Проблемы души и тела у Платона




Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Проблемы души и тела у Платона. 6

Федон. 7

Этика Платона. 8

Пир. 11

Понимание любви у Платона. 11

Федр. 13

Образ колесницы.. 13

Любовь как путь восхождения души. 14

Тимей. 15

Космос: душа и тело. 15

Библиографический список. 16

Аналитическая работа по первоисточнику Платона "Государство". 17

Онтологический аспект. 17

Гносеологический аспект. 18

Аксиологический аспект. 19

 


 

Введение

С античных времен проблемы души и тела как основных аспектов бытия человека волнует умы философов. Каждая эпоха в истории философии осмысливает этот предмет по-разному, в соответствии с общим принципом, характеризующим тот или иной этап её развития.

Как известно, основной принцип античной философии – космоцентризм. Античные мыслители видели мир как эстетически совершенное, законченное целое, где человек -"микрокосм" – был подобен миру – "макрокосму", связан с ним узами "предустановленной гармонии". Эта эпоха подобна золотому детству человечества, когда ребёнок ещё не отделяет себя от окружающего мира: "... если для ребенка мир сначала ограничивается одной комнатой, или одним домом, или одной улицей, то нет ничего удивительного и неестественного в том, что для древнего грека мир ограничивался только видимым, слышимым и вообще чувственно воспринимаемым небом." С точки зрения известного исследователя культуры Лосева, в античности ещё не было отрефлексировано понятие "личность", и проблема телесно-душевной сущности человека рассматривалась в контексте общей космологической идеи.

История античной философии неоднородна, в ней обычно выделяют досократический (натурфилософский) период, период классики и эллинизм. Рассматривая историю философской мысли от Фалеса до Аристотеля, Лосев предлагает свою периодизацию: ранняя классика (досократики), средняя классика (Сократ и софисты) и зрелая классика (Платон и Аристотель). Эта периодизация связана с "диалектикой материи и формы", которая, согласно Лосеву, пронизывает всю античную философскую мысль.

"Ранняя классика" – это досократики, которых нередко называют натурфилософами. Основной предмет их рефлексии – природа, космос, т.е."материя". Поскольку все в космосе телесно и в тоже время одушевлено, "все полно богов", душа и тело человека не представляет для досократиков какой-то особенной реальности, требующей отдельного, детального рассмотрения. Поэтому проблема человека не занимает в творчестве этих мыслителей значительного места. Понятие души у досократиков носит космологический характер, то есть это душа мира вообще, она имманентна космосу. В целом досократики мыслили душу как воплощение того или иного космического начала-архэ. Тем не менее и у досократиков мы встречаем рассуждения о природе и происхождении человека, о его познавательных способностях. Некоторые из этих представлений мы в измененном виде обнаруживаем у Платона в его учении о душе и теле; другие, напротив, вызывают критику со стороны философа.

"Средней классикой" Лосев называет этап, связанный с так называемым "сократическим переворотом". Мыслители того времени – Сократ и софисты – обращают свой взгляд на самый важный, по их мнению, предмет – человека. Основной принцип предустановленной гармонии между "макрокосмом" и "микрокосмом" сохраняется, но в центре внимания философской мысли теперь находится второй член этого отношения – "микрокосм". Субъект вдруг становится важнее объекта, гносеология – важнее онтологии. Это и есть то, что Лосев называет разработкой "формы" в отрыве от "материи".

И, наконец, "высокая классика" связана с именами таких великих философов, как Платон и Аристотель. По мнению Лосева, именно на этом этапе происходит своеобразный "синтез" материи и формы. Этот синтез начинается у Платона в его учении об идеях, где умопостигаемая форма диалектически связана с чувственно воспринимаемых содержанием. Высшее выражение этого синтез, по мнению Лосева, мы находим у Аристотеля.

Согласно Лосеву, учение Платона о душе и теле непосредственно связано с этой диалектикой материи и формы. Если Сократ в первую очередь занимается проблемами человеческой души, то Платон ставит задачу, отталкиваясь от идеи души, вернуться к онтологии, но уже на новом уровне: "'Таким образом, именно учение о душе и теле становится ядром платоновского объективного идеализма.

Лосев говорит о непрерывности истории античной философии, преемственности всех её этапов. Мы видим, что, критикуя древних мыслителей, Платон в своих диалогах нередко использует заимствованные у них идеи и образы. Здесь обязательно следует сказать и об учении элеатов. У Парменида мы видим противопоставление "бытия по мнению" и "истинно сущего бытия". " Бытие по мнению" множественно и изменчиво, истинное бытие – неподвижно, нерасчлененно и самотождественно. Это принципиальное разделение в последствии мы встретим и у Платона, но уже в другом контексте, в свете его учения об идеях. Аналогично Пармениду, Платон противопоставляет множественность чувственно воспринимаемых вещей миру вечных и совершенных идей, а тленное тело с его многосоставностью и изменчивостью – простой и нетленной душе.


 

Проблемы души и тела у Платона

Платон родился в аристократической семье в Афинах. Период его жизни относится к 427-347 гг. до н. э. Он был учеником Кратила, а позже Сократа. Сократ становится главным действующим лицом в диалогах Платона. Все произведения Платона написаны в виде художественного произведения, где главный герой беседует с оппонентами и при помощи майевтики приходит с ними к истине. Однако нельзя полностью утверждать, что только под влиянием Сократа сформировались философские идеи Платона. Аристотель говорит, что на формирование мировоззрения Платона повлияли три личности: Гераклит, который влиял посредством своего ученика Картеля, пифагорейцы и Сократ. Также на его мировоззрение повлияли драматурги и софисты, хотя влияние последних он и не хотел признавать.

Философ тяжело переносит смерть своего учителя, он покидает Афины и только через двенадцать лет возвращается на родину уже зрелым философом. Свое идеальное государственное устройство, описанное в диалоге "Государство", Платон пытается реализовать на практике в Сиракузах, но, к сожалению, это ему не удается.

Отличительная черта философии Платона: выявление связей с помощью пяти высших категорий – покой и движение, бытие, философия и различие. В последних диалогах о "Законах" он отказался от идеи правителя на троне, однако до самой смерти Платон размышлял над этой идеей, которая очень его волновала. Как философ он оставил огромное наследие будущим поколениям.

В своих диалогах Платон размышлял о многих вещах, в частности, он рассматривал проблемы души и тела в произведениях "Федон", "Федр", "Тиней", "Государство" и "Пир". Далее можно более подробно изучить эти проблемы в каждом диалоге.


 

Федон

В своем диалоге "Федон" Платон приводит четыре доказательства бессмертия души. Тело же у него тлено и состоит из множества элементов.

Первое доказательство бессмертия души основано на утверждении, что происходит взаимопереход противоположностей: "...Тоже относительно жизни, продолжал Сократ, не имеет ли она понятия ей противоположного, как бодрствованию противоположен сон?..."[1]

Второе доказательство бессмертия души основывается на знании как припоминании. Вот что в качестве доказательства пишет философ: "...Не должны ли мы согласиться и в том, что если человек приобретает знания известным образом, то это есть припоминание?..."[2] Идея припоминания также упоминается в "Государстве" и др. произведениях. В своем произведении "Менон" философ доказывает свою теорию о припоминании, С помощью хорошо поставленных вопросов главный герой – Сократ – подвел юношу к самостоятельному доказательству теоремы Пифагора.

На основе утверждения, что душа – это простая и неизменная сущность, что она не может исчезнуть в отличие от тела, строится третье доказательство бессмертия души. "...Предметы, которые остаются всегда одни и те же перемене не подлежат, суть именно – предметы не сложные...". Здесь же он доказывает, что тело тленное, так как сложное и состоит из множества частей: "...Те же [предметы], которые составлены из разных частей, подвержены постоянным изменениям, и никогда не остаются в одном и том положении..."[3] В этом доказательстве мы можем заметит влияние идей Парменида на творчество Платона. У Парменида человек состоит из двух элементов, и душа – из огня и земли.

Четвертое и последнее доказательство нетленности души – душа источник жизни и не может сама быть причастна смерти: "...Душа, каков бы ни был предмет, в который она вселяется, всегда ли приносит с собою ему жизнь? – Всегда, без сомнения..." "...Но душа может ли принять в себя противоположное тому, что она всегда носит с собою? Каков в этом отношении вывод наших рассуждений? – Без сомнения, не может..."[4]

Как и все диалоги Платона, "Федон" – не только философское, но и литературно-драматическое произведение. Чисто логические построения у Платона переплетаются с мифологией и поэтическими метафорами. В ходе диалога Сократ опровергает два возражения. Пифагореец Симиас выдвигает теорию души как гармонии, рождённой из совокупности телесных начал. Все возражения Платона сводятся к следующему:

1. Душа не может быть гармонией, так как гармония есть результат действия материальных причин, а душа, согласно второму доказательству, существовала и до рождения.

2. Душа имеет власть над телесными побуждениями, что было бы невозможно, если бы она была только гармонией, т.е.сочетанием этих начал.

3. Теория души как гармонии не может объяснить существование, наряду с добродетельными, и порочных (не гармоничных) душ.

Второе возражение – Цебеса. Если признать душу как нечто первичное и имеющее власть над телом, то нет гарантии, что душа не может рано или поздно умереть, пережив несколько материальных воплощений. На это возражение Платон отвечает, развивая четвёртый аргумент – причастность души к эйдосу жизни.

Из своего учения о душе Платон делает как этические, так и космологические выводы.

Этика Платона

Душа по своей природе причастна вечным и совершенным идеям. Однако она, вынужденно используя органы тела для познания и деятельности, нередко проникается желаниями и потребностями тела, становится "тяжелее". Посмертная судьба души зависит от степени ее добродетели. Злые, порочные души отправляются в Тартар; души, чьи прегрешения не столь велики и доступны искуплению, после очищения возвращаются на землю; и только чистые души, души философов, при жизни избегающие привязанности к телесному, удостоены остаться на небесной земле в вечном созерцании божественных идей. Здесь Платон обращается к мифологической концепции переселения душ, восходящей еще к пифагорейцам, а от них – к орфическим, а, возможно, и восточным учениям.

Космологическая картина Платона вполне соответствует учению о душе. Платон красочно описывает два мира – Землю материальную, представляющую собой огромный шар, висящий в равновесии в центре мира, и Землю истинную, небесную – разноцветный сияющий многогранник, где чистые души пребывают вечном блаженстве. (Здесь можно вспомнить появившееся спустя несколько веков учение Блаженного Августина о "Граде земном" и "Граде небесном").

Конечно, для современного мышления приведенные доказательства не имеют непреложной силы. Но, читая произведение, нельзя забывать о культурном контексте, в рамках которого они создавались автором. Известный исследователь античности Лосев, анализируя диалог "Федон" подробно разбирает каждое из этих доказательств. Не умаляя значения великого философа, Лосев отмечает ряд погрешностей, логических пробелов, которые Платон заполняет мифологическими допущениями.

Вот основные моменты критики Лосева:

1. Платон смешивает логическую возможность с онтологической.

2. Он придаёт слишком большое значение общему в ущерб единичому, бездоказательно допуская, что познание общего онтологический предшествует познанию единичного. Кроме того, само по себе созерцание вечных идей до рождения не гарантиует их созерцание после смерти. И, наконец, даже если душа созерцает вечные идеи, это еще не значит, что она сама вечна.

3. Определяя эйдос души как простую самотождественность, в отличие от многосоставности и изменчивости телесного, Платон не проводит четкого различения между самой душой и эйдосом души. Вечность эйдоса души не означает автоматически вечности самой души.

4. В последнем аргументе Платона мы вновь видим неправомерное выдвижение на первый план общего в ущерб единичному. Кроме того, он во многом противоречит первому аргументу о взаимопереходе противоположностей. И самое главное – Платон ещё не дает детальной разработки понятия души как эйдоса жизни.


 

Пир

В диалоге "Пир" Платон исследует природу любви, Рассмотреть этот диалог необходимо, так как теория любви у Платона непосредственно связано с учением о душе и теле.

Действие диалога происходит на пиру. Все присутствующие по очереди произносят речи в честь бога любви Эрота. Один их ораторов рассказывает миф об андрогинах – двуполых существах, разделённых волею богов и постоянно ищущих свою половинку. За этой смешной, на первый взгляд, легендой мы видим философское понимание любви как восполнение целостности бытия. Однако для Платона такое понимание любви кажется недостаточным. Своё учение о природе Эроса Платон, как обычно, вкладывает в уста Сократа, который, в свою очередь, ссылается на некую мудрую женщину Диотиму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: