Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна




Конспект урока

По обществознанию для 11 класса

По теме «Политическое сознание.» дата:15.04.2020

Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна

Ход урока:

1.Выявить особенности политического сознания, его отличия от других компонентов общественного сознания и взаимосвязи с ними.

"Политическое сознание"- понятие, которое характеризуется с опорой на уже полученные знания учеников. Все свойства общественного сознания присущи и политическому сознанию. Дать задание классу: в тексте параграфа найти фразу, кратко раскрывающую сущность политического сознания («Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем»).

Надо обратить внимание учащихся на два фактора. Первый: в политическом сознании отражается политическая жизнь общества, политические отношения, политическая система. Второй определяет особенности политического сознания: рассмотрение вопросов, попадающих в сферу политики, в контексте целей политической деятельности, которые отличают ее от других видов деятельности. Отсюда: политическое сознание направлено на сохранение и защиту национально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. От зрелости и адекватности политического сознания во многом зависит успех политической деятельности.

2.Вопрос об обыденном политическом сознании разъяснить надо на примерах. Во-первых, в повседневной жизни человек может наблюдать какие-то политические события и иметь о них представление. Во-вторых, т.к. политические решения затрагивают интересы людей, то люди не могут быть к этим решениям безразличными. У них возникает положительное или отрицательное отношение. В-третьих, наглядно воспринимаемые явления не редко порождают поверхностные и даже превратные представления, отсюда ошибочные суждения. Вместе с тем на уровне обыденного сознания накапливается полезный практический опыт. Различия между двумя уровнями политического сознания раскрывается в материале раздела «Обыденное и теоретическое сознание». Теоретический уровень (идиолого-теоретический) содержит знания о политике и политической идеологии. Наука и идеология представляют собой совокупность теоретических суждений, понятий, идей.

На уроке раскрывается взаимосвязь и взаимовлияние обыденного и теоретического сознания. С одной стороны, обыденное сознание отражает новые явления и проблемы, побуждая их к осмыслению на теоретическом уровне. С другой стороны, оно видоизменяется под влиянием теоритического сознания.

3. Понятие идеологии занимает в этой подтеме центральное место. Идеологией иногда называют совокупность идей, которые касаются той или иной деятельности (например, идеология реформ в социальной сфере). На этом уроке школьники получают возможность уяснить сущность политической идеологии.

Важно раскрыть связь любой идеологии с интересами социальных групп или общества. В первом случае, речь идет о взглядах какой-либо социальной группы (класса, социального слоя, сословия и т.п.). Во втором – о системе взглядов национально-государственной идеологии. Внимание учащихся надо привлечь к определению политической идеологии (раздел «Что такое идеология», стр.157, 3 абзац).

Пониманию особенностей идеологии способствует сопоставление понятий «политическая идеология» и «политическая наука» (см. выше п.2). Абзац текста, начинающийся со словами «В отличие от науки…» (стр.159), прочитать и проанализировать в классе.

Политическая идеология - важнейшая черта политической партии. Учащимся можно предложить вспомнить основные признаки политической партии (10 класс) и обсудить задание №1, стр.347 учебника.

4. Изучить вопрос о современных политических идеологиях можно, предложив учащимся самостоятельную работу с разделом параграфа и оформить в своих тетрадях таблицу «Современные политические идеологии».

Наименование идеологии Ключевые идеи Основные ценности
     

И план и таблица в последующем коллективном обсуждения корректируются.

5. Вопрос о роли идеологии в политической жизни. Организуется самостоятельная работа с соответствующим текстом параграфа и дается задание определить, какие функции идеологии охарактеризованы в нем. Особенно обратить внимание на выделенный курсивом тезис о том, что любая партия ведет борьбу за внедрение своей идеологии среди людей и вытеснение других идеологий.

После завершения работы вопросов об идеологии учащимся предлагается выполнить задание №1 и №3, данных в конце параграфа обсудить их результаты.

6. Начать надо с дискуссии по третьему вопросу, поставленному в начале параграфа. Предложить учащимся использовать понятия «психология» и «социальная психология». Пояснить, что понятие «политическая психология» имеет два значения. Первое охватывает совокупность социально-психологических впечатлений и представлений людей о политических явлениях, которые складываются в процессе их взаимодействия с институтами власти. Второе относится к науке, возникшей в результате взаимодействия политологии и психологии и изучает влияние психологических особенностей субъектов политики на политическую жизнь.

В первом абзаце раздела «Политическая психология» в учебнике есть два определения политической психологии как важнейшей составляющей политического сознания. Предложить учащимся выделить, опираясь на эти определения, характерные признаки понятия.

Можно дополнить содержание параграфа об особенностях политической психологии. Рассматриваются три блока человеческой психики. Первое: блок политического восприятия- политической информации. Второе: блок политического мышления-восприятие политических решений. Третье: блок политических эмоций, чувств-эмоциональная оценка выводов политического мышления. Итогом является политическое поведение- конкретные действия, которые основаны на полученной, воспринятой, переработанной и оцененной информации (об этом речь пойдет в следующей подтеме).

Ученые отмечают важнейшую роль в формировании политической психики политических стереотипов и установок. Установка - это внутреннее качество субъекта политики, которое формируется на предшествующем опыте и политической культуре. Стереотип-это стандартный, упрощенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), довольно устойчивый и несет в себе часто несуществующие черты.

7. Влияние СМИ на политическое сознание характеризуется на основе соответствующего раздела параграфа: определение СМИ, их функции, специфические возможности, влияние СМИ на человека.

Составить таблицу в тетрадях «Роль СМИ в политической жизни». Первая колонка будет включать названия функций, а вторая- их содержание. Для этого надо проанализировать названные в учебнике шесть функций.

После этого учитель может дополнить характеристику каждой функции:

· информирование граждан о работе правительства, парламента, партий и др. политических институтов, о деятельности людей в различных сферах жизни общества, о событиях внутри страны и за рубежом.

· функция социализации-СМИ способствуют усвоению социальных норм, ценностей, образцов поведения.

· функция критики и контроля. Проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, отдельных политиков. Их выступления могут быть вполне эффективными благодаря авторитету общественного мнения, которое создают СМИ.

· функция выявления и выражения общественных интересов состоит в возможности для представителей общественных групп публично высказывать свое мнение по актуальным проблемам, находить единомышленников.

· функция формирования общественного мнения, и мобилизационная функция связаны с предыдущими. Под влиянием СМИ складывается общественное мнение, формируется политическое сознание, повышается политическая активность граждан.

Обсудить в классе вопрос: чем объяснить роль в реализации указанных функций электронных СМИ?

Предложить учащимся выполнить задания 3 и 4.

Затем надо обсудить практический вывод 3.

При подведении итогов изучения всего содержания параграфа возможны виды учебной деятельности учащихся:

· выполнение задания 2 к параграфу;

· работа с документом, включенным в параграф;

· обоснование практического вывода 1;

· обсуждение высказывания К. Маркса в рубрике «Мысли мудрых».

Домашнее задание: параграф 14. Задания и другие виды познавательной деятельности, не применявшиеся на уроке могут быть включены в домашнее задание.

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание- это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: