с традициями и обычаями русского народа.




Роль народной игры в ознакомлении дошкольников

 

В настоящее время актуальной и очень важной задачей является сохранение национальной культуры и традиций, формирование национального самосознания человека. И делать это необходимо с раннего возраста.

Необходимость приобщения современных детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня как никогда наше прошлое. Сегодня дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и обычаи с традициями национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; воспитать в себе любовь к своей Родине, своему народу и ко всему, что связано с народной культурой.

Большинство взрослых сегодня не передают детям навыки и умения старшего поколения, забываются обычаи и традиции родной страны.

Чтобы избежать этого и помочь воспитанникам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, педагогам необходимо через занятия сформировать у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

В детском саду, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдается предпочтение русским народным играм. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много шуток, юмора, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Народные игры в детском саду – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования детской активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий мир. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием игровых ситуаций. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Русская культура чрезвычайно богата играми – самовыражения скоморохов, петушиные бои, кукольный Петрушка, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как Горелки, русская Лапта, жмурки, городки, игры с мячом… Подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому, народные игры предлагаемые в детском саду, являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры: «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные: «Заинька», «Коза»; игры-забавы: «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, многие дети любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч».

Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.

Большинство родителей убеждены, что просто играть и разговаривать с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формироваться целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. Вот и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остается какая-то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.

Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому в детском саду широко нужно использовать игры на становление познавательных процессов.

Сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, посмотреть несколько народных игр. А играть и показывать их вам будут дети подготовительной группы. Это «Колечко», «Дедушка Мазай», и всеми любимая игра «Золотые ворота».

Безусловно, все эти игры и многие-многие другие народные игры – есть национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.

ВИДЕО-РОЛИК.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: