РЕФЕРАТ
«ТРИЗ» ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ
Черкасов Олег Витальевич
Специальность 44.02.03
Педагогика дополнительного образования
Курс III, группа 348
Руководители:
Демидова О.П.; Карасева С.Ю.
Работу сдал __________________________
дата подпись
Работу принял ________________________
дата подпись
Итоговая оценка ________________________
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ТРИЗ» ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ | |
1.1Понятие «ТРИЗ» технологии. Ее история и значение | |
1.2 Методы и приемы «ТРИЗ» технологии | |
1.3Использование «ТРИЗ» технологии в школе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
«Кто крепок телом, может терпеть жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства».
Эпиктет
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта участниками образовательного процесса. Одним из главных побудительных мотивов модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности школьников.
«Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья человека в качестве глобальной мировой проблемы. По многочисленным научным данным, в последние время, наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья обучающихся. В документах Министерства образования Российской Федерации говорится о том, что по данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% подростков. Минздравом России называются следующие цифры по 2010 году: абсолютно здоровыми (первая группа здоровья) являются 21,4% обучающихся, вторая группа здоровья, то есть дети, которые нуждаются в амбулаторном лечении, — 58% и третья-пятая группы, где уже нужно стационарное лечение, — 20,6%.
В современных педагогических исследованиях достаточное внимание уделяется разработке здоровьесберегающих технологий.» [1, с.43]
Понятие здоровьесберегающей технологии. Ее история и значение
«Состояние здоровья российских школьников, вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками, двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком основного общего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2007г., к 7 – 10 годам доля детей с третьей группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14.9%, а в возрасте 15 ‒ 17 лет – 22%, то есть увеличивается в 2,5 раза. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет различные хронические заболевания или является ребёнком - инвалидом.» [1, с.43]
Впервые вопрос охраны здоровья поднял на государственный уровень выдающийся ученый М. Б. Ломоносов. В 1761 г. он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства».
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., на съезде Российских врачей, где обратили внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложили ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся»
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся. [6]
По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровьесберегающие технологии — это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".
Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.
Но нужно четко различать, что, например, красиво оформленный фитобар — это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах — это санитарно-гигиеническое состояние; открытый в школе кабинет физиотерапии или конторки в классе — это здоровьесберегающие технологии, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителем приемы нейтрализации стресса у школьников — это повседневная, общеизвестная работа школы и т.п.
«Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)» [3, с.9]
«Целевые установки здоровьесберегающих технологий:
· стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,
· учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
· показывать им, что жизнь — это прекрасно,
· вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
· отсутствие назидательности и авторитарности
· воспитание, а не изучение культуры здоровья
· элементы индивидуализации обучения
· наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
· интерес к учебе, желание идти в школу
· наличие физкультминуток
· наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
· учет возрастно-половых особенностей;
· учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
· структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
· использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.» [4, с.26-29]