Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива.
С этой целью рекомендуется каждому учителю:
• тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
• грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.);
• писать разборчивым почерком;
• не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
• на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план;
• любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;
• шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
• настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;
• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости;
• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Положение о едином орфографическом режиме учителей начальных классов
Порядок ведения тетрадей учащимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих правил и требований:
- писать аккуратным, разборчивым почерком;
- единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
Образец: Тетрадь
для работ
по математике
ученика 2 класса А
МБОУ Школы №16
Иванова Михаила.
- тетради для 1 класса подписываются только учителем;
- соблюдать поля внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в 1-4 классах и в тетрадях по всем предметам);
- в 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия 1 класса, а также во 2 и 3классе обозначается дата выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью. В 4 классе по русскому языку число и название месяца пишется прописью;
- писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);
- обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);
- с левой стороны листа в тетрадях по математике отступать 2 клетки;
- соблюдать красную строку;
- для учащихся 1-4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы;
- между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клетки;
- по русскому языку учащиеся не должны пропускать верхнюю рабочую строчку;
- между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);
- выполнять аккуратно подчеркивания и условные обозначения карандашом, а в случае необходимости – с применением линейки или циркуля, исправлять ошибки только ручкой;
- исправлять ошибки следующим образом:
неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать буквы, слова, предложения; не заключать неверные надписи в скобки;
- при выполнении контрольной работы с грамматическим заданием между текстом диктанта и заданием пропускать 2 строки;
- в целях преемственности обучения начальной школы и среднего звена соблюдать следующие требования к синтаксическим разборам:
а) разбор по членам предложения проводится карандашом с обязательным обозначением частей речи пастой;
б) в 3 и 4 классах, на усмотрение учителя, дополнение, обстоятельство, определение обозначать общепринятыми знаками.