Социальная педагогика как отрасль профессиональной практической деятельности.
Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 г. специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г, и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования», В первой части указаны основные виды помощи, которые социальный педагог оказывает детям.
Для оказания детям всех перечисленных в должностных обязанностях видов помощи социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями и умениями
Профессиональные знания социального педагога
Нормативно-правовая база деятельности (законы, законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога)
Теория и история социальной педагогики.
Возрастная психология, изучающая личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение.
Социология, изучающая объединения и группировки людей (семья, малая труппа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.)
Методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Профессиональные умения социального педагога
Аналитические - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума, вычленение проблемы ребенка, анализ совместной деятельности по устранению проблемы.
- Прогностические — прогнозирование решения ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность с учетом возникшей проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают выдвижение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результатов, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов, распределение времени, планирование совместной с ребенком деятельности.
Проективные — определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Они включают перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностно-мотивационной сферы детей; учет личных возможностей, опыта и материальных условий; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание программы деятельности для конкретного ребенка.
Рефлексивные — самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов; осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы.
Коммуникативные — владение культурой межличностного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
Профессиональный статус — это должностное положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, которые зафиксированы в должностных инструкциях и профессиональном кодексе. Статус социального педагога является отражением того положения, которое он занимает: административный социальный педагог (социальный педагог-методист), общинный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог образовательного учреждения, специализированного центра или комплекса. Однако профессиональный статус не определяет авторитет и репутацию специалиста. Последние формируются в процессе профессионально-личностных отношений и обусловлены личностными особенностями специалиста и результативностью его деятельности.
Права социального педагога
Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти,
Вести государственную или частную социальную практику при наличии сертификата по специальностям «Социальный педагог», «Социальный работник» или специального диплома
Собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования.
Делать официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем.
Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности.
Вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность.
Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации.
Возглавлять общественные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы.
Способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.