Современные образовательные технологии на уроках музыки в начальных классах




Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям.

Современное поколение не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету.А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач:

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В соответствии с ФГОС теперь в начальной школе учащихся должны научить не только читать, считать, писать, петь, чему и сейчас учат вполне успешно. Также учащимся должны привить УУД (универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться - навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик). Теоретико-методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Также, в соответствии с ФГОС необходимо формировать у школьников мотивацию к обучению, помочь им в самоорганизации и саморазвитии.

Таким образом, чтобы реализовать поставленные задачи, нужно сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через формирование слушательского интереса, достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Достичь этого можно прежде всего, используя в своей работе современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии.

Педагогическая технология в рамках личностно-ориентированного обучения – это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей.

В рамках системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке музыки являются:

· Метод проектов

· Информационно-коммуникационные технологии

· Здоровьесберегающие технологии

На уроках музыки с успехом может быть организована проектная деятельность. Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.

Большую роль на уроках музыки играет создание положительных эмоциональных ситуаций. В своей работе я использую технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.

Основные задачи в личностно-ориентированном образовании:

- оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

- опора на познавательный интерес каждого ребенка;

- создание позитивной психологической атмосферы;

- саморазвитие личности;

- личностная направленность.

Личностно–ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легковозбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.

Большое значение на уроках музыки имеет прослушивание музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Такая деятельность обогащает внутренний мир школьников, развивает эмоционально-образное мышление школьников, развивает эмоциональную восприимчивость, умение понять чувства, заложенные в музыкальном произведении, воспитывает слушательскую культуру и даже оказывает благоприятное терапевтическое воздействие на психику учащихся.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. Некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом (например мелодии В.А. Моцарта). Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке. С этой целью с учащимися разучиваются различные упражнения, направленные на развитие голоса, правильного певческого дыхания.

Вокально-хоровая работа предполагает различные методы работы на уроке. Помимо пения хором, это может быть исполнение песни по группам или пение хором с солистами, пение «караоке», инсценировка фольклорных песен («Бояре, а мы к вам пришли», «Во поле берёзка стояла»), разучивание песен с движениями, различные игровые моменты.

Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхание, кровообращение), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

На уроках музыки в начальных классах в процессе изучения нового материала, применяются различные игровые ситуации. Например: помаршировать, подирижировать под звучащую музыку, поиграть на вымышленных музыкальных инструментах под музыку,

Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является «игра в оркестр» – коллективное музицирование на детских музыкальных инструментах под фонограмму или без неё. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся. В процессе таких игр формируются навыки работы в команде, умение слушать музыку, развивается чувство ритма.

Немаловажную роль на уроках музыки играют различные виды импровизации. Такая работа на уроке развивает творческие способности, музыкальный слух и память учащихся, двигательную координацию.

Л.Н. Мун выделяет следующие разновидности музыкальных импровизаций, чаще всего используемых при работе с младшими школьниками: двигательно-слуховые, вокальные, ритмические, мелодические, инструментальные, ансамблевые.

Говоря о видах двигательно-слуховых импровизациях, она выделяет:

· пластический вид, проявляющийся в движениях, сопровождающих звучание, и характеризующих и помогающих осознать тот или иной художественный образ;

· иллюстративно-изобразительный – творческие задания, по изображению на бумаге графически или в цвете звук, его движение, интонацию, аккорд, кластер, мелодию;

· инцсенирование музыкального фольклора, сочетающее и комбинирующее в себе пластические и иллюстративно-изобразительные виды импровизаций (декорации, фрагменты костюма), воспитывающее способность к художественному перевоплощению;

К вокальным импровизациям Л.Н. Мун относит:

· имитации и фантазии на музыку и под музыку на языке оригинала, раскрывающие характер художественного образа.

· свободные импровизации-досочинения на примере знакомой песни-попевки, когда педагог по-разному начинает фразу, а ученик заканчивает её также свободно;

· импровизации-досочинения в заданной тональности также на примере знакомой песенки-попевки, когда учитель поёт исходную мелодическую фразу, а ученик допевает свою импровизацию до тоники;

· пение вокализов, заключающееся в фантазировании мелодической линии на фоне выдержанной гармонии, исполняемой на фортепиано учителем, и развивающее способность активно ритмоинтонировать без слов;

· игровой приём «Эхо», направленный на развитие внутреннего слуха. Учитель показывает мелодическую фразу ручными знаками, а учащиеся пропевают её мысленно, а затем вслух;

· импровизации и сочинения с опорой на заданную интонацию (мотив) при помощи ладотональных упражнений.

· импровизации по «Музыкальной лесенке», главная цель которых – развить смелость, самостоятельность в выборе последовательностей нот на ступенях тональности. Они побуждают учеников к изобретательности и комбинированию. Логика построения мелодии постигается обязательным пением того, что «сочинено» или сымпровизировано и анализом авторского варианта всем классом.

При обучении ритмическим импровизациям работа ведётся по двум направлениям:

· повторение (имитация) – продолжение начатого ритмического рисунка с изменёнными исполнительскими нюансами (темп, тембр, контрастная динамика);

· комбинирование – сочетание отдельных структурных элементов, создающее новые или более сложные варианты, и закладывающее фундамент конструктивного (стройного) мышления;

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности.

На уроках музыки необходимо использовать компьютер, монитор, колонки. Помимо прослушивания музыкальных произведений, на уроках учащимися часто просматриваются видеоролики на экране, исполняются песни под фонограмму и караоке.

Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: