Теперь поговорим о заявке. Что это такое и для чего она нужна?




Александр Шупиро,

преподаватель дисциплины «Учебная практика»

 

Дисциплина «Учебная практика» подразумевает проведение учебно-практических занятий, как в форме ознакомительного просмотра различных видеопрограмм, так и в виде практики работы над видеосюжетами в качестве корреспондента, оператора и монтажёра. Такая практика является логическим продолжением учебного процесса, и дает возможность углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессиональных модулей.

Так вот, говоря простым языком – мы с вами, уважаемые студенты, учимся делать большое телевидение.

Некоторые из вас уже в чём-то могут себя проявить: кто-то легко пишет сочинения, кому-то легко работать с видеокамерой, а кто-то достаточно мастерски уже монтирует видеоклипы. Всё хорошо, друзья мои, да только нам с вами нужно скоро сдавать аттестацию. Сдача аттестации будет заключаться в написании ректорской контрольной работы. Как всегда, вы выходите в Скайп по расписанию учебной практики, получаете задание и работаете письменно онлайн. Вот какие задания будут на ректорской контрольной работе:

 

1. Раскрыть понятия «Тема», «Идея», «Сверхзадача»;

2. Написать заявку к вашему тематическому видеопроизведению

(надеюсь, каждый из вас уже выбрал тему сюжета, который уже смонтированный вы будете сдавать на сессию);

3. Написать сюжет на предложенную преподавателем тему.

 

Ну, что же, давайте с вами готовиться к аттестационной работе. Эту видеолекцию рекомендую не просто посмотреть и осознать то, о чём я вам говорю, но и записать в тетрадочку основные понятия.

Итак,

Мы с вами учимся делать ваши видеошедевры.

И начинаем с самого маленького – создание фильма-минутки.

 

Напоминаю, что ваши фильмы-минутки вы сдаёте на аттестацию по предмету «Мастерство телеоператора», но и для оценочки по «Учебной практике», которую у вас веду я – мне тоже отправляйте - показывайте. Мы же с вами занимаемся учебной практикой, поэтому все ваши видеоработы оцениваются и по моему предмету тоже.

 

Когда родился такой вид искусства как кинематограф в конце XIX века, ещё не существовало ни смартфонов, ни компьютеров, ни планшетов, ни телевизоров – даже самых маленьких… В выходные дни люди ходили на представления в театры, цирк, посещали выставки или концерты симфонической музыки… А кино – не существовало… И такой профессии как кинорежиссёр в природе тоже не существовало. Фотографию придумали за полвека до кинематографа, но возможность быть запечатлённым на фотоснимке была только у богатых и состоятельных людей.

И вот в 1895 году во Франции братья-изобретатели Огюст и Луи Люмьер изобрели и представили широкой публике свой забавный аттракцион – «синематограф».

Они повесили в помещении белую прямоугольную ткань, а на противоположной стороне поставили на штативе аппарат, который братья так и называли - "синематограф".

В назначенное время сеанса за довольно умеренную плату любой желающий мог прийти в этот небольшой затемнённый зал и, когда все зрители располагались на своих местах, свет в газовых рожках угасал, а на ткани начинали появляться двигающиеся картинки.

Так начиналась эпоха кинематографа.

Можно ли назвать его создателей первыми кинорежиссёрами? По правде сказать - нет. Создатели необычного и зрелищного аттракциона по большому счёту гнались за финансовыми поступлениями. Зритель шёл и платил деньги, чтобы воочию убедиться, что картинки могут двигаться. Но с другой стороны – да, можно назвать братьев Люмьер режиссёрами, ведь они всё же, придумывали сюжеты для своих фильмов, пусть и довольно примитивные.

Первыми фильмами были «Выход рабочих из фабрики», «Кормление младенца», «Отплытие лодки»…

В программе было десять документальных фильмов, длинной от 30 до 50 секунд. Зрители были в восторге от увиденного, несмотря на то, что никаких сюжетов или даже известных личностей им не показывали. На экране ходили люди, ездили лошади, приходил поезд, однако этого было достаточно, чтобы весть о чудо киносеансах разлетелась по Парижу.

Среди фильмов был и один постановочный, под названием "Политый поливальщик", который положил начало первым немым комедиям. Сюжет до банального прост. Шутник зажимает ногой шланг поливальщика, тот не понимает что происходит, затем заглядывает в отверстие в шланг, шутник поднимает ногу и поливальщик обливается водой.

Так зарождалось кино. Об истории кинематографа в своё время вы узнаете больше на лекциях по «Истории кино» и по другим дисциплинам.

Ну, а сегодня, друзья, ваша задача – самостоятельно придумать и снять 5 небольших таких фильмов в стиле братьев Люмьер за 1 минуту и на любой съёмочный аппарат, который будет у вас под рукой. Выбор темы ограничен лишь вашей фантазией.

Посмотреть примеры фильмов братьев Люмьер вы можете в Ютубе – в поиске так и наберите – фильмы братьев Люмьер. Если какой-то из сюжетов вам понравится больше всего – можете смело его повторить в вашем исполнении. Основные требования – за всё время съёмки камера не двигается – то есть снимает статичный план. В кадре происходит какое-то действие, которое можно описать в одном – двух предложениях.

Что касается оформления ваших работ, то здесь уже мы начинаем касаться вопросов монтажа на компьютере.

Вначале вашего фильма должна присутствовать так называемая «шапка». Это титры с указанием нашего учебного заведения, фамилии учащегося и преподавателя. Внизу кадра указывается город и год создания работы. Эти начальные титры я оформил файлом в документе Word и загрузил в группу ОКК-1. Когда их скачаете – сохраните у себя на компьютере, они вам понадобятся при создании любой видеоработы.

На протяжении всего обучения в колледже монтировать ваши видеошедевры мы с вами будем в программе Adobe Premiere Pro на индивидуальных занятиях. Те студенты, кто у меня посещал индивидуалки по Практикуму по подготовке кино-, телеработ уже с первого занятия умеют не только снимать, но и монтировать такие фильмы – минутки.

Уважаемые студенты, у кого есть небольшие грешки по прогуливанию индивов – гоу ко мне на видеосвязь и мы с вами решим ваши проблемы!

А теперь возвращаемся непосредственно к подготовке к ректорской контрольной работе по дисциплине «Учебная практика»

 

ТЕМА, ИДЕЯ, СВЕРХЗАДАЧА

 

Для понимания понятий «Тема», «Идея», «Сверхзадача» нужно запомнить на какие вопросы они отвечают:

 

Тема – отвечает на вопрос – О чём?

 

Идея – отвечает на вопрос – Что? В чем я хочу убедить зрителя?

 

Сверхзадача – отвечает на вопрос – Ради чего? Зачем я делаю этот фильм?

 

А теперь – подробнее.

ТЕМА.

В переводе с греческого "тема" - это то, что положено в основу.

Иными словами, тема - это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание зрителя.

ТЕМА - это проблема или круг жизненных проблем, волнующих автора. Условно отвечает на вопрос: о чем?

 

Примеры:

1. Тема любви

2. Тема отцов и детей.

3. Тема противостояния добра и зла.

4. Тема предательства.

5. Тема дружбы.

6. Тема становления характера.

7. Тема покорения космоса.

 

Тема всегда подчинена 4 законам:

1. Актуальность (всегда и в данный момент)

2. Конкретность (в репликах героев, например)

3. Злободневность (проблема в данный момент)

4. Объективность (Существует независимо от нас, мы не влияем на ее существование)

Темы меняются в зависимости от эпохи, в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными - называют "вечными темами". Здесь перечислены 6 "вечных тем", а вот последняя, седьмая - "тема покорения космоса" - стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет "вечной темой".

Обычно автора (режиссёра) волнует какая-то тема, он ею живёт, постоянно думает о ней, он её разрабатывает скрупулёзно, детально изучает. В итоге может получиться видеопроизведение, заставляющее зрителя долго переосмысливать увиденное, заставляющее смотреть на ту или иную проблему или ситуацию по иному. У режиссёра есть возможность с помощью экранных средств влиять на сознание человека.

Каждый из вас знает, какая тема вас волнует, и вы будете делать на эту тему тематический сюжет для сдачи на сессии. При составлении заявки на тематический сюжет заявить тему нужно максимально точно.

А что такое Идея?

Идея - это основная мысль произведения. Идея отвечает на вопрос «Что?». Что конкретно хочет сказать автор фильма или телепередачи по поводу выбранной темы.

Идея любого видеопроизведения неразрывно связана с его темой. В ней может отображается отношение автора к теме видеопроизведения. Именно в этом отображении с помощью художественных средств кинематографа и кроется отличие идеи художественного произведения от какой-либо, скажем, научной идеи.

Чаще всего, изображая идею вашего видеопроизведения на утверждённую тему, для режиссёра, а особенно, для начинающего, требуется соблюдение объективности.

Итак, идея – это основная мысль произведения.

Сверхзадача – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи. Условно отвечает на вопрос: для чего, ради чего, зачем?

Сверхзадача - это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, зрителей, то к чему художник стремится - это самое заветное, самое дорогое его желание, это активность и целеустремлённость режиссёра.

В общем, сверхзадача – это ради чего и зачем была вами раскрыта та или иная тема.

Теперь поговорим о заявке. Что это такое и для чего она нужна?

"Творческая заявка"

Разработка творческой заявки есть один из самых важных этапов работы. Уже в творческой заявке можно увидеть, и что самое главное, почувствовать будущий фильм или телепередачу. Давайте называть творческую заявку – творческим замыслом. Этот ваш режиссёрский замысел нужно уметь выразить на бумаге, отвечая на те самые простые вопросы, на которые отвечают тема, идея и сверхзадача.

Заявка – это ваши мысли относительно вашего сюжета.

По факту написания заявки видно, что режиссёр заинтересован в создании этого видеопроизведения, его интересует тема, он знает о чём будет снимать, его постоянно будоражит идея сюжета, он – до конца понимает сверхзадачу – для чего он делает этот экранный продукт.

С теми, кто присутствовал на групповых занятиях, мы смотрели фильм начинающего режиссёра Александра Шупиро, который называется «Волик». Фильм – участник Международных кинофестивалей «Радонеж» и «Золотой Витязь», он есть на Ютубе, его легко можно найти. Посмотрите его. На его примере мы рассмотрим составление заявки.

ТЕМА, ИДЕЯ, СВЕРХЗАДАЧА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: