Типология германских еженедельников




Еженедельники представляют собой наиболее широкий и разнообразный спектр периодических печатных изданий, рассчитанных на любой вкус и призванных стимулировать и удовлетворять самые различные интересы и потребности: возрастные, духовные, профессиональные, развлекательные, образовательные, информационные и т.д.

Мы остановили своё внимание на информационных еженедельниках Германии по следующей причине. Они представляют наиболее интересный пласт для изучения ввиду их разностороннего влияния на общество. В отличие, скажем, от более специализированных ежемесячников они в состоянии достаточно оперативно обрабатывать информацию на разных уровнях, но в то же время имеют шанс больший, чем газеты, для наиболее выигрышной и убедительной компоновки и изложения материалов, рассчитанных на заранее определённый сегмент читательской аудитории.

При разработке типологии германских еженедельников мы опирались на исследования американских теоретиков печати. Это объясняется тем, что, во-первых, в американской теории печати исследования, посвящённые типологии, представлены достаточно объёмно и разнообразно (немецкие исследователи вопросы типологии, как правило, затрагивают редко). Во-вторых, хотя между американскими и немецкими журнальными традициями существует определённая разница, в обеих странах журналы выполняют функцию общенациональных печатных изданий, в то время как газеты передают информацию преимущественно местного содержания (в ФРГ это выражено более ярко). В-третьих, многие современные немецкие еженедельники создавались по американским моделям. Всё это, следовательно, позволяет предположить наличие как некоторых общих типологических характеристик, так и общих черт системы журнальной периодики.

Немецкие исследователи чаще всего выделяют еженедельники в качестве отдельной категории для изучения, однако их классификации не посвящено никаких специальных работ. Принципы деления, применяемые германскими теоретиками СМИ, приблизительные, что не позволяет их в полной мере причислить к типологическим. Часто отправной точкой считается то, о чём само издание заявляет на обложке или в редакционном аппарате. Это, разумеется, не даёт истинную информацию о типе еженедельника. Например, общественно-политические журналы, посвящённые современным, актуальным, злободневным проблемам, представляющие совокупность фактов и героев событийной хроники, отражающей аспекты и особенности современного мира, вкладывают в понятие «актуальность» совершенно различный смысл, что ведёт к многочисленным интерпретациям. В самом деле, периодическое издание уже по своей сути и общему предназначению призвано служить неким отражением реальности, действительности. Но в зависимости от цели журнала, его читательской аудитории.5)

Чтобы избежать ошибок при определении типа изучаемых нами изданий, воспользуемся четвёртым методом типологической классификации журналов, описанным в работе американского автора М. Приор-Миллер. Такая классификация, суть которой сводится к выделению типологических критериев первого ряда, а затем второстепенных рядов на основе использования и комбинирования методов дихотомии, информационной функции, а также разделения изданий по интересам, может дать последовательную и достаточно чёткую характеристику каждому изданию.

Итак, мы предлагаем следующую систему типологического деления массовой еженедельной периодики Германии:

по характеру читательской аудитории;

по функциональному назначению;

по предмету изложения;

по характеру изложения материала.

При этом не будем забывать общепризнанную и достаточно приемлемую, хотя укрупнённую и условную, но вполне корректную классификацию массовых изданий с первичным делением на журналы общего интереса и специализированные согласно критерию оценки характера читательской аудитории:

массовые еженедельники общего интереса (рассчитанные на самые широкие слои читательской аудитории, не объединённые специфическими предметными или демографическими интересами);

массовые специализированные (к этому типу мы относим женские, детские, массовые политические, массовые католические еженедельники, журналы теле- и радиопрограмм, словом, все те издания, которые, несмотря на массовость, характеризуются ориентацией на определённые читательские группы и/или направленной тематикой).

Таким образом, согласно выбранной нами системе типологического деления еженедельных изданий, в Германии можно выделить еженедельники общего интереса и массовые специализированные издания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: