Концепция жизненного цикла тур.й дестинации (Р.В.Батлер и С.С.Плог)




Наиболее известной в классе пространственных моделей развития Та является модель жизненного цикла тур.й дестинации Р.В. Батлера (Канада). В центре внимания – определенная территория.

В своем развитии тур.-рекреационные регионы могут проходить несколько стадий: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация и упадок. Показателями перехода от одной стадии к другой служат изменение количества тур. прибытий, денежные поступления, расходы на м/н Т.

1.Стадия разведки характеризуется небольшим числом прибытий. Приток туристов ограничен вследствие плохой транспортной доступности места назначения и отсутствием в нем тур.й инфраструктуры. Дестинацию посещают единичные туристы авантюрного типа, которые избегают центров скопления отдыхающей публики. Их привлекают нетронутая природа и культурные дост-сти. На этой стадии Т оказывает слабое влияние на окружающую прирю и к среды. Туристы не вызывают раздражения у местного населения, охотно вступающего с ними в тесный контакт. В настоящее время стадию разведки проходят часть стран Лат Америки и Канада в границах арктической зоны.

2.Стадия вовлечения наступает благодаря инициативе местных жителей, которые активно включаются в обслуживание туристов и организуют их прием. Число прибытий начинает расти, подталкивая местные власти к созданию тур.й инфраструктуры. На этой стадии находятся малые островные государства Карибского бассейна и Тихоокеанского региона.

3.Стадия развития характеризуется большим объемом тур. прибытий. В пиковый сезон число приезжих сравнивается или даже превосходит численность постоянных жителей. Т становится выгодной сферой вложения капитала, привлекающей иностранные компании. Они инвестируют средства в современную инфраструктуру, но при этом до неузнаваемости изменяют облик территории. Возникает необходимость в системе планирования и контроля на национальном и региональном уровнях. Такая ситуация сложилась в ряде рекреационных районов Мексики и прибрежной зоны на севере и западе Африки.

4.На стадии укрепления темпы роста прибытий замедляются, хотя в абс выражении объем прибытий продолжает увеличиваться. Количество туристов превышает числ-сть местного населения. Рынок Та принимает зрелые формы с участием ведущих транснац корпораций. (известные курорты Испании, Италии, а также Карибского бассейна). На данной стадии существует еще одно деление: выделяют центры развития м/н Та, зоны интенс развития, периферийную зону развития как переходная к стадии стагнации.

Центры развития м/н Та- четыре мезорегиона: ЗапЕвропа, Сев Европа, Сев Америка и Ц-В Азия. В целом на «центры развития» м/н Та - более 50 % мировых тур. прибытий, около 61 % денежных поступлений и 78 % расходов на м/н Т, около 60 % гостин фонда. Хар черта данного типа мезорегионов – форм-ние знач миграц потоков в другие регионы, что создает отриц тур. баланс в связи с расходами на м/н Т в ряде стран Зап и Сев Европы (Германия, ВБ), США и Канаде, Японии.

Зону интенсивного развития составляют мезорегионы, расположенные близко к центрам развития (Южная Европа, Карибский мезорегион, Юго-Восточная Азия). В этой зоне сконцентрировано 25 % м/н тур. потоков, более 27 % поступлений от м/н Та и около 23 % гостиничного фонда. Мезорегионы данной группы выступают непосредственной зоной обеспечения рекреационно-тур.го спроса индустриально развитых стран ЗапЕвропы, США, Канады, Японии. Высокий уровень развития тур.го обсл-ия в этих мезорегионах является следствием притока иностр капитала (из центров развития), который привлекает более дешевая рабочая сила (что важно при высокой трудоемкости тур.го сектора) и знач рекр ресурсы.

Перифер зона развития - мезорегионы: Сев Африка, Вост Средиземноморье, Ближний Восток, Австралазия и Микронезия. Данная зона также отличается близостью к центрам развития м/н Та. Ц-В Европа и Россия занимают промежут положение между периф зоной развития и зоной в состоянии стагнации.

5.На стадии стагнации пик прибытий уже пройден, дестинация утрачивает былую привлекательность. Она существует за счет повторных визитов посетителей, приверженных данному тур.му центру. Перед дестинацией встают экол, соц и эконе проблемы. Коста-Брава (Испания), мезорегионы Ю и Ц Америки, З Африки, Цй Африки, В и Ю Африки, Ю Азии, Меланезии и Полинезии.

6.Стадия упадка завершает жизненный цикл тур.го центра. Основная масса туристов, посещавших дестинацию, переориентировалась на более молодые курорты, въездной поток сузился и ограничивается теперь экскурсантами и посетителями на выходные дни. Одновременно отмечается оживление на рынке недвижимости. Тур. объекты, такие как средства размещения, выставляются на продажу, покупаются и перестраиваются новыми владельцами для использования в нетур. целях. Осознав нависшую над курортом угрозу, власти стремятся вдохнуть в него вторую жизнь путем изменения специализации. Например, классический приморский курорт Атлантик-Сити (США) был превращен в центр игорного бизнеса.

Американский психолог С.С. Плог — представитель социологического направ-ления в географии Та — увязал стадию развития дестинации с психографическими характеристиками основного контингента посетителей.

Выделил 3 типа: психоцентрики, аллоцентрики и среднецентрики.

Психоцентрики:Выбирают известные центры Та, в культурном отношении близкие к своему ПМЖ, Привлекают традиц виды развлечений и отдыха,Низкий уровень активности, Предпочитают такие центры Та, до которых можно добраться на автомобиле, Требовательны к комфорту: останавливаются в высококатегорийных отелях, посещают уютные семейные рестораны и тур. Магазины, На отдыхе особенно ценят домашнюю атмосферу и избегают инокультурного влияния, Приобретают готовые пакеты тур. услуг (пэкидж-туры). Тур должен иметь насыщенную развлекательную программу

Аллоцентрики: Стремятся открыть новые, еще не освоенные туристами районы,Наслаждаются ощущением «первооткрывателя»,Высокий уровень активности,До мест отдыха, обычно удаленных, добираются воздушным транспортом,Довольствуются неплохой едой и размещением в отеле, не обязательно высококатегорийном, а также возможностью немного развлечься,Любят общаться с местным населением,Тур должен включать только основные компоненты — перевозку и размещение, а его программа — отличаться макс гибкостью и предоставлять возможно большую свободу участникам путешествия

В основной массе путешествующие лица занимают промежуточное положение, являясь «среднецентриками». В их действиях прослеживаются характерные черты обеих моделей поведения.

С.С. Плог предположил, что контингент посетителей меняется с развитием тур.й территории. На начальной стадии основные посетители дестинации — аллоцентрики, по своей природе первопроходцы. Но как только она становится более обустроенной и известной, среднецентрики вытесняют аллоцентриков, вынуждая их продвигаться дальше. На этой стадии, когда дестинация уже перестала быть экзотической, но еще не является традиционной, она принимает наибольшее число посетителей. Одновременно начинается ее угасание. Дестинация все больше коммерциализуется, утрачивая былую туристскую привлекательность. Одним из признаков вступления тур.й территории в завершающую стадию эволюции служит появление психоцентриков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: