Шпаргалка по формулировке проблемы




Практическое занятие 01.11.2021 (1 час)

«Формулируем проблему проекта».

Задание: на основе материала шпаргалки сформулировать проблему, на решение которой будет направлен Ваш проект.

 

Ответы направить на адрес электронной почты: e.m.demina@sgpk.online.

Срок выполнения – до 05.11.2021

 

Шпаргалка по формулировке проблемы

 

Формулировку проблемы можно представить в виде математической формулы:

Проблема = Факт + Задача, где Задача = Субъект + Результат.

 

Факт = что не так? в чем именно затруднение, препятствие? Формулируется с использованием слов: снижение… уменьшение… низкий уровень… недостаточно… несоответствие... отсутствие… незнание… неумение … А для негативных аспектов: повышение… увеличение… рост

Задача = то, что нужно сделать для решения проблемы. В таком значении напрямую в формулировке проблемы не звучит, но подразумевается за счет результата ее решения, который представлен в формулировке проблемы. Слово «задача» используется здесь в значении не конкретного шага или цели проекта, а в глобальном смысле. В дальнейшем на основе этой задачи будет формироваться идея и цель проекта.

Субъект – носитель проблемы, т.е. человек или группа лиц или другой субъект (государство, регион, организация, предприятие и т.п.), для кого актуально решение данной проблемы.

Например:

Незнание учащимися возможностей использования электронных ресурсов библиотеки.

Результат – учащиеся должны знать возможности использования электронных ресурсов библиотеки. Например, про электронный каталог книг, чтобы перед тем, как идти за книгой, узнать, есть ли она в библиотеке и в наличии, т.е. не на руках. Следовательно, основная задача проекта – предоставить учащимся информацию о возможностях использования электронных ресурсов библиотеки. Ответив на вопрос, как это можно сделать, мы сформулируем идею проекта, а на ее основе – цель.

Дети не знают, как вести себя с незнакомыми людьми.

Результат – дети должны знать, как вести себя с незнакомыми людьми, чтобы обезопасить себя и свою жизнь от возможных посягательств со стороны преступных элементов. Следовательно, основная задача проекта – научить детей правилам поведения с незнакомыми людьми. Идея данного проекта может заключаться в организации тренинга или ролевой игры с участием педагогов, участкового или родителей, в процессе которых дети узнают и опробуют данные правила.

Неумение детей правильно пользоваться электроприборами. Аналогична предыдущей проблеме.

Увеличение доли безработного населения в Республике Коми.

Результат – доля безработного населения должна снижаться. Например, за счет создания новых рабочих мест, или обучения безработных востребованным в республике профессиям, или разработки электронного ресурса по поиску работы и т.д. (это уже идеи проекта).

Характеристики проблемы:

• Она является объективным препятствием к развитию.

• Она не может быть решена известными, уже существующими способами или средствами.

• Требует комплексного многозадачного решения, т.е. не решается за один шаг, «в одно действие».

Если не выполняется хотя бы одно условие, это не проблема, а, скорее всего, задача.

Для проекта важно решить: чья это проблема и проблема ли это.

Например, учащийся 5 класса перестал ходить в школу (т.е. прогуливает уроки). Это проблема, потому что дети школьного возраста должны ходить в школу. Но чья это проблема?

Для самого ученика, скорее всего, это не проблема – он, возможно, даже счастлив, гуляя и занимаясь тем, что ему нравится. И скорее всего, не ходит он в школу в силу других проблем (буллинг, отставание в учебе, конфликт с учителем и т.д., и т.п.).

Для родителей именно эта формулировка тоже не проблема, поскольку их в ней в принципе нет. У них или уже есть другие проблемы, приведшие к такому поведению их ребенка, или они еще будут как последствия разбирательств со школой.

В данной формулировке школа и выступает субъектом – носителем проблемы, потому что именно для неё важно, чтобы дети были в школе, именно школа должна следить за присутствием ребенка на уроках и разбираться в причинах его отсутствия. Следовательно, для решения данной проблемы задача может быть такой – выяснить, почему ребенок не ходит в школу, и предпринять меры для устранения действия выявленных причин, если это в её силах. Школа может оказаться бессильна в решении каких-то проблем ребенка и его семьи (социальных, экономических, юридических), для этого есть другие службы, но выяснить причины школа обязана.

Другая формулировка: студенты часто жалуются, что не высыпаются. Это не проблема, поскольку из формулировки неочевидно, в какой части результат решения: чтобы не жаловались или чтобы высыпались. Это факты, но не проблема.

Правильные формулировки проблемы: студентам не хватает времени на сон; студенты не умеют управлять своим временем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: