ЗАДАНИЕ 8. Определите, от каких существительных образованы следующие прилагательные.




зернистый – ________________________ сетчатый – ___________________________

ветвистый – ________________________ решётчатый – ________________________

бугристый – ________________________ трубчатый – __________________________

слоистый – _________________________ перепончатый – _______________________

ребристый – ________________________ узорчатый – __________________________

волокнистый – ______________________ губчатый – ___________________________

пористый – _________________________ зубчатый – ___________________________

ворсистый – ________________________ звездчатый – _________________________

холмистый – _______________________ игольчатый – _________________________

жилистый – ________________________ дольчатый – _________________________

 

ЗАДАНИЕ 9. Выделите суффиксы (Ù) в прилагательных:

 

бугристый извилистый перепончатый

ветвистый ворсистый звёздчатый

жилистый холмистый трубчатый

железистый сетчатый губчатый

волокнистый узорчатый игольчатый

суставной головной лёгочный

ЗАДАНИЕ 10. Выделите префиксы (Ø) и суффиксы (Ù) в прилагательных:

межклеточный настенный надводный

межмышечный подземный надклеточный

межжелудочный подводный надкостный

настольный надземный загрудинный

внеаудиторный внутривенный внутрисосудистый

околоплодный прибрежный придорожный

 

ЗАДАНИЕ 11. Образуйте форму сравнительной степени от данных прилагательных,, при помощи суффиксов -ее (-ей), -е.

-ее(-ей): сильный – ________________   -е: дорогой – _____________________
  длинный – ________________     строгий – _____________________
  тёплый – _________________     лёгкий – ______________________
  интересный – _____________     громкий – _____________________
  красивый – _______________     мягкий – ______________________
  здоровый – _______________     тихий – _______________________
  умный – _________________     молодой – ____________________
  добрый – _________________     редкий – ______________________
  способный – ______________     богатый – _____________________
  спокойный – ______________     узкий – _______________________
  требовательный – _________     чистый – _____________________
  устойчивый – _____________     простой – _____________________

ЗАДАНИЕ 12. Образуйте форму сравнительной степени от данных прилагательных,, при помощи суффиксов наи-; -ейш- / -айш-

(наи-) ейш-: сильный – наисильнейший   (наи-) айш-: высокий – ____________________
  длинный – ________________     строгий – _____________________
  тёплый – _________________     лёгкий – ______________________
  интересный – _____________     глубокий – ____________________
  красивый – _______________     мягкий – _____________________
  здоровый – _______________     тихий – _______________________
  умный – __________________     тонкий – ______________________
  добрый – _________________     редкий – ______________________
  способный – ______________     широкий – ____________________

 

 

Тема 4: Трансформация частей речи: имени прилагательного в имя существительное; субстантивация прилагательных (какой " что)

 

ЗАДАНИЕ 1. Выделите суффиксы (Ù) в следующих существительных.

 

а) бедный – бедность   б) красивый – красота
  смелый – смелость     чистый – чистота
  гибкий – гибкость     высокий – высота
  плотный – плотность     глухой глухота
         
в) белый – белизна   г) единый – единство
  кривой – кривизна     удобный – удобство
  крутой – крутизна     упрямый – упрямство
  прямой – прямизна     упорный – упорство

ЗАДАНИЕ 2. Образуйте прилагательные от следующих существительных.

а) мягкость– мягкий   б) широта – широкий
  мощность – ___________________     глухота – ____________________
  вязкость – ____________________     слепота – ____________________
  неровность – _________________     доброта – ____________________
  твёрдость – ___________________     долгота ______________________
  эластичность – ________________     чернота – ____________________
         
в) новизна – новый   г) богатство – богатый
  желтизна – ___________________     единство – ____________________
  крутизна – ____________________     упорство – ____________________
  голубизна – __________________     удобство – ____________________

ЗАДАНИЕ 3. Подчеркните существительные со значением признака, свойства, качества в следующих словосочетаниях и предложениях.

а) нежность матери   краснота кожи
  справедливость преподавателя   кривизна протока
  бугристость кожи   токсичность газов
  изменчивость признаков    

 

б) Кость обладает прочностью, гибкостью, эластичностью.
  Все живые организмы обладают раздражимостью, возбудимостью и сократимостью
  Мимические мышцы лица управляют подвижностью щёк, губ, ноздрей.
  Некоторые люди рождаются со слепотой и глухотой.
  При некоторых заболеваниях у людей появляется желтушность кожи.

ЗАДАНИЕ 4. Образуйте существительные со значением признака, свойства, качества от прилагательных при помощи суффиксов -ость-, -от-/-ет(а), -изн(а), -ств(о).

а) при помощи суффикса -ость:    
  бодрый – бодрость    
  мощный – _______________________   интенсивный – ______________________
  вязкий – ________________________   раздражительный – ___________________
  болезненный – __________________    
       
б) при помощи суффикса -от:    
  красный – краснота    
  чёрный – _______________________   пустой – ___________________________
       
в) при помощи суффикса -изн:    
  новый – новизна    
  белый – _________________________   кривой – ___________________________
       
в) при помощи суффикса -ство:    
  богатый – богатство    
  удобный – ______________________   упрямый – _________________________

Задание 5. Определите, на какой вопрос (кто? что? какой?) отвечает подчёркнутое слово. Запишите.

 

() ()

1. Столовая закрыта. 1 а. В шкафу стоит столовая посуда.

() ()

2. Андрей – рабочий, а Виктор – 2 а. Вот рабочий кабинет моего отца.

() ()

военный. 2 б. На этой улице находится военный госпиталь.

()

2 в. Мой друг – военный врач.

()

3. Недавно ко мне заходил мой 3 а. Я услышал знакомый голос.

()

старый знакомый.

() ()

4. Больные чувствуют себя 4 а. Больная рука с трудом поднимается.

лучше.

() ()

5. Человек и высшие животные 5 а. Растительные и животные клетки

рождают потомство и вскармливают сходны по строению.

его молоком. ()

5 б. Животный мир очень многообразен.

() ()

6. Лёгкие являются органом 6 а. Это очень лёгкие вопросы.

дыхания.

() ()

7. Будущее покажет, кто был прав. 7 а. «Сделаю» - это будущее время

глагола «сделать».

() ()

8. Данные, полученные в результате 8 а. Данные примеры доказывают

опыта, доказывают нашу теорию. нашу теорию.

Тема 5: Трансформация частей речи: имени прилагательного в наречие (какой " как). Степени сравнения

Задание 1. От следующих прилагательных образуйте наречия.

смелый – …………………………………….. светлый – ……………………………………
страшный –………………………………….. длинный – …………………………………..
тёплый –…………………………………….. прочный – …………………………………..
трудный –…………………………………… плотный – …………………………………..
тёмный –…………………………………….. тяжёлый – …………………………………..
весёлый –……………………………………. быстрый – ………………………………….
интересный – ………………………………. серьёзный – ………………………………..
внимательный – ……………………………. спокойный – ……………………………….
медленный – ……………………………….. подвижный – ……………………………….
активный – …………………………………. токсичный – ………………………………..
точный – ……………………………………. прозрачный – ………………………………
эластичный – ……………………………….. узкий – ………………………………………


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: