ЗАДАНИЕ 3. Заполните таблицу «Профилактика отклонений в поведении детей (детей с ОПФР)».




Практические задания.

ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицы «Характеристика содержания вредных привычек и нарушений поведения детей разного возраста».

№ п/п Возраст ребенка Вредная привычка Характерные признаки вредной привычки Чему нужно учить родителей
  от 1 года до 3-х лет Сосание пальцев или кулачков - маленький период кормления. Ребенок заменяет материнскую грудь пальцем, губой, волосами. - Спокойно, незаметно для ребенка нужно отводить руку каждый раз, когда он выполняет навязчивое действие. Лучшим решением будет переключение внимания на игру, ласку или сказку. - Важно, чтобы руки были чем-то заняты. Пусть малыш возится с глиной, камешками, песком, собирает конструктор из достаточно мелких деталей, складывает мозаику или пазлы.
  3-6/7 лет Ковыряние в носу - Исследование мира (малыши исследуют содержимое носа просто потому, что они познают себя и мир вещей вокруг через прикосновения); - Желание избавить от дискомфорта(в носу у ребенка может скапливаться носовая слизь, попадать пыль или другие мелкие частицы); -Скука и отсутствие двигательной активности; - Медицинские причины. - Психологический дискомфорт   - Родители маленького ребенка должны чистить носик малышу, удаляя содержимое. - Использование увлажнителя и частое проветривание помогут устранить дискомфорт такого рода. - Если ребенку скучно, то самым лучшим средством от скуки для него станет двигательная активность. Ему нужно предложить общение: пощекотать малыша, поговорить с ним, попеть, предложить попрыгать, поиграть с мячом, посмотреть в окно и поиграть параллельно в какую-нибудь игру на наблюдение
  7-11/11 лет Грызение ногтей или кутикулы - Физиологические причины — это недостаток каких-либо витаминов и полезных элементов, раннее отлучение от груди или соски. - Стрессы, неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье, проблемы в общении со взрослыми и со сверстниками, новый коллектив — все это может повлиять на внутреннее состояние ребенка, усилить нервное напряжение. - В первую очередь, всегда внимательно следите за состоянием ногтей и кутикулы ребенка, особенно, если это школьник, который уже начал стричь ногти сам, но еще не наладил процесс. Смотрите, чтобы вокруг ногтя не было заусенцев, а сама ногтевая пластина была ровной, ноготь ни за что не цеплялся. - Расскажите ребенку, почему вредно кусать ногти: можно повредить кожу, и будет не только больно, но и опасно — через ранки на руках можно легко занести инфекцию.
  Подростковый возраст Кусание губ и внутренности щёк - нехватка внимания; - недостаток любви родителей; - постоянное ощущение стресса; - частые нервные срывы.   - Включить в рацион ребёнка минералы и витамины, которые позволят восполнить дефицит и обеспечат лучшую регенерацию тканей. - По чаще обнимайте и целуйте ребёнка
  Поздний подростковый возраст Курение - Подражание другим школьникам; - Чувство новизны, интереса; - Желание казаться взрослыми, самостоятельными; - У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.   - Постарайтесь спокойно выяснить у ребенка причину, по которой он начал курить. Не давите и не пытайтесь выбить информацию угрозами или силой. Разговор должен принять доверительный характер. Не забывайте, что Вы, возможно, тоже виноваты в его потребности самовыражаться таким образом. - Объясните подростку, что Вас очень сильно расстраивает тот факт, что он курит, нанося вред своему здоровью. Расскажите о последствиях курения и подтвердите это жизненными примерами, но при этом не превращайте беседу в нравоучения.

* Дополнение (поздний подростковый возраст)

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ   Признаки употребления алкоголя подростками могут зависеть от индивидуальных, генетических особенностей организма, наличия лекарственных средств, количества выпитого, частоты, с которой отрок употребляет алкоголь. Наиболее распространенные признаки и симптомы злоупотребления алкоголем подростками включают: Поведенческие симптомы: Кардинальные изменения успеваемости. Пренебрежение учебой, обязанностями в школе, частые прогулы (объясняет усталостью и болезнью). Изменение круга друзей. Категорически отказывается знакомить родителей с новыми друзьями. Потеря интереса к прошлым увлечениям, целям. Снижение личной гигиены. Обычно подростки уделяют много времени, внимания своей внешности, поэтому внезапное пренебрежение гигиеной, внешностью (грязный внешний вид) может быть первым признаком. Явные изменения поведения: пассивность, агрессивность. Внезапная необъяснимая потребность в деньгах; частая пропажа денег или ценностей из жилья. Изменившиеся отношения с членами семьи или друзьями: нервозность, бесконечные отговорки по любому поводу. Уклончивые ответы на вопрос «где ты был?» Злоба, гнев, агрессия к подозревающим их в употреблении спиртного (на воре, как говорят, шапка горит). Бесшабашное вождение, ДТП или необъяснимые вмятины автомобиля. Правовые проблемы: драки, хулиганство, воровство. Необщительность, скрытность, отсюда нежелание впускать кого-то в свою комнату, поэтому двери всегда держит на замке. Скрытые телефонные звонки. Физические симптомы: Запах перегара, одежда пропитана запахом алкоголя. Остекленные, налитые кровью глаза. Желание избежать зрительного контакта с собеседником (боится смотреть в глаза). Частые головные боли, тошнота, чувствительность к звуку (особенно по утрам из-за похмелья). Покраснение на щеках и лице. Нечленораздельная, невнятная речь, путаница. Внешние проявления опьянения. Изменения в структуре сна. Резкое, внезапное увеличение или потеря веса. Проблемы с координацией движения, медленные рефлексы. Когнитивные симптомы: Проблемы с концентрацией внимания. Дефицит краткосрочной памяти (не в состоянии объяснить, вспомнить, что происходило в течение каких-то определенных периодов времени). Забывчивость и частые опоздания куда-либо. Психосоциальные симптомы: Депрессия. Частые перепады настроения, эмоциональная нестабильность, раздражительность. Беспокойство. Использование алкоголя, чтобы заглушить эмоции. Повышенная утомляемость. Уход из дома, желание избегать общения с семьей, проводить больше времени в одиночестве. Бывают и другие признаки алкогольной зависимости подростка, которые напрямую не связанные с физическими, социальными, эмоциональными симптомами. Например, не обнаруживается ли дома пропажа алкоголя или уменьшение содержимого в бутылках домашнего бара? Подростки, не имея средств или возможности приобретения алкогольных напитков, могут легко воспользоваться домашним баром.   обсудить с ребенком вред спиртного; узнать точку зрения на то, как ребенок относится к нетрезвым людям; объяснить, каким образом алкогольная зависимость возникает, насколько быстро это происходит, как она мешает нормальной жизни; привести негативные примеры реальных людей, а также непьющих успешных личностей.  
НАРКОМАНИЯ   Определить, употребляет ваш ребенок психоактивные вещества ПАВ (алкоголь, токсические вещества, наркотики) или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет периодически. И все же стоит насторожиться, если проявляются несколько из следующих перечисленных признаков (пять и более из разных групп): 1. физиологические признаки: бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; несвязная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта; 2. Поведенческие признаки: беспричинное возбуждение, вялость; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам; трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; бессонница или сонливость; болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки; снижение успеваемости в школе; постоянные просьбы дать денег; пропажа из дома ценностей; частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры; самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы; неопрятность внешнего вида; 3. Очевидные признаки: следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки; бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки; закопченные ложки, фольга; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы в пачках из-под сигарет. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине (например - переходный возраст). Принять правду и максимально спокойно действовать, преодолев страх и отчаяние. Обратиться в координационный центр по противодействию наркомании. Не обязательно брать с собой ребенка – на первую консультацию придите сами, а дальше руководствуйтесь советами специалиста. Честность и жесткость – основные черты тактики обращения с подростком. Будьте уверены в себе, убеждайте ребенка в положительном результате борьбы с зависимостью. Старайтесь не зацикливаться. Покажите подростку, что жизнь продолжается, что он вместе с вами может заниматься обыденными вещами и получать от этого удовольствие. Не нужно все время его упрекать и напоминать о последствиях, прошлом, учите себя и его видеть новую личность, здоровую и разумную, которая оставила былое позади и уверенно двигается вперед. Обратитесь к психологу-наркологу, не отказывайтесь от медицинского лечения. Поддерживайте ребенка, помогите восстановить в нем силу, надежду и волю. Творческие способности, психическое здоровье, эмоциональная сфера детей – все эти важные человеческие умения угнетаются на фоне приема наркотиков. Не пускайте проблему на самотек и не отчаивайтесь, даже если первые шаги в борьбе за светлое будущее были тщетными.   1. Прежде всего, не поддавайтесь панике, внимательно понаблюдайте за ребенком. 2. Соберите максимум информации для себя: все о приеме ПАВ вашим ребенком: все о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в употребление ПАВ; все о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку. 3. Если подозрения подтверждаются, не оттягивайте «момент истины». Горькая, правда, лучше сладкой лжи. 4. Ни в коем случае не ругайте, не угрожайте, не бейте. 5. Сообщите Вашему ребенку о своих подозрениях, при этом старайтесь его не обвинять, а уточнять. 6. Меньше говорите - больше делайте. Наберитесь терпения и спокойно объясните ему, что не одобряете его выбор, дайте ему полную информацию о том, что его ждет в будущем, если он откажется от лечения. 7. Ваша задача найти с Вашим ребенком общий язык, подход, быть ему опорой и поддержкой в трудной и, как правило, непонятной для него жизненной ситуации. 8. Не допускайте самолечения 9. Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам (врачу психиатру-наркологу, психологу).
Игровая зависимость Существует ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок попал под игровую зависимость. 1. На все просьбы отвлечься от игры и отойти от компьютера реагирует острым эмоциональным протестом. 2. Если по каким-то причинам ребенку нужно отвлечься от процесса игры, он начинает злиться и раздражаться. 3. Ребенок не может точно определить, когда он закончит играть. 4. Ребенок постоянно требует у родителей денег на усовершенствование программного обеспечения персонального компьютера и на покупку новых игр. 5. Увлекаясь игрой, ребенок может забыть сделать уроки или выполнить свои домашние обязанности. 6. Режим дня сбивается из-за того, что ребенок постоянно сидит перед экраном монитора. Он не вовремя ест, поздно ложится спать, не может проснуться утром, его перестает заботить собственное здоровье, он забывает об элементарных правилах гигиены. 7. Чтобы продлить себе удовольствие и подольше насладиться игрой, ребенок начинает бороться со сном, злоупотребляя кофе или энергетическими напитками. 8. Ребенок начинает есть прямо за компьютерным столом, не отрываясь от любимой игры. 9. Во время игры в компьютерные игры у ребенка наблюдается эмоциональный подъем, улучшается настроение. 10. Общаясь со сверстниками, ребенок постоянно поднимает для обсуждения тему компьютерных игр, другие темы разговора перестают его волновать. 11. В то время, когда у ребенка нет возможности играть в любимую игру, он постоянно продумывает варианты прохождения следующего уровня, предвкушает новую победу, ждет с нетерпением возможности снова вернуться к монитору. Эти признаки могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка. Из-за сбоя в режиме питания у него может нарушиться работа желудочно-кишечного тракта. Постоянное сидение в одной позе может вызвать боли в области позвоночника и лопаток. Компьютерное излучение раздражает глазные яблоки ребенка, что может привести к головной боли. Довольно часто игровая зависимость влечет за собой нервное истощение и возникновение бессонницы.   Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам контролировать отношения вашего ребенка с персональным компьютером: 1. Отношения в семье должны строиться на честности. Умейте признавать перед ребенком собственные ошибки. 2. Никогда не оскорбляйте чувства ребенка, не унижайте его или тех людей, которым он симпатизирует. 3. Станьте для своего ребенка верным другом. Пусть он будет уверен, что вы всегда ему поможете в трудную минуту, поддержите в сложной ситуации. 4. Постарайтесь, чтобы ребенок доверял вам любую информацию при любых обстоятельствах. 5. Если вы расстроены пристрастием ребенка к компьютерным играм, покажите ему, что вы искренне расстроены этим обстоятельством. Он должен видеть в вас не врага, а близкого человека, точно так же, как и он, нуждающегося в заботе. 6. В конфликтной ситуации, если вы вынуждены в приказном порядке запретить ребенку в данный момент играть в любимую игру, будьте последовательны. Не стоит идти на поводу и торговаться с ним. Четко заявите о своей позиции, объясните ее ребенку и потребуйте ее придерживаться. 7. Не ограждайте ребенка от компьютера совсем, ведь это неотъемлемая часть современной жизни. Однако ограничить время, которое ребенок может проводить за компьютером, стоит. Поставьте четкие рамки и неукоснительно их придерживайтесь. Допустимое время рассчитывается исходя из возраста вашего малыша. До пяти лет лучше вообще исключить компьютер из детского развлечения. До этого возраста процесс познавания мира может обойтись и без электроники. С шести лет можно начинать знакомить ребенка с работой на компьютере, но не больше 15-20 мин в день. Для подростка 10-12 лет это время не должно превышать двух часов в день, но не подряд, а с несколькими перерывами. 8. Категорически запретите ребенку проводить время за компьютером непосредственно перед сном. 9. Поощряйте интерес ребенка к активным играм и занятиям спортом. Но не заставляйте, а именно поощряйте, чтобы он получал от этого радость и удовольствие. 10. Обращайте внимание на реальное общение вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы игра не заменила ребенку друзей. 11. Обсуждайте с ребенком игры, в которые он играет. Посоветуйте ему поиграть в логические и развивающие игры.  
Телевизионная зависимость 1. Желание убежать от себя В жизни любого человека происходит достаточное количество событий, причем одни забываются мгновенно, а другие надолго задерживаются в памяти. Хорошо, если эти воспоминания вызывают приятные эмоции. Но бывает, что они причиняют страшную боль. Многие справляются с этой болью, делают выводы и живут дальше. Но есть люди, у которых на это просто не хватает сил. Со временем кто-то из них подсаживается на алкоголь, кто-то – на наркотики. А третьи – на телевидение. Конечно, это меньшее из всех зол. Однако любая зависимость – это плохо. Хотя бы потому, что, когда исчезает один «допинг», обязательно появляется другой. В большинстве случаев более опасный. 2. Интерес к происходящему Человек банально может втянуться в происходящее на экране, будь то реалити-шоу или сериал. Он перестает реагировать на происходящие вне экрана события. Давайте представим такую ситуацию: молодая женщина звонит своей маме и просит посидеть с ребенком, потому что ей срочно нужно съездить по делам. Но в ответ слышит: «Ой, не могу, у меня сериал». И если она будет пользоваться такими отговорками постоянно, то, разумеется, ее дочь найдет другие варианты решения проблемы. Как следствие, она станет меньше общаться с матерью по той простой причине, что будет знать: она всегда «занята». Подобные ситуации нередки, просто проявляются они по-разному. Телевизор телевизором, но нужно уметь переключаться с экранных событий на те, из которых состоит реальная жизнь. 3. Стремление жить чужой жизнью Человек подсаживается на телевизор, чтобы компенсировать свои нереализованные мечты. Этот аппарат позволяет ему быть тем, кем он не может быть в реальной жизни. Например, мужчина, мечтающий о карьере политика, может часами смотреть общественно-политические передачи и ток-шоу. Тот, кто видел себя выдающимся спортсменом, посвятит время просмотру спортивных программ. А, например, женщина,которой не хватает мужской заботы и ласки, попадет в зависимость от мелодрам. То есть с помощью телевизора все эти люди удовлетворяют свои потребности. Происходит это потому, что они боятся предпринимать реальные шаги: политика – дело грязное, спорт требует усилий, а в отношениях всегда есть риск выбрать не того мужчину и оказаться у разбитого корыта. Ведь если неудачи происходят на экране, всегда можно сказать: «Хорошо, что это происходит не со мной». А вот пережить их наяву, проанализировать и сделать выводы в состоянии не каждый. 4. Одиночество Самая распространенная причина, по которой телевизор становится близким другом. Человек в нем фактически «растворяется», пытаясь сбежать от осознания грустной действительности. Они смотрят все подряд: фильмы, ток-шоу, политические передачи, лишь бы не оставаться в тишине, когда мысли начинают громко звучать. Некоторые даже разговаривают с телевизором – они могут ругнуться на него или посмеяться вместе с ним. Такие люди в каждом сериале «заводят» друзей – подобным образом они решают свои потребности в общении, только в искусственном пространстве. Но, втянувшись в мир телевидения, потом довольно сложно вернуться в «мир живых». Ведь телевизор не спорит в ответ и не конфликтует – к этому привыкаешь. А любые человеческие отношения – это прежде всего тяжелая работа, которая не каждому под силу. 5. Желание убить время Такие люди, как правило, не могут правильно организовать свое время – ни рабочее, ни личное. Но если на работе все-таки приходится чем-то заниматься, особенно если начальство стоит над душой, то вот в личном пространстве, где он является полновластным хозяином, царит полный штиль. Обычно у таких людей есть отговорки на все случаи жизни: «Пойти в кино? – Там нет ничего интересного». «Просто погулять? – На улице холодно». «Убрать квартиру? – Лень». Единственным спасением для них является телевизор, который вот он, под боком. Это крайняя стадия выключения из реальной жизни. У таких людей, как правило, не происходит ничего интересного, их жизнь – сплошной день сурка, где нет места неожиданностям. Они не видят всех ее красок. Они не живут, а проживают дни.    
Интернет-зависимость Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития. Если вы заметили, что ваш подросток пристрастился к интернету и у него развивается интернет зависимость, тогда обратите внимание на советы ниже: Не стоит думать что игромания либо какая-то другая зависимость, связанная с компьютером или интернетом — это дело возрастное. «Вот станет подросток взрослее, у него появятся другие интересы и поэтому ему будет уже не до компьютера». Это правда, но только отчасти. Некоторые подростки, ставшие интернет зависимыми, в конечном итоге развивают другие интересы. Но есть и те, кто развивает еще более экстремальные игровые или другие пристрастия по мере того, как они становятся старше. Можно ли в этом случае с уверенностью сказать, что подросток последует первому варианту, а не второму? Поэтому проблему зависимости необходимо учитывать и с ней бороться, как только становится известно о значительном ухудшении в какой-либо области жизни подростков. Обращайте внимание на успеваемость ребенка в учебе и школьных мероприятиях. Если ранее ваш юный ученик приносил 4-5 со школы, был жизнерадостным, а теперь его отметки скатились на неудовлетворительные из-за того, что большую часть своего времени он проводит за компьютером, тогда следует его ограничить. (Рекомендуем прочитать о том, как можно мотивировать своего ребенка учиться?) Нужно установить очень четкие правила пользования интернетом и компьютером, (даже возможность их запрета) до тех пор, пока не улучшится успеваемость. Кроме того, крайне важно, чтобы правила были не только установлены, но и последовательно соблюдались. Так как их не соблюдение более вредно, чем отсутствие каких-либо ограничений. Перед тем как обратиться за помощью к психотерапевту или психологу, нужно постараться встретиться с ними до первого посещения их кабинета ребенком. Хотя проблема подростков, пристрастившихся к интернету, воспринимается психологами и психотерапевтами серьезно, к сожалению, есть те, кто не вполне осознает всю опасность, которую представляет для подростка интернет зависимость. Родители должны убедиться, что выбранный ими специалист понимает, с чем будет иметь дело, признает существование данной проблемы и при необходимости может предложить лечение или практические методы как избавиться от интернет зависимости подростку. В борьбе с подростковой зависимостью от интернета или онлайн игр хорошим правилом является изъятие (удаление) из комнаты ребенка всех цифровых принадлежностей: компьютеры, планшеты, смартфоны или игровые консоли. Это, конечно же, не единственное вмешательство, но родители практически не смогут успешно применять установленные ограничения, если ребенок может получить доступ к игре, либо интернету в уединении спальни. (Рекомендуем больше узнать о том, как избавиться от компьютерной или интернет зависимости?) Иногда компьютерная зависимость подростков является симптомом другой психологической, эмоциональной или межличностной проблемы. Есть веские доказательства того, что чрезмерное использование компьютера также может быть вызвано или усугублено такими проблемами, как депрессия, беспокойство и плохие социальные навыки. Например, депрессивный подросток может быть поглощен онлайн играми, потому что он не чувствует себя способным справляться с проблемами реального мира. Конечно, подобное поведение вряд ли поможет ему решить проблемы, с которыми он сталкивается в реальном мире. Потенциально оно может сделать их еще хуже. Поэтому психолог, психотерепевт должен обратить внимание не только на проблемы игромании подростка, но и на депрессии, подпитывающие интернет зависимость у подростков.
     

 

№ п/п Возраст ребенка Нарушение поведения Характерные признаки нарушения поведения Чему нужно учить родителей
  от 1 года до 3-х лет - Детская истерика - Агрессия - Неврологические особенности. - Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение. - Утомление, недосыпание, чувство голода. - Состояние во время или после болезни.   - Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает. - Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода. - Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением - Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять. И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!
  3-6/7 лет Детский психоз 1.Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. 2. Проблемы с социальной приспособленностью. 3. Нарушение межличностных отношений. 4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам. 5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни. - Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному. - Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. - Хвалите его сильные стороны и способности. - Исследуйте новые методы управления стрессом, которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.
  7-11/11 лет Детский негативизм - Непослушание - Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр) - Не отвечает на просьбы - Упрямство, капризы - Не переносит критику - Копирование взрослых, подражание их манерам - Потеря спонтанности в поступках и словах   - Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например, "Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?" 6. Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово "нет". - Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения. - Стоит обратить внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово "нельзя". Попробуйте сократить количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово "можно", обозначающее желательные формы поведения. Например: "На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно"
  Подростковый возраст - Подростковая тревожность. - Подростковая депрессия. - Постоянное беспокойство, неуверенность в себе, самоограничение в общении со сверстниками, общая тревога; - Пониженное настроение, снижение активности, потеря интересов, общая пассивность, ухудшение учебы; - Первоначально нельзя оставлять подростка наедине с собственными проблемами, но и при этом тотально контролировать его также неверно. - Необходимо дать понять, что принимаете и уважаете решение ребенка и в любом случае остаетесь родителями, которые всегда поддержат. - Необходимо уйти от морализаторства и нравоучений.
  Поздний подростковый возраст - Дисморфомании - Нарушения пищевого поведения. - Стойкая оппозиция или подростковый кризис. - Аутоагрессивное поведение и суицидальные наклонности. - Уверенность подростка о наличии значительного дефекта внешности и связанные с этим комплексы. - Нервная анорексия, развившаяся на фоне избытка информации о «глянцевой худобе».   - Оптимальным вариантом является обращение к подростковому психологу, который сможет профессионально оценить имеющиеся особенности подростковой личности. В большинстве ситуаций психолог в силах эффективно помочь, а если все же требуется обращение к психиатрам или наркологам, то психолог поможет подготовить к этому подростка и родителей, а также поможет с выбором специалиста

 

ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу «Составление практических рекомендаций родителям по минимизации вредных привычек детей (детей с ОПФР)».

Вредная привычка Характерные признаки Чему нужно учить родителей Практические рекомендации родителям по устранению вредной привычки
Сосание пальцев или кулачков     маленький период кормления. Ребенок заменяет материнскую грудь пальцем, губой, волосами. Спокойно, незаметно для ребенка нужно отводить руку каждый раз, когда он выполняет навязчивое действие. Лучшим решением будет переключение внимания на игру, ласку или сказку. - Важно, чтобы руки были чем-то заняты. Пусть малыш возится с глиной, камешками, песком, собирает конструктор из достаточно мелких деталей, складывает мозаику или пазлы. Чтобы отучить ребенка, нужно найти первопричину. То есть, понять, для чего ребенок сует ручки в рот, что он таким образом замещает и как ему обеспечить эту потребность на эмоциональном уровне. - Важно обратить внимание, в какие моменты ребенок берет пальцы в рот: например, перед сном, когда играет сам в игрушки, в садике. Скорее всего, это и есть стрессовые моменты для ребенка. Важно помочь ребенку адаптироваться к этой деятельности, чтобы она не вызывала столько тревог у малыша, - рекомендует психолог. 2. Через игру Если ребенок старше 3 лет, то с точки зрения психологии, отучить ребенка можно, если у него уйдет сама потребность в сосании пальца. - То есть ребенок тревожится, и компенсирует тревоги сосанием пальца. И здесь должны включаться родители: вы можете помочь справиться с тревогами, страхами с помощью игр, разговоров, колыбельных песенок, чтения сказок. Гораздо лучше, если ребенок будет проигрывать с игрушками или рисовать то, чего он боится, о чем он переживает, чем просто компенсировать это напряжение сосанием пальца.
Ковыряние в носу     Исследование мира (малыши исследуют содержимое носа просто потому, что они познают себя и мир вещей вокруг через прикосновения); - Желание избавить от дискомфорта (в носу у ребенка может скапливаться носовая слизь, попадать пыль или другие мелкие частицы); -Скука и отсутствие двигательной активности; - Медицинские причины. - Психологический дискомфорт - Родители маленького ребенка должны чистить носик малышу, удаляя содержимое. - Использование увлажнителя и частое проветривание помогут устранить дискомфорт такого рода. - Если ребенку скучно, то самым лучшим средством от скуки для него станет двигательная активность. Ему нужно предложить общение: пощекотать малыша, поговорить с ним, попеть, предложить попрыгать, поиграть с мячом, посмотреть в окно и поиграть параллельно в какую-нибудь игру на наблюдение проводить тщательную ежедневную гигиену носовой полости, постоянно коротко стричь ногти (ими просто неудобно ковырять в носу), переключать внимание малыша и отвлекать его. Важно спокойно реагировать на то, что ребенок ковыряет в носу, объяснять, почему этого делать не следует, но при этом первое время хвалить каждый раз, когда он отказывается от вредной привычки, особенно если руку от носа малыш убирает самостоятельно. Описанные же вами способы воздействия на дочь не только не помогают, но и могут усугубить ситуацию.
Грызение ногтей или кутикулы   - Физиологические причины — это недостаток каких-либо витаминов и полезных элементов, раннее отлучение от груди или соски. - Стрессы, неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье, проблемы в общении со взрослыми и со сверстниками, новый коллектив — все это может повлиять на внутреннее состояние ребенка, усилить нервное напряжение.   - В первую очередь, всегда внимательно следите за состоянием каких-либо витаминов и полезных элементов, раннее отлучение от груди или соски. - Стрессы, неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье, проблемы в общении со взрослыми и со сверстниками, новый коллектив — все это может повлиять на внутреннее состояние ребенка, усилить нервное напряжение. ногтей и кутикулы ребенка, особенно, если это школьник, который уже начал стричь ногти сам, но еще не наладил процесс. Смотрите, чтобы вокруг ногтя не было заусенцев, а сама ногтевая пластина была ровной, ноготь ни за что не цеплялся. - Расскажите ребенку, почему вредно кусать ногти: можно повредить кожу, и будет не только больно, но и опасно — через ранки на руках можно легко занести инфекцию. Соблюдение гигиены Отвлекаем внимание Тактильные занятия Развитие рефлекса Не критикуйте Проявляйте терпение Урок рисования Опасность заражения Занятия спортом Сказкотерапия Уделяйте ребенку больше внимания Успокоительные средства Обратитесь к невропатологу
Кусание губ и внутренности щёк     нехватка внимания; - недостаток любви родителей; - постоянное ощущение стресса; - частые нервные срывы. Включить в рацион ребёнка минералы и витамины, которые позволят восполнить дефицит и обеспечат лучшую регенерацию тканей. - По чаще обнимайте и целуйте ребёнка Соблюдение гигиены Включение в рацион витаминов и минералов  
Курение     Подражание другим школьникам; - Чувство новизны, интереса; - Желание казаться взрослыми, самостоятельными; - У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. - Постарайтесь спокойно выяснить у ребенка причину, по которой он начал курить. Не давите и не пытайтесь выбить информацию угрозами или силой. Разговор должен принять доверительный характер. Не забывайте, что Вы, возможно, тоже виноваты в его потребности самовыражаться таким образом. - Объясните подростку, что Вас очень сильно расстраивает тот факт, что он курит, нанося вред своему здоровью. Расскажите о последствиях курения и подтвердите это жизненными примерами, но при этом не превращайте беседу в нравоучения. - Укрепляйте подростка в стремлении бро­сить курить регулярным упоминанием о понятии "количество здоровья". Успех означает приобретение контроля над од­ним из важнейших аспектов жизни. Успех в борьбе с курением в дальнейшем облегчит подростку принятие других важных решений. - Обеспечьте подростка несладкой жева­тельной резинкой, мятными пастилками, фруктами и овощами, чтобы он мог заме­нить ими сигарету, в те моменты, когда возникнет настойчивое желание заку­рить. - Убедите подростка не отчаиваться в случае неудачи. Многим курильщикам требуется несколько попыток, прежде чем им удается избавиться от пагубной привычки. - Напомните подростку о его задачах и целях в жизни и о том, что сигареты просто могут помешать достижению этих целей. Отказ от курения должен рассмат­риваться подростком как важная задача и удачная возможность проявить себя, за которую стоит побороться.

 

ЗАДАНИЕ 3. Заполните таблицу «Профилактика отклонений в поведении детей (детей с ОПФР)».

Отклонение в поведении Характерные признаки Чему нужно учить родителей Практические рекомендации родителям по устранению отклонений в поведении
Демонстративное   Ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения (борьба за внимание).   Проявляется: Детское кривляние: · ре<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: