Понятие знака и виды знаков в графическом дизайне.




 

1. Любое произведение графического дизайна (любая визуальная

композиция) является знаком или совокупностью знаков.

Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (вещь,

явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя другого

предмета, свойства или отношения, и используемый для получения,

хранения, переработки и передачи информации.

Наука, изучающая знаки и знаковые системы называется семиотика.

Также семиотикой называют сами знаковые системы. Например,

графический дизайн – это семиотика.

2. Структура знака. Любой знак состоит из следующих частей:

- Означающее – материальная сторона знака, план выражения.

Например, в графическом дизайне, это само изображение.

- Означаемое – идеальная сторона знака, план содержания. В

графическом дизайне это может быть рекламируемый товар, или идея

плаката.

- Знак – результат взаимодействия означающего и означаемого.

Например, это может быть мысль о том, что только данный товар обеспечит

путь к счастью (изображенному посредством красивой картинки -

означающего).

Таким образом, в композиции знак – это соотношение графического

носителя и его смыслового содержания.

3. В зависимости от характера этого соотношения знаки

подразделяются на иконические знаки, знаки-индексы и знаки-символы.

а). Иконический знак характеризуется совпадением графического

носителя и его смыслового содержания. То есть изображение достаточно

сильно похоже на изображаемый объект.

Означающее и означаемое иконического знака связаны сходством,

подобием. Другим словами, иконический знак мотивирован, то есть

изображение полностью оправдано изображаемым.

Можно поставить знак равенства между изобразительностью и

иконичностью. Любое более-менее реалистическое изображение уже

является иконическим знаком. К иконическим знакам относятся

фотографические изображения, наиболее понятные пиктограммы.

Иконические знаки невозможны для абстрактных понятий.

Невозможно с достаточной степенью реалистичности изобразить «добро»

или «вечность».

В современном дизайне иконический знак отличается тем, что это

изображение, предназначенное для визуальной коммуникации. То есть когда

речь идет об иконическом знаке в дизайне, имеется в виду не столько

реалистическое изображение, сколько несколько упрощенное, стилизованное

изображение, сохраняющее, тем не менее, сильное сходство с изображаемым

объектом. Иконический знак, предназначенный для визуальной

коммуникации, упрощен, чтобы быстрее читаться. Таковы, например, значки,

маркирующие туалет или гардероб.

б). Знак-индекс характеризуется частичным несовпадением

графической структуры и смыслового содержания. Изображение и его

содержание связаны между собой условным, приблизительным сходством. В

знаке-индексе прямая связь между означающим и означаемым отсутствует,

однако, косвенная имеется. Знак-индекс слабомотивирован.

Например, в поведении улыбка является знаком-индексом хорошего

настроения. Знак-индекс является намеком на некое содержание. Форма

указывает на наличие определенного содержания, и для того, чтобы

прочитать это содержание требуются предварительные знания. Например,

мы должны знать, что в нашей культуре кивок головы (знак-индекс) означает

согласие (а не отрицание). Зная, что черно-желтый кружок означает сотовую

связь «Билайн», мы можем увидеть намек на пчел, соты и понять суть

соотнесения. Без этого знания, черно-желтый кружок нам ничего не скажет.

В современном графическом дизайне знаки-индексы активно

используются в логотипах (логотип фирмы «Найк», сотовой связи

«Мегафон»), при создании фирменного стиля, в рекламе (например,

современная реклама пива, где запрещено использование образов людей,

показывает человека при помощи знаков-индексов – вещи, звуки).

в). Знак-символ характеризуется полным несовпадением графической

структуры и смыслового содержания. Знак-символ не мотивирован. Связь

между означающим и означаемым в знаке-символе отсутствует.

Знак-символ самый диалектический из всех знаков, так как при

отсутствии связи между означающим и означаемым, они отождествляются.

Изображение и изображаемое в знаке-символе составляют едино-раздельную

цельность1.

символ – это система понятий, свёрнутая до

одного элемента, обладающего статусом реального объекта

Примером

символа может быть государственный флаг: означаемое – целая страна,

означающее – например, три полосы, не имеет к содержанию никакого

отношения, но в то же время является репрезентацией именно этой страны.

Символ также определяется как «опознавательная примета» (например,

флаг определяет страну).

Символ характеризуется многозначностью содержания. Если

продолжить пример с флагом, то этот символ разворачивает перед нами всю

огромную систему ассоциаций и представлений, связанных как со страной,

так и с самим флагом.

Знак-символ не изобразителен, не реалистичен. Его можно только

понимать. В этом смысле репрезентативны как примеры картины

символистов (Г. Моро, Ф. фон Штук), на которых изображены понятные

вещи – люди, скалы, но смысл картины гораздо глубже и его невозможно

сформулировать. Во всей истории искусства прослеживается противостояние

и взаимодействие двух противоположных начал – подобия (иконичности) и

условности (символичности). Иконичность – это изображение ради

изображаемого. Символичность – изображение ради изображения и той идеи,

которую оно несет.

По-настоящему глубокие символы создаются исторически, содержатся

в священных текстах различных культур.

Современными знаками-символами являются цвета светофора, буквы

современного алфавита. В поведении символами являются многие

привычные жесты: снять шляпу, аплодисменты. В этикете символами

являются, например, ношение кольца, галстука, дресс-коды. В науке

знаками-символами являются формулы, химические и математические

символы.

В современном графическом дизайне символами являются логотипы,

которые не связаны с продукцией фирмы (например, яблоко фирмы Apple), а

также бренд-персонажи (собирательный образ бренда, например, лисенок

Несквик). Связи между компьютерами и яблоком, между какао и лисенком

нет, пока зритель ее не запомнит.

Существуют простые знаки (например, логотип) и сложные знаки,

состоящие из простых. Примером сложного знака может быть рекламный

ролик, который складывается из множества простых знаков: герои ролика,

продукт, фирменный персонаж и т. д.

Каждый знак включается в более широкую систему знаков

(риторическую систему), которая придаёт ему дополнительное значение.

Например, графическое изображение сумочки может обозначать как женский

туалет, так и гардероб, в зависимости от того, где этот знак будет

располагаться. Более широкая система знаков – интерьер – придает

графическому знаку дополнительное значение. Риторическая система может

складываться стихийно, неконтролируемо, и тогда смысл дизайна может

исказиться. Например, случайное помещение рекламы в неподобающий

контекст.

 

Коннотация – дополнительное значение. Коннотаторы – эффекты,

окрашивающие высказывание определенным отношением. Например, цвет

полей в журнале, цвет шрифта могут не иметь прямого значения для

сообщения и быть выбранными случайно. В таком случае, красный шрифт

может окрасить сообщение коннотациями вызова, активности, а синий –

спокойствия. Риторика – совокупность приёмов, окрашивающих сообщение

определённым отношением (жесты, мимика, восклицательные знаки, цвет,

фон, поля). Графический дизайн является именно риторическим феноменом,

так как его основная задача – оформлять некое сообщение, делать смысл

доступным и понятным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: