Факторы формирования современной профессиональной культуры




 

Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной науке 80-х гг. 20-го столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие процессы и явления. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.

Профессиональная культура формируется под влиянием внешних факторов: государственная политика; степень усвоения демократических ценностей; поддержание идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия. В современной России восприняты только некоторые из этих ценностей; специфика социально-профессиональных отношений: аспекты социальной стратификации общества, которые является одним из факторов. Среди внутренних факторов можно выделить социокультурное пространство профессии, создающее определенные ограничения или возможности; специфику отношений со смежными узконаправленными специальностями; аспекты информационно-коммуникативной деятельности профессионалов; индивидуальный профессиональный опыт.

В результате наших размышлений сделан вывод о том, что профессиональная культура формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся:

государственная политика;

степень усвоения демократических ценностей: поддержание идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия. В современной России восприняты только некоторые из этих ценностей;

специфика социально-профессиональных отношений;

аспекты социальной стратификации общества, которые является одним из факторов формирования образа профессионала, патриархатная культура порождает такие явления как гендерная асимметрия в социально-экономической сфере, отраслевая сегрегация, феминизация бедности идеология; степень развития научного знания и его отражение в системе образования.

Среди внутренних факторов можно выделить

социокультурное пространство профессии, создающее определенные ограничения или возможности; специфику отношений со смежными узконаправленными специальностями;

аспекты информационно-коммуникативной деятельности профессионалов;

индивидуальный профессиональный опыт.

Особенности анализа профессиональной культуры заключаются в том, что активизация использования этого социального феномена выпала на конец советского и первые годы постсоветского периода, то есть на период становления рыночных отношений. В российской науке всегда подчёркивалась теоретическая и практическая значимость изучения вопросов профессиональной культуры как элемента культуры. В силу этого, приобретает особую ценность социологический подход в анализе понятия, структуры, содержания профессиональной культуры работника. Вместе с тем актуальность исследования проблемы профессиональной культуры человека в любой сфере деятельности сегодня обусловлена не только ростом значимости субъективного фактора профессионализма - профессионального совершенства личности, ее инициативности, деловитости, творческого мышления, но и объективными особенностями развития профессиональных явлений в трансформирующемся обществе - изменениями в сфере экономики, совершенствованием профессиональной структуры общества, сменой профессиональных приоритетов и предпочтений.

Профессиональная культура - это социальный конструкт, который не может складываться сам собой и должен систематически, эффективно и надежно поддерживаться и развиваться профессиональным сообществом в самых разнообразных условиях. Профессиональная культура - совокупность норм, правил и моделей поведения людей - относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры «действуют два начала - консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности» Профессиональная культура есть в каждой профессии, независимо от того, в общественном или частном сектора она находится. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. На формирование профессиональной культуры влияют как особенности самой профессии, так и объективные: общемировые тенденции в образовании, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе, - и субъективные, к которым можно отнести общую культуру, мотивацию личности к получению профессионального образования, предрасположенность к социальной практике по специальности.

профессиональный культура трудовой персонал


Заключение

 

Завершая рассмотрение профессиональной культуры, необходимо сделать вывод о том, что ее важнейшими слагаемыми являются: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям, овладение профессиональным мастерством, полная творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность в своем виде деятельности, грамотное, эффективное использование средств и методов при достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы, возможность предвидения результатов труда, - великий дар прозрения, свойственный людям; и в первую очередь тем, кто «прозревает внутренние достоинства» предметов и вещей; далее, важными составляющими, профессиональной культуры являются способность и желание передать свои умения, знания, навыки, а также культура общения и, главное, нравственно-профессиональная этика. У профессионала его занятие, его созидательный труд служит критерием личной нравственности, соблюдения высокого принципа благоговения перед жизнью. Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами, профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют человека стремиться к более полному профессиональному и личностному, гражданскому самовыражению.

 


Список использованной литературы

 

1. Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1999. С. 15.

. Иванова.И.B. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика. - М.: МГУ, 2007,- 25 с.

. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов-н/Д.:Март, 2000,- 252с.

. Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности. - М, изд-во МГУ, 2007.- 21 с.

. Кочетов Г.Н. Механизмы процесса профессионализации. Томск.: изд-во ТГУ, 2005.- 173 с.

. Модель И.М. Профессиональная культура. Свердловск. СГУ, 2006.- 24 с.

. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. - №2.- 2000. - С. 41.

. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Наука, 2005.-167 с.

. Мухин М.Г. Организация и культура управленческого труда. - Горький., НИМБ, 2003.-230 с.

. Соколова Г.Н. Роль культуры в формировании личности. М.: Наука, 2005.-216с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: