Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Просто старушка».




Конспект занятия

По развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Просто старушка».

 

Выполнила:

учитель-логопед

Мозокина А.П.

 

г. Челябинск, 2020г.

 

Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Просто старушка».

Цели:

Коррекционно-образовательная:

¾ Учить детей пересказывать художественный текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объём;

Коррекционно-развивающие:

¾ Расширять и активизировать знания детей по теме;

¾ Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;

¾ Развивать способность к целостному восприятию произведения;

¾ Развивать у детей умение подбирать существительные, глаголы и прилагательные;

¾ Упражнять детей в подборе родственных слов, слов-антонимов, синонимов;

¾ Совершенствование грамматического строя речи;

¾ Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;

¾ Формировать физиологическое и речевое дыхание;

¾ Мышление, память, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

¾ Воспитывать доброжелательность, бережное отношение к своим родным и близким, умение понимать и помогать друг другу, любовь и уважение к людям старшего поколения.

Оборудование: предметные картинки от малыша до бабушки, познавательная игра- лото «Собери пословицы», мяч, текст рассказа В.Осеевой «Просто старушка».

Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, дедушки; нарисовать портрет бабушки, аппликация «Цветы» в подарок бабушке; игра «Старше – младше»; чтение и заучивание пословиц о добре, любви, дружбе и их объяснение; отгадывание загадок; чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н Толстого «Два товарища», «Старый дед и внучек», П. Воронько «Мальчик-помогай».

 

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию».

Логопед. Отгадайте, о ком идёт речь.

Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая (бабушка).

Дети. Это бабушка.

Логопед. Правильно, бабушка. И сегодня мы будем говорить о бабушке.

 

2. Игра «Разложи картинки».

На доске выставлены предметные картинки с изображением женщины по мере роста. Дети должны их назвать.

Логопед. Кто это?

Дети. Девочка, малышка, бабушка, женщина, девушка.

Логопед. Кем была бабушка?

Логопед просит расставить картинки в правильной последовательности: от возраста младенца до возраста бабушки. (Малышка, девочка, девушка, женщина, бабушка).

 

3. Игра «Кто кем приходится?».

Логопед. Ребята, давайте закончим предложения, чтобы понять – кто кому приходится?».

 

Словарный материал:

¾ Кто мама для бабушки? (Мама бабушки – дочь).

¾ Кто папа для бабушки? (Папа бабушки – сын).

¾ Кто мальчик для бабушки в семье? (Мальчик бабушки - внук).

¾ Кто девочка для бабушки в семье? (Девочка бабушки – внучка).

¾ Кто бабушка для дедушки? (Бабушка для дедушки – жена).

¾ Кто старше бабушка или мама? (Бабушка старше).

¾ Кто моложе внук или бабушка? (Внук моложе).

 

4. Игра «Подбери признак».

Логопед. Подберите красивые слова о своей бабушке.

Логопед. Бабушка (Какая?).

Дети. Дети подбирают определения. Добрая, умная, красивая, модная, ласковая, заботливая, седая, родная, славная, милая, чудесная, трудолюбивая, любимая, весёлая, мудрая, терпеливая, сильная…

 

 

5. Игра «Подбери действие».

Логопед. Бабушка всегда занята домашними делами. Расскажите, что они делают дома?

Логопед. Бабушка (Что делает?).

Дети. Подметает, убирает, моет, чистит, готовит, танцует, отдыхает, вяжет, печет, любит, ухаживает, заботится, играет.

 

6. Игра «Домашние поручения»

Логопед. Все домашние дела требуют усилий. Мы сегодня попробуем что-нибудь сделать по хозяйству, чтобы помочь своим любимым бабушкам. Давайте разделимся на команды. Вы должны собрать и разложить по местам игрушки, смотать клубки шерсти.

 

Дети. Дети выполняют поручения.

 

7. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Бабушка».

Логопед. Бабушка помогала вам собирать игрушки и устала.

И.п.: о.с. 1 – правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!

(Повторить 3 - 4 раза).

 

8. Пальчиковая гимнастика «Старушки-хохотушки».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Инструкция Выполняемые движения
На скамейку возле ели Дети выполняют упражнение «скамейка», «ёлка».
Как-то две старушки сели, Выполняют упражнение «две старушки», показывая, два больших пальца.
Час болтали, хохотали изобразить пальчиками обеих рук «клюв»
И скамейку поломали. (Т.А.Ткаченко) Показывают руками упражнение «скамейка», развести ладони в стороны.

 

9. Игра «Скажи наоборот».

Логопед. Внуки бывают упрямые, вредные и часто говорят своим бабушкам всё наоборот (Педагог предлагает встать в круг и поиграть в игру с мячом).

Встанем в круг!

Встанем в круг!

Слева – друг

И справа друг.

 

 

Логопед. Дети.

Больной – здоровый

Взрослый – маленький

Грубый - вежливый

Друзья – враги

Сильный – слабый

Младшая – старшая

Грубая - ласковая

Радость – огорчение

Радовать – огорчать

Хороший – плохой

Обижать – защищать

Вместе – врозь

Злой – добрый

Молодой – старый

 

10. Логопед. Одну очень интересную, трогательную, поучительную историю написала Валентина Осеева. Называется она «Просто старушка». Сейчас я вам её прочитаю, а затем вы будите пересказывать. Слушайте внимательно.

 

11. Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка» с последующим обсуждением.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шли старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

¾ Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь к старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

¾ Это твоя бабушка?

¾ Нет, - отвечал мальчик.

¾ Мама?

¾ Нет!

¾ Ну, тётя? Или знакомая?

¾ Да нет же, нет?

¾ Да нет же, нет! – отвечал мальчик.

¾ Это просто старушка.

 

Словарная работа:

Бросился – быстро помог.

Знакомая – известная, которую знаешь.

Старушка – бабушка.

 

Логопед. Кто шёл по улице?

Дети. По улице шли мальчик и девочка.

Логопед. Кто шёл впереди?

Дети. Впереди них шла старушка.

Логопед. Что с ней случилась?

Дети. Старушка поскользнулась и упала.

Логопед. Почему старушка упала?

Дети. Было очень скользко.

Логопед. Кто помог старушке?

Дети. Старушке помог мальчик.

Логопед. Что сделал мальчик?

Дети. Мальчик передал девочке портфель и бросился на помощь старушке.

Логопед. Когда мальчик вернулся, о чём спросила его девочка?

Дети. Это твоя бабушка?

Логопед. Что ответил мальчик?

Дети. Мальчик ответил: - «Нет».

Логопед. О чем спросила девочка ещё?

Дети. Мама, ну тётя, или знакомая?

Логопед. Что ответил мальчик?

Дети. Мальчик ответил, что это просто старушка.

Логопед. Почему же так удивилась девочка поступком мальчика?

Дети. Девочка считает, что помочь можно только маме, сестре, тёте, знакомым людям. Ей удивительно, что мальчик просто помог чужой бабушке.

Логопед. Кто поступил правильно?

Дети. Мальчик поступил правильно.

Логопед. Какой мальчик?

Дети. Мальчик воспитанный, доброжелательный, отзывчивый, заботливый, добрый.

Логопед. Как бы поступили вы?

Дети. Помогу встать, довёду до дома и т.д.

 

12. Физкультминутка «Бабушка». Выполнение движений по тексту стихотворения.

 

Инструкция Выполняемые движения
Устала наша бабушка, Дети стоят в кругу.
Присела на порог: Присели.
«Куда пропал, куда пропал, Куда пропал внучок?» Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону.
Подумала, поохала, Потом тихонько встала, Встают.
Пошла вокруг да около, Искать внучка сначала. (О.Дриз) Идут по кругу друг за другом.
     

 

13. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед. Внимательно послушайте рассказ, постарайтесь запомнить. Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

 

14. Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа, по ролям.

 

15. Дидактическая игра «Как бы ты поступил?».

Показываю детям иллюстрации (бабушка лежит в постели болеет, стоит в автобусе с тяжёлой сумкой, занимается работой в огороде, пожилой дедушка с палочкой переходит дорогу).

 

Дети рассказывают, как бы они поступили в этой ситуации.

 

Дети. Принесу воды, теплый чай с лимоном, малиной, клюквой.

Дети. Уступлю место в автобусе. Помогу подержать тяжелую сумку.

Дети. Предложу вместе прополоть грядку от сорняков.

Дети. Переведу через дорогу на зелёный сигнал светофора.

 

16. Игра «Собери пословицы».

Логопед читает первые части пословиц, дети самостоятельно называют продолжение пословицы.

 

· Жизнь дана на добрые дела.

· Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

· Доброе дело без награды не останется.

· Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

· Худо тому, кто добра не делает никому.

· Коли хочешь себе добра, никому не делай зла.

· Дерево дорого плодами, а человек делами.

· Доброе братство милее богатство.

· Доброе слово и кошке приятно.

· Землю красит солнце, а человек добром.

 

 

17. Игра «Солнышко и лучики».

Логопед. Ребята, предлагаю украсить солнце яркими лучами.

Прикрепляем лучики к солнышку и проговариваем добрые слова.

Добрый человек – это какой человек?

(Дети подходят к доске и крепят лучи, называя слова)

Добрый – это заботливый, внимательный, вежливый, отзывчивый, любящий, терпеливый, добросердечный, добропорядочный, добродушный, доброжелательный.

Логопед. Какое красивое солнце у вас получилось. Оно вызывает чувства радости. Почему солнышко у нас получилось яркое, ласковое, теплое, доброе?

Дети. Доброта всех согревает, ласкает, греет, любит.

 

18. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия).

 

Логопед. Как назывался рассказ, который мы сегодня пересказывали?

Как нужно относиться к людям пожилого возраста?

 

Дети. Мы должны им помогать, чтобы они не болели и были счастливы. Помощь следует оказывать всем людям, попавшим в сложную ситуацию, беду, а не только родственникам и знакомым. Делать полезные дела, поступки, желать добра друг другу, отзываться на помощь слабым, больным, старшим и пожилым людям.

 

Логопед. Мы с вами поняли, что дедушек и бабушек надо уважать и помогать им во всем. Теперь вы знаете, как нужно относиться к пожилым людям. Я вами горжусь!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: