проводит­ся Всемирный день борьбы со СПИДом.

Рассматривая эту тему, вы должны иметь в виду, что при оценке здоровья человека нельзя ограничиваться только его фи­зиологическим здоровьем. Это понятие включает в себя также нравственное (духовное), психи­ческое здоровье, с которым де­ло также обстоит неблагополуч­но, в том числе и в России. Вот почему здоровье человека продол­жает оставаться одной из при­оритетных глобальных проблем. (Творческое задание 6.)

  1. Проблема использования Мирового океана: новый этап. Мировой океан, занимающий 71% поверхности Земли, всегда играл важную роль в общении стран и народов. Однако до се­редины XX в. все виды челове­ческой деятельности в Океане да­вали лишь 1—2% мирового до­хода. Но по мере развития НТР всестороннее исследование и ос­воение Мирового океана приня­ло совсем другие масштабы.

Во-первых, обострение гло­бальных энергетической и сырь­евой проблем привело к возник­новению морской горно-добыва­ющей и химической промышлен­ности, морской энергетики. До­стижения НТР открывают пер­спективы для дальнейшего увеличения добычи нефти и га­за, железомарганцевых конкре­ций, для извлечения из морской воды изотопа водорода — дей­терия, для сооружения гигант­ских приливных электростанций, для опреснения морской воды.

Во-вторых, обострение гло­бальной продовольственной проб­лемы повысило интерес к биоло­гическим ресурсам Океана, кото­рые пока обеспечивают только 2% продовольственного «пайка» человечества (но 12—15% белка животного происхождения). Ко­нечно, добычу рыбы и морепро­дуктов можно и нужно увели­чить. Потенциальные возможно­сти их изъятия без угрозы нарушения сложившегося балан­са оцениваются учеными разных стран от 100 до 150 млн т. До­полнительным резервом является развитие марикультуры. [13]. Недаром говорят, что рыба, со­держащая мало жиров и холес­терина, может быть «курицей

  1. века».

В-третьих, углубление между­народного географического раз­деления труда, быстрый рост ми­ровой торговли сопровождаются увеличением морских перевозок. Это, в свою очередь, вызвало сдвиг производства и населения к морю и бурное развитие ряда приморских районов. Так, мно­гие крупные морские порты пре­вратились в промышленно-пор­товые комплексы, для которых наиболее характерны такие от­расли, как судостроение, нефте­переработка, нефтехимия, метал­лургия, а в последнее время ста­ли развиваться и некоторые из новейших отраслей. Огромные масштабы приняла приморская урбанизация.

В производ­ственной и научной деятельнос­ти в пределах Мирового океана и контактной зоны океан — су­ша возникла особая составная часть мирового хозяйства — морское хозяйство. Оно включа­ет добывающую и обрабатываю­щую промышленность, энергети­ку, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. В целом в морском хозяйстве за­нято по меньшей мере 100 млн человек.

Но такая деятельность одно­временно породила глобальную проблему Мирового океана. Ее сущность заключается в крайне неравномерном освоении ресур­сов Океана, в увеличивающемся загрязнении морской среды, в ис­пользовании его как арены во­енной активности. В результате за последние десятилетия интен­сивность жизни в Мировом оке­ане снизилась на 1/3. Вот поче­му очень большое значение име­ет принятая в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву, кото­рую называют «Хартией морей». Она установила экономические зоны в 200 морских миль от по­бережья, в пределах которых при­брежное государство также мо­жет осуществлять суверенные права на использование биоло­гических и минеральных ресур­сов. Основной путь решения проб­лемы использования Мирового оке­анарациональное океаническое природопользование, сбалансиро­ванный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирово­го сообщества. (Творческое зада­ние 5.)

  1. Мирное освоение Космоса: новые горизонты. Космос явля­ется глобальной средой, общим достоянием человечества. Теперь, когда космические программы существенно усложнились, их вы­полнение требует концентрации технических, экономических, ин­теллектуальных усилий многих стран и народов. Поэтому осво­ение космоса стало одной из важ­нейших международных, гло­бальных проблем.

Во второй половине XX в. обозначились два главных на­правления в изучении и исполь­зовании космического простран­ства: космическое землеведение и космическое производство. Оба они с самого начала стали аре­ной как двустороннего, так и в особенности многостороннего сотрудничества.

Пример 1. Международная орга­низация «Интерспутник» со штаб-квартирой в Москве была создана еще в начале 70-х гг. В наши дни космической связью че­рез систему «Интерспутник» пользуются более 100 государст­венных и частных компаний мно­гих стран мира.

Пример 2. Завершены работы по созданию Международной косми­ческой станции (МКС) «Альте», осуществленные США, Россией Европейским космическим агент­ством, Японией, Канадой. [16]. В окончательном виде МКС со­стоит из 36 блоков-модулей. На станции работают международ­ные экипажи. А связь с Землей осуществляется с помощью американских кораблей-челноков «Спейс шаттл» и российских «Союзов».

Мирное освоение Космоса, предусматривающее отказ от во­енных программ, базируется на использовании новейших дости­жений науки и техники, произ­водства и управления. Оно уже обеспечивает огромную космиче­скую информацию о Земле и ее ресурсах. Все отчетливее просту­пают черты будущей космичес­кой индустрии, космической тех­нологии, использования косми­ческих энергоресурсов с по­мощью гигантских солнечных электростанций, которые будут размещены на гелеоцентрической орбите на высоте 36 км.

  1. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталос­ти развивающихся стран — круп­нейшая общемировая проблема. Как вы видели, каждая из гло­бальных проблем человечества имеет свое конкретное содер­жание. Но все они тесно взаи­мосвязаны: энергетическая и сырьевая с экологической, эко­логическая с демографической, демографическая с продовольст­венной и т. д. Проблема мира и разоружения непосредственно за­трагивает и все остальные про­ блемы. Однако теперь, когда на­чался переход от экономики вооружения к экономике разо­ружения, центр тяжести большин­ства глобальных проблем все боль­ше перемещается в страны раз­вивающегося мира. Масштабы их отсталости поистине огромны (см. таблицу 10).

Главное проявление и одно­временно причина этой отстало­сти — бедность, нищета. В стра­нах Азии, Африки и Латинской Америки в условиях крайнего об­нищания живет более 1,2 млрд человек, или 22% всего населе­ния этих регионов. Половина бед­ных людей существует на 1 долл. в день, вторая половина — на 2 долл. Бедность и нищета осо­бенно характерны для стран Тро­пической Африки, где на 1—2 долл. в день живет почти поло­вина всего населения. Жители го­родских трущоб и сельской глу­бинки вынуждены довольство­ваться жизненным уровнем, составляющим 5—10% от уровня жизни в наиболее богатых стра­нах. [19].

Пожалуй, наиболее драмати­ческий, даже катастрофический, характер приобрела в развиваю­щихся странах продовольствен­ная проблема. Конечно, голод и недоедание существуют в мире начиная с самых истоков разви­тия человечества. Уже в XIX—вв. многие миллионы жиз­ней унесли вспышки голода в Ки­тае, Индии, Ирландии, во многих странах Африки и в Советском Союзе. Но существование голо­да в эпоху НТР и перепроизвод­ства продовольствия в экономи­чески развитых странах Запа­да — это поистине один из парадоксов нашего времени. Он также порожден обшей отстало­ стью и бедностью развивающих­ся стран, которые привели к гро­мадному отставанию сельскохо­зяйственного производства от по­требностей в его продукции.

В наши дни «географию го­лода» в мире определяют преж­де всего самые отсталые, не за­тронутые «зеленой революцией» страны Африки и Азии, где зна­чительная часть населения живет буквально на грани голодной смерти. Более 70 развивающихся стран вынуждены ввозить продо­вольствие.

Из-за болезней, связанных с недоеданием и голодом, недо­статком чистой воды, в развивающихся странах ежегодно уми­рает 40 млн человек (что сравнимо с людскими потерями за всю Вторую мировую войну), в том числе 13 млн детей. Не слу­чайно изображенная на плакате Детского фонда ООН африкан­ская девочка на вопрос: «Какой ты хочешь быть, когда выра­стешь?» — отвечает лишь одним словом: «Живой!»

С продовольственной тесно связана демографическая пробле­ма развивающихся стран. Демо­графический взрыв оказывает на них противоречивое воздействие. С одной стороны, он обеспечи­вает постоянный прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой — создает дополнитель­ные трудности в борьбе за преодоление экономической от­сталости, осложняет решение многих социальных вопросов, «съедает» значительную часть их достижений, увеличивает «на­грузку» на территорию. В боль­шинстве стран Азии, Африки, Ла­тинской Америки темпы приро­ста населения обгоняют темпы производства продовольствия.

Вы уже знаете, что в послед­нее время демографический взрыв в развивающихся странах принял форму «городского взры­ва». Но, несмотря на это, чис­ленность сельского населения в большинстве из них не только не уменьшается, а возрастает. Со­ответственно увеличивается и без того огромное аграрное перена­селение, которое продолжает поддерживать волну миграций как в «пояса нищеты» крупных городов, так и за границу, в бо­лее богатые страны. Неудиви­тельно, что основная часть бе­женцев приходится на развиваю­щиеся страны. В последнее вре­мя в поток экономических вливается все больше экологиче­ских беженцев.

С демографическим взрывом непосредственно связан и уже из­вестный вам специфический воз­растной состав населения разви­вающихся стран, где на каждо­го трудоспособного приходится по два иждивенца. [20]. Высокая доля молодых возрастов до край­ности обостряет также многие со­циальные проблемы.

Прямую связь с продовольст­венной и демографической имеет и экологическая проблема. Еще в 1972 г. премьер-министр Индии Индира Ганди назвала нищету самым страшным загрязнением окружающей среды. Действитель­но, многие из развивающихся стран настолько бедны, а усло­вия международной торговли для них так неблагоприятны, что зачастую им ничего не остается, как продолжать вырубать ред­кие леса, позволять скоту вытап­тывать пастбища, допускать пе­ренос «грязных» производств и т. д., не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: