Актуальность темы
В последние десятилетия остаются актуальными заболевания, возникающие в результате дефицита тех или иных витаминов, макро- и микроэлементов. Дефицитные состояния представляют важную проблему в педиатрии. Среди них особое внимание уделяется рахиту. Младенческий рахит является не только педиатрической проблемой, но и медико-социальной т.к. имеет серьезные последствия, обусловливающие высокую заболеваемость детей. Тяжелые формы рахита в нашей стране встречаются относительно редко благодаря повышению материального благосостояния и культуры населения, более четкому соблюдению санитарных и гигиенических норм, профилактическим мероприятиям.
Цели анятия:
студент должен знать:
· понятия «рахит», «гипервитаминоз Д»
· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики и оказания сестринской помощи при рахите и гипервитаминозе Д
· формы выпуска, пути введения препаратов витамина Д
· виды, формы и методы реабилитации детей с рахитом;
студент должен уметь:
· оценить состояние костно-мышечной системы грудного ребёнка
· определить размер большого родничка ребенка
· подготовить пациента к исследованию мочи по Сулковичу
· подготовить пациента к биохимическому методу исследования
· осуществлять сестринский уход за пациентом при рахите, гипервитаминозе;
· осуществлять реабилитационные мероприятия по профилактике остаточных явлений при рахите,
· проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
· проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента
Исходный уровень
Тестовый контроль:
Выберите один или несколько правильных ответов
1.Рахит-заболевание начинающееся:
1) в раннем детском возрасте,
2) в дошкольном возрасте,
3) в школьном возрасте.
2.Рахит характеризуется нарушением обмена веществ:
1) белкового
2) жирового
3) минерального
4) углеводного
3. Факторы, предрасполагающие к развитию рахита:
1) дефицит витамина Д,
2) характер вскармливания,
3) желудочно-кишечные заболевания,
4) инфекционные заболевания,
5) время года,
6) климат,
7) группа крови,
8) наследственность.
4. Системы и органы, претерпевающие изменения при рахите:
1) нервная система,
2) костно-мышечная система,
3) лимфатическая система,
4) кроветворная система,
5) связочный аппарат.
5.Симптомы поражения нервной системы при рахите:
1) чрезмерная потливость,
2) рвота,
3) пугливость,
4) тревожный, неспокойный сон,
5) падение массы тела.
6.Симптомы поражения костной системы при рахите:
1) краниотабес,
2) привычные переломы костей,
3) деформация головы,
4) позднее и неправильное прорезывание зубов,
5) деформация грудной клетки,
6) карликовый рост.
7.Симтомы поражения мышечной системы и связочного аппарата при рахите:
1) боль в мышцах,
2) разболтанность суставов;
3) мышечная гипотония,
4) запаздывание двигательных умений,
5) гипертонус мышц.
8.Какие периоды рахита Вам известны?
1) инкубационный,
2) начальный,
3) продромальный,
4) разгар болезни,
5) реконвалесценции
6) остаточных явлений.
9.Профилактика рахита у детей:
А. Неспецифическая:
1) рациональное вскармливание,
2) закаливающие процедуры,
3) дача витаминаД,
4) массаж и гимнастика,
5) соблюдение правил гигиены,
6) предохранение ребенка от контактов с инфекционными
заболеваниями.
Б. Специфическая:
1) дача препаратов витамина Д,
2) УФО-облучение,
3) антибиотики,
4) сульфаниламиды
10.Лечение рахита:
1) рациональное вскармливание,
2) дача препаратов витамина «Д»,
3) гормонотерапия,
4) поливитамины,
5) соленые, хвойные ванны,
6) массаж, гимнастика,
7) жаропонижающие средства
2) Освоить практический навык:
АЛГОРИТМ
РАСЧЕТ ДОЗ ВИТАМИНА Д3 ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАХИТА
I. Место проведения:
· Лечебно - профилактические учреждения, дом.
II. Оснащение рабочего места:
· Витамин Д3 (Видеин, Видехол, Аквадетрим) пипетка.
III. Предварительная подготовка к выполнению навыка:
· Вымыть, высушить и обеззаразить руки;
· Надеть резиновые перчатки;
· Открыть флакон с витамином Д3;
· Положить ребенка на пеленальный столик.
IV. Основной этап выполнения:
· Рассчитать дозу витамина Д3 (смотри примечание);
· Дать ребенку витамин Д3.
V. Заполнение медицинской документации:
· Записать назначенную дозу в лист назначений.
Примечание. Витамин Д3 назначают:
· Для профилактики рахита у доношенных детей:
ü Со 2-го месяца жизни по 500 МЕ ежедневно в течение 3 лет, исключая летние месяцы;
· Для профилактики рахита у недоношенных детей:
ü С 8-го дня жизни по 1000 МЕ в течение 3 лет, исключая летние месяцы.
· Для профилактики рахита у детей из группы риска рекомендуется схема 3-кратной специфической профилактики:
ü с 1-месячного возраста ежедневно в течение 30 дней витамин Д3 по 2000 МЕ;
ü с 3-го месяца жизни - цитратная смесь (Асіdі Сіtгісі 2,1; Natгіі Сіtгісі 3,5; Sirupus Sассhагі 10,0; Aguae destillate 100,0) по 1 чайной ложке 3 раза в день;
ü на 4-м месяце жизни курс УФО (30 сеансов).
ü 6-й месяц - ежедневно в течение 30 дней витамин Д3 по 2000 МЕ
ü 7-й месяц - цитратная смесь;
ü 8-й месяц - курс УФО.
ü 10-й месяц - в той же дозе витамин Д3;
ü 11-й месяц - цитратная смесь;
ü 12-й месяц - курс УФО.
АЛГОРИТМ