Втех случаях, когда олифная пленка легко поддается размягчению, лежит тонким ровным слоем или сильно деструктирована (пористая, сильно растрескавшаяся), для ее удаления безопаснее пользоваться полусухими компрессами, которые действуют на нее парами растворителя. В этом случае байку слегка смачивают растворителем с помощью щетинной кисти, едва касаясь ткани. Этот способ — самый безопасный для живописи.
Для такого компресса иногда используют один и тот же кусочек байки, почти не смачивая ее заново, а просто перекладывая на следующий участок. В течение одного-двух дней такую ткань можно хранить в полиэтиленовом мешочке или в плотно свернутом куске полиэтиленовой пленки.
Способ постепенного утоньшения пленки. На толстых слоях олифной пленки иногда применяют способ постепенного утоньшения, при котором компресс накладывают повторно на один и тот же участок. Сняв скальпелем верхний слой размягченной пленки, реставратор быстро вновь накладывает на это же место полувысохший компресс и затем окончательно выравнивает пленку.
Слой, который лежит непосредственно на живописи, бывает гораздо тверже верхних слоев и не всегда поддается размягчению тем же составом. Тогда нужно добавить более активно действующие растворители.
Удаление неровной по толщине пленки. Если пленка неодинакова по толщине, а также имеет пятна или наплывы, то использовать повторный компресс нельзя. Он может попасть на участки с обнаженной поверхностью живописи В этих случаях ставят один длительный компресс с мягким растворителем, например этилцеллозольвом. Формат компресса небольшой. Благодаря замедленному действию он размягчает толстьк пленки или затеки ее, не перемягча соседние участки с тонким слоем. При работе нужно внимательно следить за стыками обрабатываемых участков, Нельзя допускать распространения паров растворителя на расчищенное соседнее поле, так как они вызовут разрушение поверхности живописи и создадут полосы протравливания. Поэтому всегда следующий компресс ставят на расстоянии около 1,5 мм от расчищенного участка. Полоска пленки, не покрытая компрессом, все-таки размягчается от паров растворителя, поэтому ее удаляют сразу после снятия очередного компресса. А затем удаляют находившийся под ним участок пленки.
Способ нанесения растворителей кистью. Если на обрабатываемом участке в слое олифы или лака имеются потертости, доходящие до поверхности красочного слоя, компрессы не ставят, а наносят растворитель кистью непосредственно на места сохранившейся покровной пленки, после чего весь участок покрывают полиэтиленовой пленкой и ждут размягчения смоченного места. Для такого способа применяют наименее летучие активные растворители, например диметилформамид или трихлорэтилен.
Удаление сгрибленной пленки. Наиболее сложным в практике реставрации является удаление сгрибленной олифы. Сначала скальпелем, пемзой или наждачной бумагой утоньшают бугорки до получения ровного тонкого слоя. Можно также слегка смачивать утолщения сильно действующим растворителем с помощью кисти, немедленно удаляя скальпелем. На выровненную таким образом поверхность накладывают компресс обычным способом.
Сухой способ удаления пленки. Очень хрупкие покровные пленки из олифы со смолой типа канифоли иногда можно удалять сухим (механическим) способом. Предварительно их с помощью кисти смачивают растворителем. После высыхания такие пленки переходят в порошкообразное состояние и легко удаляются скальпелем. Удалять их лучше на другой день после обработки растворителем.
Удаление пленки подогретым компрессом. Труднорастворимые пленки размягчают подогретыми парами растворителя. На компресс поверх полиэтиленовой пленки ставят теплый утюжок (около 40°) и делают им круговые равномерные движения. Подогретые утюжком пары действуют более активно. Подогревание проводится одну-две минуты. Сняв компресс, необходимо как можно быстрее удалить размягчившийся слой. Затвердение можно замедлить нанесением подсолнечного масла или смеси из касторового масла и этилового спирта.
Удаление пленки с помощью регенерационной коробочки. На дно коробочки размером 10x5 см и высотой около 3 см укрепляется кусочек байки, обильно смоченной растворителем. Если олифа размягчается этиловым спиртом, то используют его как наиболее безопасный для живописи. Коробочку опрокидывают и ставят на расчищаемый участок. Чтобы ее борта не повредили живопись, делают прокладку из толстой полиэтиленовой пленки. Выдержка бывает от одной до десяти минут. Для усиления действия паров дно коробочки сверху можно слегка подогреть теплым утюжком (не дольше одной-двух минут).
После снятия коробочки размягченную пленку олифы или лака быстро удаляют тампоном, смоченным в этиловом спирте, не давая растворителю испариться с поверхности. Если пленка недостаточно размягчилась, но набухла, то на это место ставят компресс из байки, смоченной тем же растворителем. Этот компресс обычно держат одну-три минуты. Данный способ применяют крайне редко, только в тех случаях, когда все другие оказываются недостаточно эффективными. Пользоваться им разрешается только очень опытным художникам-реставраторам, так как малейшая оплошность может привести к порче живописи.
Процесс удаления потемневшей защитной пленки. Удаление защитной пленки со всей поверхности красочного слоя произведения проводится способом или сочетанием способов, которые были определены в процессе пробных расчисток. Участки пленки снимаются поэтапно, в направлении от левого верхнего угла вниз и вправо до нижнего правого угла, чтобы правая рука, лежащая на иконе, не касалась уже расчищенных участков живописи. Все ранее раскрытые участки, особенно те, на которые приходится опираться рукой в процессе работы, должны быть закрыты папиросной или фильтровальной бумагой. Эта прокладка не должна двигаться по поверхности живописи во время работы.
При удалении защитной пленки необходимо учитывать особенности ее связи с красочным слоем. Олифа прочнее сцеплена со свинцовыми белилами, сажей, уксусно-медными зелеными, синими и некоторыми другими красками. В то же время связь олифной пленки с красной киноварью, желтыми охрами непрочная. Поэтому на разных участках живописи приходится удлинять или сокращать время экспозиции растворителя или варьировать более слабые и более сильные растворители.
После удаления пленки проводят ее довыборку. Реставратор просматривает поверхность и удаляет скальпелем или смоченной растворителем тонкой кистью отдельные сгустки и неровности. Можно использовать для этого очень маленький тампон из ваты, намотанной на остро отточенный конец черенка кисти.
Меры безопасности. При работе с растворителями и их составами необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
— Нельзя прикасаться незащищенными руками к смоченной в растворителе ткани и тампонам, так как многие из них отрицательно действуют на кожный покров (вымывают жиры, сушат кожу), а некоторые, проникая через ко-
жу и попадая в кровь, приводят к различным видам отравлений. Поэтому руки должны быть защищены резиновыми перчатками или напальчниками.
— Использованные тампоны и кусочки байки следует хранить в закрытой стеклянной посуде, чтобы не загрязнять воздух токсичными парами.
— Растворители нужно хранить в плотно закрытых сосудах, а сами эти сосуды — в особом небольшом помещении или металлических ящиках.
Глава 6. ПОЗДНЕЙШИЕ ЗАПИСИ И ИХ УДАЛЕНИЕ
Записями называют все слои красок, нанесенные поверх подлинной (первоначальной) живописи и защитного покрытия. Позднейшими их называют потому, что они делались позднее (нередко через сотни лет после создания икон).
Удаление записей принято называть раскрытием живописи.
Раскрытию живописи предшествует изучение произведения, поступившего на реставрацию. Распознать записи и авторский слой помогают знания реставратора.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ