Музыка для струнных,ударных и челесты




Концерт для оркестра

История создания: В 1940 году Барток эмигрировал из Венгрии в США, спасаясь от установившегося в стране фашистского режима. Желая помочь испытывавшему определённые финансовые трудности и имевшему проблемы со здоровьем композитору, дирижёр Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий обратился к нему с предложением создать произведение для оркестра. Осенью 1943 года Барток закончил работу, и 1 декабря 1944 года Бостонский симфонический оркестр впервые исполнил Концерт для оркестра

Как указывал Барток в комментариях к концерту, всё произведение написано как постепенный переход от сурового вступления и мрачной элегии к жизнеутверждающему финалу. Скерцо выбивается из общего ряда, являясь чисто развлекательной частью.

Концерт для оркестра был написан для большого симфонического оркестра c тройным составом духовых, увеличенным числом струнных и двумя арфами.

В Концерте для оркестра Барток обратился к классическим формам, в частности, первая и пятая части написаны в сонатной форме. Произведение сочетает в себе элементы западной музыки и восточно-европейской народной музыки, в особенности венгерской. При этом композитор часто отходит от традиционной тональности, часто используя нестандартные лады и искусственные строи. Знание Бартоком венгерской народной музыки чувствуется во всём произведении: например, вторая главная тема первой части, звучащая в первом гобое, напоминает народную мелодию суженным диапазоном и рваным ритмом. Бурдон у валторн и струнных также указывает на народное влияние

I. «Интродукция». Andante non troppo — Allegro vivace

Первая часть, начинается с медленного ноктюрнового вступления, которое затем уступает место allegro с многочисленными фугатными проведениями. Часть написана в сонатной форме.

II. «Игра пар». Allegro scherzando

Вторая часть, получившая подзаголовок «Игра пар», разделена на пять подчастей, каждая из которых тематически отличается от остальных, противопоставляя друг другу различные пары инструментов. В каждом пассаже пары разделяет разный интервал: у фаготов это малая секста, у гобоев — малая терция, у кларнетов — малая септима, у флейт — квинта, у труб с сурдиной — большая секунда. В начале и конце части вступает малый барабан, который отстукивает ритм.

III. «Элегия ». Andante non troppo

В третьей части снова звучит ноктюрн, типичный для музыки Бартока. Здесь разрабатываются три темы, в основном заимствованные из первой части.

IV. «Прерванное интермеццо». Allegretto

Четвёртая часть включает в себя плавную мелодию с переменным размером, в которую добавлены цитаты арии «Da geh' ich zu Maxim» из оперетты Франца Легара «Весёлая вдова», что полностью подтвердил друг композитора, пианист Дьёрдь Шандор.Более поздняя идея, что Барток высмеивал тему нашествия из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, появилась из-за неверно понятого заявления сына Бартока, Петера. Более вероятна версия, что оба композитора взяли за основу популярную мелодию Легара. Главная тема части прерывается глиссандо тромбонов и деревянных духовых. В этой части в начале второй главной темы вступают литавры, на протяжении 20 секунд играющие 10 различных по высоте звуков.Общая структура части «ABA–прерывание–BA».

V. «Финал». Pesante — Presto

В быстрой танцевальной пятой части повторяющаяся главная тема противопоставляется ярким фугато и народным мелодиям. Вновь используется сонатная форма.По своей мощи часть восходит к бетховенским традициям и утверждает идею единства народов

 

Румынские народные танцы (венг. Román népi táncok, англ. Romanian Folk Dances) — сюита из шести коротких фортепианных пьес Белы Бартока. Сочинена в 1915 году. Известна также в авторской версии для оркестра

В основе сюиты подлинные румынские мелодии из Трансильвании, первоначально исполнявшиеся на скрипке или пастушеской флейте (шестой танец основан на двух мелодиях). Композитор записал их в деревнях: Бихора, Торонтала, Марош-Торда…

В своей интерпретации народных мелодий, которые он собрал в Трансильвании, Барток сохранял мелодию и ритмическую структуру, вводя красочную гармонизацию. Композитор чувствовал себя свободно с выбором темпа и некоторые из быстрых танцев он сделал еще быстрее, а некоторые из медленных мелодий — ещё даже медленнее, подчеркивая индивидуальный характер каждого из них. Четвертый танец (Bucsumí tánc) написан в размере 3/4 в отличие от остальных танцев (в 2/4)

 

I. Bot tánc / Jocul cu bâtă (Танец с палками, записан Бартоком в исполнении цыганского дуэта скрипача и альтиста[5])

II. Brâul (Круговой танец, записан композитором в исполнении на пастушеской флейте)

III. Topogó / Pe loc (Топтание на месте)

IV. Bucsumí tánc / Buciumeana (Танец из Бучума)

V. Román polka / Poarga Românească (Румынская полька)

VI. Aprózó / Mărunțel (Быстрый танец, на 2 темы)

 

Музыка для струнных,ударных и челесты

 

Сочинена к десятилетию Базельского оркестра (Швейцария). Это одно из самых ярких и глубоких произведений Бартока, в нем есть всё то, что отличает художественный метод композитора: опора на ладовую структуру венгерского фольклора, четкая ритмическая сетка — двигатель развития, свой гармонический язык.
«Музыку для струнных, ударных и челесты» Бартока можно с полным основанием назвать одной из самых выдающихся и серьезных симфоний XX века. И если сам композитор не обозначает это сочинение как симфонию, то только потому, что он расширяет рамки сонатного цикла, трансформирует жанр (в творчестве Бартока есть только одна симфония, причём ранняя). Это очень современное сочинение, оно захватывает и завораживает.
I часть — Анданте транквилло. По форме эта часть — фуга, только вполне современная. Медленное, бесконечное развитие темы, самой по себе измученной и суровой, достигается переплетением мелодических линий. Исходная мысль непрерывно видоизменяется и обновляется. Так человек ищет решение трудной задачи.
II часть — Аллегро. Интонационно связана с предыдущей частью, но строй, особенно ритмический, совсем иной. Создается впечатление, что ту же проблему решает другой человек, более активный. Можно сказать, что это сонатная форма, но не такая, как у классиков. Темы не разрабатываются и варьируются, а, скорее, наслаиваются, переворачиваются, голоса составляют фантастические сочетания.
III часть – Адажио мольто (adagio molto). Самостоятельная законченная музыкальная картина, скорее всего пейзажная, с явными отголосками народных наигрышей.
IV часть — Финал. Мольто модерато. В классической симфонии здесь должна была наступить развязка — счастливый праздник души. В XX веке этого быть не может. Лишь настроение чуть спокойнее, музыкальный язык яснее и прозрачнее, а главная проблема не решена, смысл жизни не найден.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: