Гигиена детей подростков как наука, определение, цель, объекты и задачи гигиенического исследования.
Гигиена детей и подростков – отрасль профилактической медицины, изучающая условия среды и их влияние на на здоровье, функциональное состояние и физическое развитие растущего организма, разрабатывающая научные основы и профилактические мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья и благоприятное развитие организма дет и подростков.
Направлена на создание наиболее благоприятных условий для уравновешивания растущего организма со средой (нормирование, правильное воспитание и тренировка)
Основные проблемы: гигиена обучения и воспитания, труда подростков, гигиена физического воспитания, изучение и коррекция состояния детей и подростков.
Решает задачи охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Разрабатывает нормативы и требования, комплексы оздоровительных мероприятий.
Сущность комплексности гигиены детей и подростков.
Сущность гигиены детей и подростков как науки заключается в изучении таких процессов, как рост, развитие и социализация ребенка. Они сопровождаются расширением круга воздействующих на растущий организм материальных и социальных факторов, ростом функциональных возможностей, позволяющих ребенку адекватно реагировать на воздействие окружающей среды. От степени согласованности процессов роста, развития и социализации зависит характер взаимоотношений растущего организма с окружающей средой, а следовательно, и состояние его здоровья. Поэтому основная проблема гигиены детей и подростков — это проблема соответствия функциональных возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, или проблема его функциональной готовности к воздействию различных факторов. К этой проблеме относятся научные исследования, связанные с изучением школьной зрелости, профессиональной пригодности, определением оптимальных трудовых и спортивных нагрузок и др.
Понятие «школьная зрелость», её определение.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить на три группы: 1) методы определения уровня морфологического развития ребенка, 2)методы оценки психофизического развития, 3)методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка. Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний.
Возрастная периодизация детей и подростков и её значение для гигиены.
Схема возрастной периодизации:
1) Период новорожденности – 1-10 дней
2) Грудной возраст – 10 дней-1год
3) Раннее детство – 1-3 года
4) Первое детство – 4-7 лет
5) Второе детство:Мальчики 8-12/девочки 8-11
6)Подростковый возраст:Мальчики 13-16/Девочки 12-15
7)Юношеский возраст:Мальчики 17-21/Девушки 16-20
без знания закономерностей развития детского организма, возрастных особенностей строения и регуляции его систем, их функционирования и адаптационных возможностей невозможно сохранить и реализовать заложенные в каждом ребенке возможности, обеспечить ему «счастливый билет в будущее». Соответственно ему происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от раннего дошкольного до семи лет, и подразделение школьного обучения на начальную, среднюю и старшую школу.
Методы изучения состояния здоровья организованных коллективов в гигиене детей и подростков.
изучение развития детей. их здоровье, психическое сост, состояние других органов и систем, устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды. статистические показатели заболеваемости и данные инвалидности детей. Динамику состояния здоровья детей чаще оценивают по заболеваемости, включая общую, инфекционную, неинфекционную, по обращаемости, временной утрате трудоспособности, частоте госпитализации
Критерии оценки состояния здоровья детей и подростков.
Определяющие признаки здоровья детей и подростков:
1) отсутствие на момент обследования какой бы то ни было болезни;
2) гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;
3) нормальный уровень функций;
4) отсутствие наклонности к заболеваниям.