· БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
· ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА РБ N 1053 «О ВЫПУСКЕ ОБЛИГАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА»
· УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РБ N 252 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМАХ (КРЕДИТАХ)»
· ПОСТ СОВМИНА РБ N 173 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ВЫПУСКА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Как экономическая категория кредит представляет собой систему экономических отношений, посредством которой временно свободные денежные средства юридических и физических лиц планомерно распределяются на условиях возвратности с целью расширенного воспроизводства, роста внутреннего валового продукта.
Основными задачами государственного займа являются:
· покрытие дефицита бюджета;
· снижение темпов инфляции;
· исполнение бюджета по расходам;
· привлечение средств для инвестиций;
· регулирование денежного обращения.
Государственный займ как самостоятельный финансово-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступает государство, а кредиторами (заимодавцами) - юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, другие государства.
Государственные займы по БК - займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства РБ как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.
Государственные кредиты - кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов РБ возникают долговые обязательства перед РБ как кредитором.
Отношения в области государственного займа носят комплексный характер и регулируются нормами как финансового, так и гражданского права.
Общая сумма обязательств государства по займам называется государственным долгом. Государственный долг РБ - совокупность внешнего государственного долга РБ и внутреннего государственного долга РБ на определенный момент времени.
В зависимости от срока погашения государственный долг подразделяется на основной и текущий.
Основной государственный долг - вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа.
Текущий государственный долг - задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа (невостребованные выигрыши, подлежащие погашению облигации).
Государственные займы бывают внутренние и внешние.
В соответствии со ст. 2 п. 1.19. БК внутренний государственный долг РБ - общая сумма основного долга РБ по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени; 1.18. внутренние государственные займы - государственные займы, привлекаемые от резидентов РБ;
Виды внутренних государственных займов:
· займы Правительства у Национального банка;
· выпуск государственных ценных бумаг;
· вклады населения в АСБ «Беларусбанк».
По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежную сумму (вклад, депозит) и обязуется возвратить вкладчику вклад, а также начисленные на вклад проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором (ст. 773 ГК).
В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг представлена следующим образом:
- государственные краткосрочные облигации (ГКО);
- долгосрочные государственные облигации (ДГО);
- государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).
Постановление Совета Министров № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг РБ» определяет порядок выпуска, размещения, обращения и погашения государственных эмиссионных ценных бумаг, номинированных в белорусских рублях.
К государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:
- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до 1 года;
- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 1 год и более.
Облигации эмитируются от имени Совета Министров РБ Министерством финансов.
Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных (далее — инвесторы), для финансирования дефицита республиканского бюджета. Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке.
В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.
По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, условиях их размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций), досрочном погашении и обмене облигаций.
Документом, удостоверяющим сведения о выпуске облигаций, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов в соответствии с законодательством РБ.
Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем: продажи на аукционе; прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, утвержденных этим Министерством; их передачи или продажи банкам для их последующей реализации.
Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров РБ по согласованию с Национальным банком.
Учет всех размещенных облигаций производится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком по согласованию с Министерством финансов. Национальный банк выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций. Контроль за операциями с облигациями осуществляет Национальный банк согласно законодательству.
Министерство финансов имеет право:
· досрочного погашения облигаций путем выкупа всего выпуска или его части;
· обмена облигаций, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков.