Координационные способности




Урок № 19,20 ПКК-21 02.04.2022г.

Здравствуйте, уважаемые студенты!

Задание: Вам необходимо самостоятельно изучить материал, выполнить задания.

Обратная связь: irapetrovskaa24@gmail.com

Тема: Развитие пространственной ориентации. Охрана здоровья. Страховка, самостраховка.

Цель: изучить комплексы упражнений направленных на развитие пространственной ориентации; способы страховки и самостраховки.

Ход урока.

В физкультуре существуют различные виды упражнений, которые способствуют приобретению разнообразных двигательных навыков. Присутствуют естественные движения, но также есть и действия, для которых необходима дополнительная координация и чувство ритма. Эти способности человека формируются и тренируются на протяжении всей жизни.

Что такое координация?

Термин координация образован от латинского «coordinatio», что переводится, как «взаимное упорядочивание». Процесс координирования представляет собой согласование мышц организма, направленное на наилучшее исполнение поставленной задачи. По мере развития двигательных навыков, улучшается координация, формируется инертность органов, находящихся в постоянной или промежуточной работе.

Когда человек постоянно находится в движении, системно повторяет определенные движения и упражнения, усложняет нагрузки, разучивает что-то новое, то при этом совершенствуются двигательные навыки и задействуются двигательные центры головного мозга, а также устанавливается устойчивая связь между мозгом и органами. Координация в физкультуре – это возможность соотносить собственные действия, их упорядочивать и согласовать.

Подобное согласование присутствует не у каждого человека. Некоторые взрослые люди иногда двигаются неуклюже, нескладно жестикулируют, их походка непривлекательна, они неустойчивы на земле, имеют проблемы с вестибулярным аппаратом. Поэтому над координацией необходимо работать систематически. Для этого помимо спортивных тренировок будет полезным улучшать индивидуальный эмоциональный фон, упражняться во внимании.

Вот нескольких простейших упражнений:

 

Правая рука выполняет движение пилки, то есть «назад-вперед», а левая проделывает движение топора, что значит «вверх-вниз». В некоторый момент требуется поменять порядок движения: вторая рука должна выполнять действия первой, а первая, соответственно, второй.

Руки подняты вверх. Левая изображает круг вперед, правая круг назад. Затем конечности совершают движения в обратном направлении.

Можно устроить проверку своей координации, проделав лёгкое упражнение: протянуть любую руку при раскрытой ладони. Далее нужно прижать к ладони мизинец, другие пальцы при этом должны находиться в развернутом состоянии.

Требуется совершать вращательные движения рукой влево, и в то же время ногой описывать круг в обратную сторону. Придя к положительному результату, следует постараться это же самое осуществить двумя руками и ногами, расположившись сидя на какой-либо поверхности.

Координационные способности

Основными показателями координационных способностей являются:

быстрота реакций;

ловкость;

равновесие;

ориентация в пространстве.

Для правильной тренировки вестибулярного аппарата многое значат занятия, предусматривающие элементы акробатики и гимнастики. При этих занятиях увеличивать нагрузки и скорость выполнения упражнений необходимо постепенно. Упражнения должны быть разнообразными, темп со временем нужно повышать. В таком типе занятий ориентирование в пространстве развивается легко, потому что в этом случае задействованы и визуальные ощущения, и мышечная активность.

Из общих упражнений наиболее полезны для ловкости следующие тренировки:

 

Быстрая перемена позы. К примеру, из лежачего на спине положения необходимо сесть и расправить ноги, затем согнуть в колене правую ногу, потом левую; потом снова вытянуть ноги и лечь в исходную позицию.

Требуют слаженных действий трех или более человек. К примеру, передача предмета в колонне.

Несомненным преимуществом в данном плане обладают игровые виды спорта.

Развитие координационных навыков и способностей предусматривает также работу над равновесием. Оно тем более сложно, чем меньше имеется пространства для опоры. Равновесие всегда соотносится с инерцией от предыдущего движения, поскольку в дальнейшем идет мгновенный переход в статику. К примеру, совершая некоторое количество вращений, сложно остаться в равновесии, еще сложнее в завершении сохранить неподвижность.

 

Для равновесия полезны упражнения:

 

Повороты на 360 градусов в одну и другую сторону.

Поднятие на носки, когда ступни ног размещены вместе. Также эффективны приседания в позе на носках с выпрямленной спиной.

 

Одна нога зафиксирована на месте и служит опорой, а вторая отводится вперед, в сторону, назад. Упражнение выполнять поочередно.

Поднятие ноги, опираясь на вторую. Потом следует повторение, закрыв глаза. В заключении требуется задержаться на 3-4 сек. на одной опорной ноге.

 

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

1. соответствие формы;

2. соблюдение дисциплины;

3. наличие страховки самостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

· индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

· Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

· Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

· Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

· Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

· Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

· Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

- хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

- умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

- знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

--- это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

 

Вывод.

Для человеческого организма необходима координация, потому что двигательная активность частей тела должна быть согласованной. Данная способность необходима абсолютно всем, потому что с помощью нее осуществляется каждое движение. Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.

Домашнее задание.

Изучить теоретический материал.

Выполнить упражнения на развитие пространственной ориентации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: