Зав. кафедрой социально-
Педагогической работы
______________А.П.Орлова
«____» ____________ 2012 г.
ВОПРОСЫК ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
«Педагогические основы социальной работы»
По специальности: 1-86 01 01 «Социальная работа» направление: 1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»
Факультет социальной педагогики и психологии
Заочная форма обучения
Учебный год
ПЕДАГОГИКА
- Педагогика – наука о воспитании.
- Роль педагогики в развитии общества.
- Воспитание как явление общественной жизни, его исторический и классовый характер.
- Методология педагогической науки и методологическая культура педагога.
- Организация педагогического исследования.
- Традиционно-педагогические методы педагогического исследования.
- Система образования в Республике Беларусь.
- Понятия: личность, ее развитие и формирование. Факторы развития личности.
- Основная цель современного воспитания. Возникновение объективных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.
- Обучение как процесс организации развивающей образовательной среды.
- Структура процесса обучения. Структура процесса усвоения знаний.
- Принципы обучения.
- Понятие о развивающем обучении (на примере дидактической системы Л.В. Занкова).
- Сущность содержания образования.
- Основные компоненты содержания образования, принципы его отбора.
- Урок как основная форма школьного обучения, его структура. Классификация уроков.
- Особенности воспитательного процесса.
- Принципы воспитания.
- Понятие о мировоззрении, его структура и виды.
- Патриотическое и интернациональное воспитание школьников.
- Понятия «мораль» и «нравственность». Задачи нравственного воспитания.
- Формирование правовой культуры учащихся.
- Сущность трудового воспитания, педагогические условия его организации.
- Понятие об эстетической культуре личности. Эстетика детской жизни.
- Задачи физического воспитания. Основные средства воспитания физической культуры.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
1. Социальная педагогика как отрасль научного знания: объект, предмет, основные категории, прикладные задачи, функции. Принципы социальной педагогики.
2. Социокультурная среда как фактор воспитания и развития личности.
3. Социализация как социально-педагогическое явление и процесс.
4. Социальное воспитание как условие успешной социализации.
5. Семья – важнейший институт социализации человека.
6. Профессиональная деятельность социального педагога, ее сущностная характеристика.
7. Дети, находящиеся в социально-опасном положении как объекты социально-педагогической работы. Модель работы по защите детей в социально опасном положении.
МЕТОДИКА РАБОТЫСОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
8. Социально-педагогическая диагностика и ее характеристика.
9. Характеристика технологий и методов социально-педагогической деятельности. Классификация технологий.
10. Методы социально-педагогической деятельности, их характеристика.
11. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования разного типа.
12. Организационно-методические основы деятельности социального педагога.
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
13. Отечественный и зарубежный опыт социальной защиты детства.
14. Феномен детства в современной науке.
15. Правовые аспекты социальной защиты детей за рубежом.
16. Правовые основы социальной защиты детей в Республике Беларусь.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
17. Опросные методы исследования. Анкетирование.
18. Логическая структура научного исследования.
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
19. Тенденции развития семьи, ее характеристики. Типология семей.
20. Жизненный цикл семьи и проблемы отдельных стадий.
21. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни.
22. Основы семейного воспитания.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ
23. Социально-педагогическая помощь семьям безработных и малообеспеченным семьям.
24. Социально-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
25. Социально-педагогическая деятельность с приемной и опекунской семьей,
26. Социально-педагогическая помощь семьям группы риска.
27. Работа социального педагога с неблагополучными семьями.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА
28. Теоретические основы семейной досуговой деятельности.
29. Практическая организация семейной досуговой деятельности.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
30. Социальная норма и социальные отклонения. Типы девиаций. Виды девиантного поведения.
31. Агрессивное поведение и его профилактика.
32. Аддиктивный тип девиантного поведения и его профилактика.
33. Коммуникативные девиации и их профилактика.