ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА




734 «Теперь ваше время и власть тьмы». – Значит, и у грешников есть свое время? Да... а у Бога – вечность!

735 Если ты апостол – смерть будет тебе доброй подругой. Она поможет идти.

736 Ты видел, как грустным осенним вечером опадают мертвые листья? Так, что ни день, падают в вечность души. Однажды таким листом будешь ты.

737 Ты слышал, – какой печалью сетуют мирские люди, что «мы каждый день чуть-чуть умираем»?

А я скажу: «Радуйся, апостольская душа! Каждый день приближает тебя к Жизни».

738 Смерть страшит и сражает тех, других – и они исчезают. Нас же смерть-Жизнь ободряет и вдохновляет.

Для них это – конец. Для нас – начало.

739 Не бойся смерти – прими ее, вот сейчас, со всем великодушием. Когда Богу угодно... как Богу угодно... где Богу угодно... Знай твердо: она придет так, там и тогда, когда надо – и пошлет ее твой Отец. – Приветствую тебя, сестра наша смерть!

740 Что в мире изменится, что станет хуже, если я умру и меня здесь не будет?

741 Видишь, как разлагается труп, как смердит тело близкого твоего, которого ты любил. – То самое, красивое тело! – Смотри... и о многом подумай.

742 Быть не может, чтобы тебя не тронули картины Вальдеса Леала! Столько епископов, рыцарей – и вся эта плоть гниет...

Вспомни, что воскликнул герцог Гандиа: «Впредь не буду служить господину, который может умереть!»

743 Ты говоришь, что можно умереть «как герой». – А тебе не кажется, что всего отважней умереть незаметно, в постели, как обыватель – но от великой Любви?

744 Если ты апостол, то не умрешь – просто сменишь квартиру.

745 Мы читаем в Символе веры, что Господь придет судить живых и мертвых. – Не забывай об этом суде, и об этом Судье, и о Его справедливости.

746 Не теплится ли в твоей душе одно заветное желание? Не хочется ли тебе, чтобы твой Отец был тобой доволен, когда Ему придется тебя судить?

747 Мирские души очень любят успокаивать себя разговорами о милосердии Господнем. – И беспечно живут, как жили.

Да, наш Господь бесконечно милостив – но Он и бесконечно справедлив. И суда никто не отменял. Судить Он будет.

748 Не унывай. – Разве ты не знаешь, что сказал коринфянам апостол Павел? «Каждый получит награду по своему труду».

749 Ад действительно есть. – Ты думаешь, что все об этом знают? – А я повторю: есть ад!

Повтори и ты за мной, при случае, вон тому... И вот этому.

750 Послушай меня, ты, – головой ушедший в науку! Твоя наука не в силах мне доказать, что нет бесовских козней. Матерь моя, Святая Церковь, давно повелела, чтобы священники каждый день взывали у алтаря к Архангелу Михаилу, моля о защите «от злобы и козней дьявола» – contra nequitiam et insidias diaboli. Она одобряет, когда так же молятся и дома.

751 Рай... «Не видел того глаз, не слушало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Не побуждает ли тебя к борьбе это откровение Апостола?

752 Всегда... Навеки... Какие избитые слова! Людям хочется продлить – нет, увековечить то, что им по вкусу.

Слова эти лгут. Здесь, на земле, всему приходит конец.

753 Здесь все непрестанно кончается. Удовольствие еще не началось – а его уже нет.

ВОЛЯ БОЖИЯ

754 Вот ключ от Царства Небесного – откроешь и войдешь. Qui facit voluntatem Patris mei qui in coelis est, ipse intrabit in regnum coelorum – «туда войдут те, кто исполняет волю Отца!»

755 Не забывай: очень важные вещи зависят от того, как ты и я следуем воле Божией.

756 Мы – камни, глыбы, которые двигаются, чувствуют и обладают весьма свободной волей.

Бог обтесывает нас, исправляет молотом и резцом.

Не откатывайся вдаль, чтобы избежать Его воли – все равно не спасешься от ударов. Только хуже будет, а пользы никакой – станешь не гладким, обтесанным камнем, на котором можно строить, а кучей щебня, всеми с презрением попираемого.

757 Покориться?... Примириться?... Нет, желать воли Божией!

758 Безусловное приятие воли Божией приносит с собою и радость, и мир, и счастье Креста. Тогда понимаешь, что иго Христово – благо, что бремя Его – легко.

759 Ты все говоришь о мире: «Мир! Мир!» Да, он есть – для людей доброй воли.

760 Вот мысль, которая ведет к миру: Dominus regit me, et nihil mihi deerit – «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Дух Святой дарует ее тем, кто любит волю Божию.

Что смутит душу, если она всерьез повторяет это?

761 Свободный человек, согласись служить добровольно – чтобы Иисусу не пришлось сказать о тебе того, что Он сказал о людях Святой Терезе: «Тереза, Я-то хотел... но вот они не захотели».

762 Как выразить согласие с волей Божией? Вот так: «Ты хочешь этого, Господи? Значит, хочу и я!»

763 Не сомневайся, скажи то, что чувствуешь: Fiat! – «Да будет воля Твоя!» – и это увенчает твою жертву.

764 Чем ближе апостол к Богу – тем более он чувствует, что принадлежит всем. Сердце его расширяется – чтобы там уместились все вещи, все люди... и он смог бы положить эту вселенную к ногам Иисуса.

765 Господи, лучше выполнить Твою волю, чем получить такую же славу, ее не выполнив (если, конечно, возможна такая нелепость).

766 Как стать счастливым здесь, на земле? Предаться воле Божией. Вот и скажи: Meus cibus est, ut faciam voluntatem ejus – «пища моя – творить Его волю».

767 Предайся Божией воле – и уже не утратишь мира. Именно этого тебе и не хватает.

768 Gaudium cum pace – радость и мир. – Вот чудные плоды вверения себя воле Божией!

769 Отрешенность – не в сухости сердца... Иисус черствым не был.

770 В недостатке ты так же счастлив, как и в преизбытке.

771 Исполняющих Его волю Господь возвеличит в том же, в чем уничижил.

772 Спрашивай много раз в день: то ли я делаю, что должен?

773 Иисус, я люблю то, чего Ты – хочешь.

774 Вот ступени: примириться с Волей Божией; согласиться с Волей Божией; желать Воли Божией; любить Волю Божию.

775 Господи, если в том Твоя Воля, распни мою жалкую плоть!

776 Не попади в порочный круг! Вот, ты подумал: «Когда это устроится так или сяк, я ничего не пожалею для Бога».

Но разве Иисус не ждет от тебя безоговорочной щедрости – чтобы устроить все лучше, чем ты думал?

Реши твердо: «Каждое мгновенье каждого дня я, ничего не жалея, буду, по мере сил, исполнять Волю Божию».

777 Ты судишь – сам, хочешь – сам. Отсюда и беспокойство.

778 Тут все решают секунды... Раньше, чем что-то начать, подумай: «Чего же в этом деле хочет от меня Господь?»

А там, с Божией помощью – действуй!

СЛАВА БОЖИЯ

779 Хорошо славить Бога, не прося авансов (жена, дети, почести...) из той полноты блаженства, которой мы будем наслаждаться с Ним в жизни вечной...

К тому же – Господь щедр... Он воздаст сторицей – и это верно даже в том, что касается семьи. – Многие, лишив себя радостей отцовства, обретают тысячи духовных детей... Мы ведь и сами – дети Отца Небесного.

780 Deo omnis gloria – «Вся слава – Господу». Так мы исповедуем наше ничтожество. Мы – ничто, Иисус – все. Без Него мы ничего не стоим – ни-че-го.

Наше тщеславие – воровство и святотатство. Мы тщетно ищем славы. Никак не должно проявляться наше несчастное «я».

781 Господь сказал: «Без Меня не можете ничего» – чтобы мы с тобой не приписали себе Его свершений. Sine me, nihil! –«без Меня – ничего!»

782 Посмеешь ли употребить свой разум, эту искорку премудрости Божией, для чего-то еще – кроме славы Божией?

783 Если бы наша жизнь шла не к славе Божией, она была бы ничтожна, нет – гнусна.

784 Вся слава – Господу. Своей волей, укрепленной благодатью, выжми, как выжимают лимон, все дела свои – чтобы в них не осталось ни капли самообожания.

785 Deus meus es tu, et confitebor tibi: Deus meus es tu, et exaltabo te. – «Ты – Бог мой, и исповедую Тебя. Ты – Бог мой, и восхвалю Тебя». – Прекрасная программа... для такого апостола, как ты.

786 Пусть не привязывает тебя к земле никакое чувство, кроме блаженнейшего желания славить Христа, а c Ним, и в Нем, и через Него – Отца и Святого Духа.

787 Очищай свои намерения! – Будет досадно, если твой успех окажется бесплодным, ибо ты старался, чтобы угодить людям...

788 Чистота намерений... – Соблазны гордыни и похоть плоти ты распознаешь сразу – и борешься, и побеждаешь c помощью Божией.

А вот мотивы, побуждающие тебя браться за самые благочестивые дела, ты видишь хуже... Но какой-то голос (там, внутри) нашептывает что-то, проникает глубже – и ты уже неспокоен, ты думаешь: действовал ли я из чистой Любви, ради славы Божией? Или думал лишь о людской молве?

Отвечай сразу, не медля: «Господи, я ничего не хочу для себя. Все – из Любви к Тебе, ради Твоей славы».

789 Ты хорошо очистил свои побуждения, сказав: «Отныне я не хочу от людей ни благодарности, ни награды».

ПРОЗЕЛИТИЗМ

790 Разве тебе не хочется крикнуть вот этим юным созданиям: «Вы c ума сошли! Бросьте мирские развлеченья – от них усыхает сердце, становится все подлее... Бросьте, идите c нами, вослед Любви!»

791 Тебе не хватает... ну, трепета. – Вот почему за тобой идет так мало народа. – Так и кажется, что ты и сам не очень уверен, много ли выиграл, оставив земные блага ради Христа.

А ты вспомни: воздастся сторицей. Да еще – вечная жизнь! Мало тебе?

792 Duc in altum – «туда, в открытое море!» Отбрось пессимизм – из-за него ты трусишь. Et laxate retia vestra in capturam – «и забрось сети свои для лова».

Разве ты не знаешь, что у тебя есть право сказать вместе c Петром: In nomine tuo, laxabo rete – «по слову Твоему, Господи, отправлюсь на поиск душ человеческих»?

793 Прозелитизм – верный признак истинного усердия.

794 Сеятель... Вот он вышел. Сей широко, апостольская душа! Ветер благодати унесет семя, если борозда, в которую оно упало, окажется недостойной... Сей и не сомневайся. Зерно прорастет.

795 Хороший пример – хорошее семя. А милосердие велит сеять всем.

796 Мала твоя любовь, если ты не хочешь спасти все души. – Бедна, если не хочешь заразить своим безумием других апостолов.

797 Ты знаешь, что путь твой – во мгле. А все потому, что ты не идешь совсем близко к Иисусу. – Чего же ты ждешь, почему медлишь?

798 Вот ты говоришь: доводы. Какие доводы привел бы бедный Игнатий ученому Франциску Ксаверию?

799 Ты – удивлен, я – нет. Ведь это нормально. – Бог пришел за тобой к тебе на работу.

Так было и c теми, первыми – с Петром и Андреем, – Иоанном и Иаковом. Они ловили рыбу, Матфей собирал пошлину.

А Павел – подумай только! – истреблял семя христианское...

800 Жатвы много, а делателей мало. Rogate ergo! – «итак молите, чтобы Господь жатвы послал жнецов».

Молитва – лучшее орудие прозелитизма.

801 Еще не умолк возглас Бога: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» – А погляди: почти все угасло...

Не решишься ли ты снова раздуть это пламя?

802 Ты хотел бы привлечь к служению вон того, ученого, и того, влиятельного, и еще вот этого, полного здравомыслия и добродетели.

Молись, приноси жертвы, действуй примером и словом. Не идут? Что ж, успокойся – значит, они не нужны.

А по-твоему, тогда, в начале, их было мало – ученых, влиятельных, добрых, разумных, которые не пошли за двенадцатью?

803 Говорят, что ты умеешь улавливать души.

Поблагодари Бога за этот дар. И то сказать – орудие для ловли орудий!

804 Помоги мне вымолить: «Господи Иисусе, пошли нам людей!... апостольские души... для Тебя, для славы Твоей!»

Увидишь: в конце концов Он откликнется.

805 Послушай, вон там не найдется ли одного... ну, двух, которые бы нас поняли?

806 Скажи... хорошо, вот этому, что мне нужны пятьдесят человек, которые возлюбили бы Иисуса Христа превыше всего.

807 Вот ты говоришь, что твой друг часто прибегает к таинствам, хорошо учится, ведет чистую жизнь. Но – «не клюет». Как только ты заговоришь о жертве и апостольском служении – он опечалится и уходит.

А ты не огорчайся. – И не думай, что потерпело поражение твое апостольство. Ведь это – точное повторение сцены из Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим» (жертва), «и приходи и следуй за Мною» (служение).

Юноша – abiit tristis – «опечалился и ушел», не захотел ответить благодати...

808 «Хорошая новость, еще один сумасшедший!» – Сколько радости в письме «рыбака».

Да наполнит Господь сети твои!

809 Прозелитизм... А кто не жаждет, чтобы его апостольское служение продлилось в других до конца времен?

810 Тебя снедает пыл прозелитизма? Что ж, это верный знак преданности.

811 Помнишь? – Мы с тобой молились под вечер. Где-то журчала вода. И в тишине Кастильского города мы услышали целый хор голосов – на ста языках, – великой тоской они кричали, что не знают Христа.

А ты, не колеблясь, поцеловал распятие и попросил Бога, чтобы Он помог тебе стать апостолом для апостолов.

812 Я прекрасно понимаю, что ты любишь свое Отечество и свою семью – но все-таки ждешь не дождешься той минуты, когда уедешь далеко, за моря и земли. Тебя снедает жажда жатвы.

МАЛЫЕ ДЕЛА

813 Делайте все по Любви. – Тогда не будет мелочей, все станет великим. Упорство в малом из Любви – это подвижничество.

814 Как много стоит малое дело, когда его делают по Любви!

815 Ты вправду хочешь стать святым? – Исполняй крохотный долг каждого мгновенья. Делай, что должен, и будь в том, что делаешь.

816 Если ты пренебрегаешь мелочами – ты сбился с пути.

817 Великая святость – в исполнении ежеминутного малого долга.

818 Великая душа не презирает малых дел.

819 Ты был in pauca fidelis – «верен в малом» – так «войди в радость Господина твоего»! – Это слова Христовы. In pauca fidelis!... «верен в малом!»... Станешь ли теперь пренебрегать мелочами? Ведь тем, кто в них верен, обещана вечная слава!

820 Не суди по ничтожности начала – кто-то сказал мне, что семена однолетних трав не меньше, чем семена столетних деревьев.

821 Посмотри: здесь, на земле, все большое начинается c маленького. То, что родится большим – чудовищно, уродливо. И погибает.

822 Ты говоришь: «Когда представится случай совершить что-то великое... Вот тогда...» – Тогда? Неужели ты надеешься меня убедить и веришь сам, что на небесной Олимпиаде можно победить без подготовки, не тренируясь каждый день?

823 Разве ты не видел, как строили это высокое, прекрасное здание? – Один кирпич положат, другой. И так – тысячи, все по одному. И мешки c цементом – по одному. И камни фундамента, такие ничтожные перед всей постройкой. – И балки из железа. А работали как? День за днем, в одни и те же часы...

И смотри, что построили! – А все из малого.

824 Разве ты не видел, из каких мелочей складывается обычная, земная любовь? Вот и небесная – из мелочей.

825 Не сдавайся, выполняй как можно точнее сиюминутные обязанности. Этот смиренный, однообразный, черный труд – молитва, воплощенная в делах, – поможет тебе обрести благодать тех великих, высоких и глубоких дел, о которых ты мечтаешь.

826 Все, в чем участвуем мы, бедные люди, – даже святость, – соткано из мелочей. А уж они, смотря по чистоте намерений, могут сложиться в ковер подвига – и в ковер низости. В узор добродетелей – или грехов.

Рыцарские поэмы всегда повествуют не только о великих подвигах, но и о домашних мелочах. Помни о малых делах – и не собьешься c пути.

827 А ты не думал о том, какая огромная сумма получится, если сложить все мелочи?

828 Да, урок был суровый, не забывай его. – И вот что ясно: ты струсил так основательно потому, что каждый день трусил понемногу.

Не хотел побеждать в малом – не смог победить в большом.

829 Разве ты не видел, как глядел Иисус, когда бедная вдова оставила в храме лепту? – У Него глаза сияли! Дай Ему, что можешь – заслуга не в том, мало это или много, а в том, охотно ли ты даешь.

830 Не будь... ну, скажем так, глупым. Ты и вправду – всего лишь винтик в великом деле Христа.

Но знаешь, что бывает, если винтик плохо пригнан или просто выскочил? Расшатаются крупные детали. Развинтятся, а то и отвалятся колеса. Остановится работа мотора. Не исключено, что придет в негодность вся машина.

Великое дело – быть маленьким винтиком!

ТАКТИКА

831 Апостольская душа, среди своих ты – точно камень, упавший в озеро. – Словом и примером вызови первый круг... и второй... и еще, еще... все шире и шире.

Понимаешь теперь, какое великое у тебя дело?

832 Как хочется мирским людям уйти со своего места! – А что бы стало, если бы каждая кость, каждая мышца в нашем теле захотела переместиться?

Вот почему здесь, в мире, всем так плохо. – Оставайся на своем месте, сын мой! Там ты сможешь хорошо потрудиться для Царства Божия.

833 Лидер!... – Укрепляй свою волю, чтобы Господь поручил тебе вести других. Разве ты не видишь, что делают эти мерзкие сообщества? Им никогда не удастся привлечь уж очень много людей – но они воспитывают «бесов», которые возбуждают и взвинчивают толпы, доводят их до безумия и ведут за собой, в бездну хаоса... в ад. – Они несут проклятое семя.

А ты, если хочешь, понесешь слово Божие, благословенное тысячу тысяч раз, – и оно не изменит. Если ты щедр, если на деле стремишься к святости, то обретешь ее и для других. А потом – Царство Христово: Omnes cum Petro ad Iesum per Mariam – «все вместе c Петром, через Марию – к Иисусу».

834 Не безумно ли швырять на землю золотые зерна, чтобы они сгнили? – Но без этого высокого безумия не будет жатвы.

Сын мой, как у тебя со щедростью?

835 Ты хочешь сверкать звездой высоко в небе?

Лучше гори, как факел, здесь, внизу, незаметно зажигая все, чего коснешься. – Вот твое апостольское служение, вот для чего ты на земле.

836 Стать рупором врагу? Нет, это уж – высшая глупость! А если он враг Божий, то это еще и большой грех. – Если говорить о делах профессиональных, я не похвалю за ученость того, кто пользуется ею, словно кафедрой, чтобы бранить Церковь.

837 Мы все скачем да скачем, несемся куда-то, что-то делаем, что-то строим...

В духовном смысле это – раскрашенный картон, папье-маше, какие-то тряпки. – Скачем, хлопочем... сколько народу бегает взад-вперед...

И все потому, что они здесь, только здесь, в настоящем. – А ты гляди глазами вечности, ибо в твоем настоящем – все начала и концы...

Тогда обретешь мир, покой, напряженную жизнь духа. Без скачки, без метаний, не срываясь с места, которое тебе отведено, ты станешь мощным генератором – да, электрической машиной, только духовной, – и многим, очень многим дашь свет и силу, не теряя ни света, ни сил.

838 Не надо иметь врагов. У тебя должны быть только друзья. По правую руку – те, кто сделал тебе добро. По левую – те, кто сделал, или хотел сделать зло.

839 Не описывай своих апостольских подвигов. Разве что – на пользу ближнему...

840 Живи незаметно, как жил Иисус целых тридцать лет.

841 Иосиф Аримафейский и Никодим тайно посещают Иисуса и в обычный час, и в час победы.

Но в час всеобщего малодушия они открыто и смело – audacter – исповедуют перед властями свою любовь ко Христу. – Вот и учись.

842 Не тревожьтесь, если вас узнают по вашим делам. Это – благоухание Христово. – Трудясь только для Него, радуйтесь, что исполнились слова Писания: «...чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

843 Non manifeste, sed quasi in occulto – «не явно, а как бы тайно»... Так пришел Иисус на праздник Кущей.

Так шел Он и по дороге в Эммаус с Клеопой и его спутником. – Так, по Воскресении, видела Его Мария Магдалина.

Так пришел и на чудесный лов, о котором рассказывает нам евангелист Иоанн. Non tamen cognoverunt discipuli quia Iesus est – «и ученики Его не узнали».

И еще более тайно, из Любви к людям, является Он в Святых Дарах.

844 Строят красивые здания, роскошные дворцы? Что ж, пусть строят...

Наше дело – души для этих зданий, для этих дворцов.

Что за прекрасные жилища приготовляют нам!

845 Как ты меня рассмешил, как озадачил, когда сказал прописную истину: «Гвозди я вбиваю острым концом!»

846 Да, конечно, ты больше сделаешь в этой простой беседе, чем «разглагольствуя» в публичном месте перед тысячами зрителей, жаждущих зрелища, зрелища...

А все-таки, когда это необходимо – разглагольствуй.

847 Поодиночке вам ничего не сделать. – Но если вас соединит Любовь Христова, то вы удивитесь обилию плодов.

848 Ты хочешь стать мучеником. – Что ж, вот они, муки – тут, рядом: быть апостолом – и не называться им, быть миссионером – и не называться, быть человеком Божиим, а казаться – мирским. Словом – действовать неприметно!

849 Да высмей ты его! – Скажи, что все это вышло из моды – и дилижансы, и напудреные парики... Так зачем же воскрешать вольтерьянство XVIII века и либеральные выдумки – XIX-го!

850 Что за разговоры! Как это пошло, как мерзко! – А приходится общаться – и на службе, и в университете, и в больнице, словом – в миру.

Если Богом просишь замолчать – над тобой глумятся. Если не смеешься – пристают. Если уйдешь – говорят, как говорили.

Выход такой: препоручить их Богу и принести жертвы, а потом... смело, прямо, по-апостольски сказать крепкое слово... – Когда увидимся, подскажу тебе на ухо парочку.

851 Направим же в верное русло «промыслительную опромечивость», которой подвержена молодежь.

ДУХОВНОЕ ДЕТСТВО

852 Старайся понять путь духовного детства – но ступай по нему непринужденно, без насилия над собой. – Дай действовать Духу Святому.

853 Детский путь. – Полная вверенность. – Духовное детство. Все это – не глупости, а крепкая и надежная жизнь христианина.

854 Когда детство духовно, дети никогда не говорят (и не делают) детских глупостей.

855 Духовное детство – не духовная глупость и не розовый туман. Это – здравый, прямой путь, и легкость его так трудна, что душа идет по нему, держась за руку Божию.

856 Духовное детство требует, чтобы мы подчинили разум – а это труднее, чем подчинить волю. – Божией благодати тут мало, нужно непрестанно упражнять волю – а она противится, так что выходит совсем странно: чтобы идти детским путем, чтобы стать ребенком, нужно укрепиться, как муж.

857 Умалиться... Дети очень смелы и дерзновенны. – Кто просит достать c неба луну? – Кто не считается c опасностью, чтобы получить то, что хочет?

Вложите в такого ребенка обильную благодать, желание исполнять Волю Божию, огромную любовь к Иисусу, человеческие познания, которые он способен усвоить – и вот перед вами образ апостола наших дней. Таким его, без сомнения, хотел бы видеть Господь.

858 Стань ребенком, мало того – младенцем! Но не подростком. Видел ты что-нибудь смешнее мальчишки, изображающего мужчину, или мужчины, который так и не стал взрослым?

Нет, будь ребенком, когда ты c Богом, а в остальном – очень взрослым, очень мужественным. – И оставь ты эти повадки комнатного песика!

859 Иногда очень хочется поступить по-детски, и это – маленькое чудо перед Богом. Только не превращай это в рутину – и дела твои будут плодотворны, как всегда плодотворна Любовь.

860 Перед Богом – Он вечен – ты меньше, чем двухлетний ребенок перед тобой.

Ты – не просто ребенок, но Его ребенок. Ты – сын Божий. – Не забывай!

861 Дитя, искупи беззакония своей взрослой жизни!

862 Глупый ребенок! Когда ты утаишь хоть что-то в душе своей от наставника – детство твое кончится, ты утратишь простоту.

863 Если воистину станешь ребенком, то сможешь все.

864 Если станете как дети – у вас не будет горя. Дети сразу забывают плохое и возвращаются к игре. – Вот и вы, доверившись Богу, избавитесь от забот, покоясь в мире Отца.

865 Дитя, отдай Ему каждый день, каждый поступок..., даже слабости!

866 Будь хорошим ребенком – посвяти Ему и труд тех рабочих, которые Его не знают, и земную радость этих бедных детей, вынужденных посещать безбожные школы...

867 У детей нет своего, все – родительское; и твой Отец прекрасно знает, как распорядиться Своим добром.

868 Будь маленьким, совсем маленьким, двухлетним, ну – трехлетним, не больше. Те, кто постарше, плутоваты – они уже пытаются обманывать родителей своими нелепыми выдумками.

Понимаешь, в них есть fomes peccati – «закваска, зародыш греха», но они неопытны и не умеют грешить, прикрывая неправду мнимой правдой.

Простоту они потеряли – а без простоты не станешь ребенком перед Богом.

869 Дитя, почему ты никак не хочешь слезть c ходулей?

870 Не спеши стать взрослым, будь ребенком, хоть бы ты умирал от старости. – Когда ребенок споткнется и упадет, никто не удивляется, а отец бежит поднять его.

Когда спотыкается и падает взрослый, все смеются. – Иногда, спохватившись, его жалеют – но поднимается он сам.

Каждый день – ты знаешь это по опыту, – мы спотыкаемся и падаем. Что бы стало c тобой, если бы ты не становился c годами все младше и младше?

Так что не спеши быть взрослым. Будь ребенком – и тебя поднимут руки Отца.

871 Дитя, вверенность Богу требует послушания.

872 Не забывай, что Господь особенно любит детей и тех, кто умалился, как дети.

873 Вот они, парадоксы умалившейся души: если Иисус дает тебе то, что мир назовет хорошим – плачь в сердце своем, думая о Его благости и своей греховности. Если Иисус посылает то, что мир назовет плохим – радуйся, ибо Он дает, не ошибаясь. А значит – настало время возлюбить свой Крест.

874 Храбрый ребенок, воскликни: «Как любит Тебя Тереза! – Как ревностен Франциск Ксаверий! – Как смел и умен апостол Павел! – А я... я люблю Тебя больше, чем Тереза, Франциск и Павел!»

ДЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

875 Глупый ребенок! Не забывай, что Любовь дала тебе всемогущество.

876 Дитя, не теряй доброй привычки «брать приступом» Дарохранительницы.

877 Когда я называю тебя «хорошим ребенком» – не думай, что я считаю тебя робким тихоней. Если ты не крепок, не смел, не нормален – то будешь не апостолом, но посмешищем.

878 Так вот, хороший ребенок, говори Иисусу много раз в день: «Я Тебя люблю,... люблю,... люблю».

879 Твои слабости тебя огорчают? Не горюй. Прославляйся в немощах – как апостол Павел. Когда дети подражают взрослым – они не боятся показаться смешными.

880 Пусть ошибки, несовершенства, даже серьезные падения не отдаляют тебя от Бога. – Если слабый ребенок не глуп, он держится рядом с Отцом.

881 Не огорчайся, если ты раздражаешься исполняя те мелочи, о которых Он просит тебя. – Ты еще будешь улыбаться...

Разве ты не видел, как неохотно отдает ребенок конфету, когда отец лишь проверяет его? А все-таки отдает, ибо любовь – сильнее.

882 Когда ты хочешь что-то сделать получше, выходит только хуже. – Смирись перед Иисусом, скажи Ему: «Видишь, как я плохо все делаю? – Если Ты не поможешь, будет совсем уж плохо!

Пожалей своего ребенка! Мне бы хотелось каждый день вписывать прекрасную страницу в книгу моей жизни! Но я такой неумелый, неуклюжий... Если Учитель не водит моей рукой, выходят не ровные палочки, а какие-то закорючки, их никому не покажешь.

Отныне, Иисус, будем писать вдвоем».

883 Господь, дорогой, я знаю, как я неловок. Ну, так неловок, что захочу погладить – и пораню! Смягчи повадки моей души! Дай мне силу детской жизни... но дай мне также и ту осторожную нежность, – которой дети ласкают любимых родителей!

884 Ты полон немощей – Что ни день, ты видишь это яснее. – Но не пугайся. – Он знает, что больше ты дать не можешь.

Твои детские и невольные падения побудят Отца твоего еще внимательней за тобой смотреть, а Мать, Марию – крепче держать за руку. Господь каждый день поднимает тебя с пола – вот и воспользуйся этим! Обними Его покрепче, положи Ему на грудь свою разнесчастную голову, да будешь ты безумным от любви – от биения Его любящего Сердца.

885 Укол... Еще один... Еще... Терпи! – Разве ты не понял? Ты так мал, что эти крестики – единственная ноша, которую ты можешь взвалить на свои плечи.

Но подумай: один крестик... другой... еще один... – Получится целая гора!

В конце концов, ты, ребенок, сумел главное – Любить.

886 Когда детская душа просит у Господа отпущения – пусть не сомневается: Иисус скоро исполнит ее желания, оторвет грязный шлейф былых немощей, снимет мертвый груз нечистоты, тянущий вниз, к земле, вышвырнет мирской мусор. И все – для того, чтобы душа вознеслась к Его величию и растворилась в живом пламени Любви.

887 Когда тебе не хватает щедрости, когда ты падаешь, идешь вспять (быть может, только с виду) – то скорбишь и пугаешься так, словно разбил что-то ценное (свое освящение).

Не тревожься и действуй так, как действуют простодушные дети!

Вот они разбили вазу. Любимую отцовскую вазу. Им стыдно, они плачут, но за утешением бегут к отцу – а он забывает о ценности вазы и умиляется, и прощает. Мало того – утешает свое чадо. Учись!

888 Пусть ваша молитва будет мужественной, взрослой. Одно дело – стать ребенком. Другое – уподобиться барышне.

889 Для того, кто любит Иисуса, молитва, даже сухая – утешение, полагающее конец печали. Он тянется к ней с той жадностью, с какой ребенок тянется к сахару после горького лекарства.

890 Ты рассеян на молитве. – Старайся не отвлекаться, но не слишком горюй, если это тебе не удалось.

Разве ты не видел, как в обычной жизни самые примерные дети отвлекаются, не слушая доводов отца? – Они и любят его, и уважают – просто они малы и слабы.

Вот и ты – ребенок перед Богом.

891 Когда молишься, управляй беспорядочными мыслями, словно ты регулируешь уличное движение – для того и дана тебе упрямая воля, подобающая духовному детству. – Задержи их: ту или эту мысль, и помолись о тех, с кем они связаны.

Итак, вперед!... до определенного времени, которое себе назначил! Если такая молитва покажется тебе бесплодной – радуйся и верь, что ты сумел угодить Иисусу.

892 Хорошо быть ребенком! – Когда взрослый просит о чем-то, нужен список его заслуг.

А просит ребенок – у него заслуг нет, достаточно сказать: «Мой отец – такой-то».

Вот и скажи от всего сердца: «Мой Отец – Бог»!

893 Упорство... Ребенок стучится в дверь и раз, и второй, и третий – долго, громко, не смущаясь. А тот, кто откроет ему в раздражении, теряется перед его простотой... – Будь настойчив и ты, когда стучишься к Богу.

894 Видел ты, как благодарят дети? – Вот и повторяй, как они, в радости и в горе: «Какой Ты хороший, Иисус! Какой хороший...»

Это и есть детский путь, ведущий тебя к миру с грузом смеха и слез, с невесомостью Любви.

895 Ты работал, устал, не можешь молиться. Что ж, Отец всегда рядом. Не говоришь – так посматривай на Него, как ребенок. И Он тебе улыбнется.

896 Благодарение после причастия... Что ж ты не удержишься, сразу просишь: «Иисус, дай мне то, Иисус, дай мне это... этого человека... это дело»?

Ничего, не беспокойся, не сердись на себя! Разве ты не видишь? Отец – добр, сын – смел и простодушен. Надо бы начать с поцелуя, а он уже лезет в отцовский карман за конфетами. – Значит...

897 Наша воля, с помощью благодати, всемогуща перед Богом. – Например: мы едем в трамвае. И думаем о том, как часто люди обижают Господа. И сокрушаемся в сердце своем: «Иисус, хочу явить свою любовь и возместить нанесенные Тебе обиды столько раз, сколько делает оборотов это колесо!» – Думая так, мы на самом деле уже любим Его и возмещаем Ему обиды.

Казалось бы, какие глупости! Но ведь они неотъемлемы от духовного детства. Это вечный диалог между искренним сыном и любящим Отцом.

Ты меня очень любишь? – спрашивает отец, а ребенок лепечет: «Очень-очень-очень!»

898 Если ты пребываешь в духовном детстве – значит, любишь подарки. – А сколько подарков у твоей Небесной Матери!

Помни, каждое мгновение: Мария... Иисус... Святые Дары... Причастие... Любовь... страдание... души чистилища... воины Христовы – Папа, священники... верующие... твоя душа... души твоих родных... Ангелы-Хранители... грешники...

899 Дорого тебе стоила эта небольшая жертва! – Ты борешься, а тебе как бы говорят: «Почему ты так скрупулезено, так точно выполняешь свой жизненный план? Все у тебя по часам!» – Видел ты, как легко обмануть ребенка? Он не хочет пить лекарство, а ему говорят: «Эту ложку – за папу, эту – за бабушку...» Он все и выпьет.

Так и ты. Четверть часа власяницы – за души чистилища, пять минут – за родителей, еще пять – за братьев. Вот и выполнишь все, что наметил.

Знал бы ты, какую ценность имеет эта жертва!

900 Ты не один. – Переноси испытание с радостью. – Бедное дитя! Тебе кажется, что Мать не держит тебя за руку. Нет, так и есть: не держит! Но видел ли ты, как здешние, земные матери идут, протянув руки, за своими малышами, делающими первые самостоятельные шаги? – Ты не один. Мать Мария – рядом.

901 Иисус, даже умерев от Любви, я не отплачу за ту благодать, которую Ты расточил, чтобы я стал ребенком!

ПРИЗЫВ

902 Почему ты не отдашь себя Богу сразу... всерьез... сейчас?

903 Если ясно видишь свой путь – иди. Что же ты не отбросишь свое малодушие? Ведь только оно тебя и удерживает.

904 «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари... Я буду с вами...» Это сказал Иисус. И сказал – тебе.

905 Патриотический пыл... Что ж, похвально! Он побуждает многих, стать воителями, превратить свою жизнь в службу. – Только не забывай, что и у Христа есть воинство – люди, избранные к служению.

906 Et regni eius non erit finis – «Его же Царствию не будет конца!»

Разве ты не рад трудиться для такого царства?

907 Nesciebatis quia in his quae Patris mei sunt oportet me esse? – «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Так ответил отрок Иисус – и кому? Такой Матери, которая три дня искала Его, думая, что Он пропал. – А дополняет эти слова то, что передал нам апостол Матфей: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня».

908 Слишком просто ты судишь об апостольских делах – по внешности. Так можно предпочесть мешок угля горсти алмазов.

909 Теперь, когда ты отдал себя Богу, проси у Него жизни новой. Это как бы печать, подтверждающая, что твоя миссия человека Божия – подлинна.

910 «Твой идеал, твое призвание – все это просто безумие. А братья твои – сумасшедшие...»

Разве ты не слышал таких окликов в себе, внутри? – Отвечай твердо, что благодарен Богу, Который принял тебя в Свой «сумасшедший дом».

911 Ты пишешь: «Мы очень хотим, чтобы это удавалось, развивалось – и, кажется, становимся нетерпеливыми. Когда же оно прорвется, когда взорвется... когда мир станет нашим?»

И прибавляешь: «Желание это не будет тщетным, если мы станем надоедать, приставать к Господу. Тогда мы не потеряем, а выиграем время».

912 Я понимаю, как тебе тяжело в вынужденном бездействии думать о работе, которую необходимо сделать. – Сердце твое не умещается в земных пределах, а ты должен втискивать его в какие-то канцелярские рамки...

Ты что забыл: «Да будет воля Твоя»?... Fiat...

913 Не сомневайся, твое призвание – самая большая милость, какую Господь мог тебе оказать. – Будь за нее б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: