Абсолютный идеализм Гегеля. Философская система и метод Гегеля.




Георг Вильгельм Фридрих Гегель. (1770-1831). Свое завершение немецкий идеализм нашел в учении Гегеля. Родился в г. Штутгарте в семье крупного чиновника. После окончания гимназии учился в Тюбингенской семинарии, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на него большое влияние, хоть и был младше на пять лет. После окончания семинарии церковной карьере предпочел профессию домашнего учителя. В 1816 г. возвращается к университетской деятельности сначала в Гейдельбергском университете, а затем (до самой смерти) в Берлинском, (несколько лет был ректором Берлинского университета). Именно в берлинский период работы Гегеля получили широкое признание и его авторитет значительно вырос.

Основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Основные положения философии Гегеля (изложены в сжатом виде в «Энциклопедии философских наук»):

1) принцип объективного идеализма. Он означает, что в основе всех явлений природы и общества лежит духовное и разумное начало, которое он назвал «абсолютной идеей». Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая духовное, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютная идея – объективированный мировой разум. Она существует вечно. Она же субстанция всего существующего и всеобщий источник развития.

2) панлогизм гегелевской философии: все формы бытия Гегель воспринимает как формы разума. Исходный принцип гегелевской философии – тождество бытия и мышления. Гегель отождествил идею с действительностью.

3) активность и деятельность абсолютной идеи. Ее деятельность состоит в мышлении. Развитие мира есть саморазвитие, самораскрытие и самодвижение абсолютной идеи. В процессе своего развития абсолютная идея проходит следующие основные этапы:

а) логический: на этой стадии абсолютная идея выступает как система категорий мышления в их движении от самых простых и бедных содержанием к наиболее конкретным и богатым содержанием.

б) природный: на этом этапе своего саморазвития абсолютная идея превращается в свою противоположность — «инобытие духа», природу. Природа не развивается во времени, а лишь проявляет свое разнообразие в пространстве.

в) возникновение человека (выделение его из природы) и вместе с ним человеческого духа. Человеческий дух, который также проходит три стадии развития:

— субъективный дух (конкретный человеческий индивид с его самосознанием; он рассматривается такими науками как антропология, феноменология и психология человека),

— объективный дух (бытие конкретного человеческого общества; право, мораль),

— абсолютный дух (духовная деятельность всего человечества; искусство, религия, философия).

В абсолютном духе осуществляется совпадение абсолютной идеи, мышления и бытия. Т.е., абсолютная идея в лице порожденного ею человечества познает саму себя и все многообразие своих проявлений. Предназначение человека быть органом познания абсолютной идеи, мира.

4) диалектика — учение о развитии; Гегелем сформулированы категории и понятия, в которых выражены различные аспекты и грани многосложного процесса развития. Гегель развил учение о противоречиях, их взаимопроникновении и взаимопереходе. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя помыслить». Всякое развитие протекает по трехстадийной схеме: тезис (утверждение или полагание), антитезис (отрицание этого утверждения) и синтез (отрицание отрицания, снятие противоположностей). Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположности и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Взаимообусловленные в процессе развития моменты наследственности и отрицания выражаются в категории «снятия». Эту схему Гегель пояснил при помощи примера: почка — цветок — плод. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод». Любое понятие, а, следовательно, и любое явление природы, общества, духовной жизни, по мнению Гегеля, проходит такой трехстадийный цикл развития.

5) социально-философская концепция Гегеля. Общая мировая история есть процесс самосознания мирового духа. Движущая сила истории – развитие абсолютной идеи, мирового духа. Цель всемирной истории – познание мировым духом самого себя. История трактуется им как имеющая свой «разумный план». Поэтому все, что нам кажется злом (преступления, войны, революции и т.д.) на самом деле, лишь оказывается все лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, процессом. Отсюда знаменитый тезис: «Все действительное разумно, все разумное — действительно».

Движение мировой истории, по Гегелю, это процесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии своего развития: восточное общество, где все являются рабами, греко-римский мир, где отдельные индивиды приобретают свободу и германо-христианский мир, где все свободны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: