Система правового обеспечения безопасности банка
Общая характеристика законодательства о банковской безопасности
С точки зрения права осуществление защиты банка представляет собой процесс реализации законодательства, регламентирующего полномочия, обязанности, ответственность органов государственной власти, представительных и исполнительных органов банка, связанные с процессами его создания и безопасного функционирования.
Законодательство о банковской безопасности состоит из совокупности правовых актов различной юридической силы, регулирующих отношения в сфере охраны и защиты банковского дела. По степени юридической силы среди них выделяются федеральные конституционные и федеральные законы, акты Президента России и Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также ведомственные нормативные акты.
По направленности правового воздействия в число этих актов входят нормативные правовые акты общего действия,
регулирующие отношения η сфере обеспечения безопасности банков наряду с другими объектами защиты, а также нормативные правовые акты специального действия, имеющие целью обеспечить безопасность исключительно в банковской сфере.
Правовые акты общего действия, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности банков наряду с другими объектами защиты, содержатся в отраслях законодательства, регулирующих вопросы:
- • конституционного строя;
- • государственной службы;
- • гражданского права;
- • труда и занятости населения;
- • информации и информатизации;
- • безопасности и охраны правопорядка;
- • уголовного права;
- • уголовного процесса;
- • административных правонарушений и административной ответственности.
Нормативные правовые акты специального действия, регламентирующие правоотношения в сфере обеспечения безопасности исключительно банковской деятельности, содержит законодательство о банковском деле и банковской системе.
Значительный массив правовых актов специального действия, направленных на обеспечение безопасности акционерных коммерческих банков, содержится в ведомственных нормативных актах Банка России, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Такие акты издаются в формах указаний, положений или инструкций Банка России[2].
Законодательство о конституционном строе
Ведущим законодательным актом названной отрасли права является Конституция РФ, которая:
- • определяет правовое положение Банка России в качестве федеральной экономической службы (п. "ж" ст. 71), наделенной функциями по разработке и регулированию единой государственной денежно-кредитной политики, контролю и надзору за кредитными организациями (банками) в целях поддержания стабильности банковской системы;
- • устанавливает общие принципы владения, пользования и распоряжения объектами частной собственности, которыми являются коммерческие банки (ч. 2 ст. 8), признает права и законные интересы юридических лиц, к числу которых относятся акционерные коммерческие банки, и гарантирует их защиту органами государственной власти (ч. 1 ст. 35).
Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности банковской системы
В целях обеспечения безопасности кредитными организациями Банком России разработаны следующие законодательные и нормативные документы по управлению банковскими рисками:
· Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 “О банках и банковской деятельности”;
· Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ “О Центральном банке РФ”;
· Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;
· Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. №242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах";
· Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П);
· Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (утв. Банком России 23.10.2017 N 611-П);
· Положение о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" (утв. Банком России 03.12.2015 N 511-П);
· Положение о порядке расчета размера операционного риска" (утв. Банком России 03.09.2018 N 652-П;
· Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И (ред. от 03.09.2018) "Об обязательных нормативах банков";
· Письмо Банка России от 30 июня 2005 г. №92-Т “Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах”;
· Письмо Банка России от 24 мая 2005 г. №76-Т “Об организации управления операционным риском в кредитных организациях”;
· Письмо Банка России от 27 июля 2000 г. №139-Т “О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций”.
В Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. №395-1 “О банках и банковской деятельности” рассмотрены вопросы, касающиеся порядка регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций; обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации; межбанковских отношений и обслуживания клиентов; бухгалтерского учета в кредитной организации и надзора за их деятельностью.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Положение Банка России №242-П " Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных правил.
Положение Банка России № 590-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности” раскрывает общие подходы, посредством которых кредитная организация должна производить:
· оценку кредитного риска;
· классификацию и оценку ссуды;
· определение размера расчетного резерва.
Положение Банка России №611-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери” устанавливает порядок формирования кредитной организацией резервов на возможные потери и порядок осуществления Банком России надзора за его соблюдением.
В соответствии с положением Банка России №511-П ”О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска” определяется порядок расчета величины рыночного риска кредитной организацией, то есть риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения текущей (справедливой) стоимости финансовых инструментов, а также курсов иностранных валют и (или) учетных цен на драгоценные металлы.
В таблице 1.1 систематизированы нормативные документы Банка России, регулирующие банковские риски.
Таблица 1.1
Нормативно-правовое регулирование банковских рисков
Вид риска | Нормативно-правовое регулирование |
Кредитный | 1. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. №242-П “Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах” 2. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. №254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности” 3. Положение Банка Россииот 20 марта 2006 г. №283-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери” 4. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. №110-И “Об обязательных нормативах банка” 5. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “О типичных банковских рисках” 6. Письмо Банка России от 10 сентября 2004 г. №106-Т“О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)” |
Страновой | 1. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “О типичных банковских рисках” 2. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. №128-И “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” |
Рыночный (Фондовый) | 1. Положение Банка России от 14 ноября 2007 г. №313-П “О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска” 2. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “Отипичных банковских рисках” |
Валютный | 3. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. №128-И “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” 4. Письмо Банка России от 15 июня 2006 г. №85- Т “Методические рекомендации по проверке правильности расчета кредитными организациями размера рыночного риска” |
Процентный | |
Риск ликвидности | 1. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “О типичных банковских рисках” 2. Письмо Банка России от 27 июля 2000 г. №139-Т “О рекомендациях по анализу ликвидности кредитныхорганизаций” 3. Указание Банка России от 16 января 2004 г. №1379-У “Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов” |
Операционный | 1. Положение Банка России от 3 ноября 2009 г. №346- П “О порядке расчета размера операционного риска” 2. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “Отипичных банковских рисках” 3. Письмо Банка России от 24 мая 2005 г. №76-Т “Об организации управления операционным риском в кредитныхорганизациях” |
Правовой | 1. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “О типичных банковских рисках” 2. Письмо Банка России от 30 июня 2005 г. №92-Т “Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах” 3. Письмо Банка России от 29 июня 2011 г. №96-Т “О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала” 4. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. №128-И “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” |
Риск потери деловой репутации | 1. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “О типичных банковских рисках” 2. Письмо Банка России от 30 июня 2005 г. №92-Т “Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах” 3. Письмо Банка России от 29 июня 2011 г. №96-Т “О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала” 4. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. №128-И “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” |
Стратегический | 1. Письмо Банка России от 23 июня 2004 г. №70-Т “О типичных банковских рисках” |
В Письме Банка России №92-Т “Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах”, определены факторы как внешние, так и внутренние, обусловливающие возникновение правового риска. Кроме того, в нормативном документе отражены основные методы минимизации правового риска и риска потери деловой репутации.
В Письме Банка России №76-Т “Об организации управления операционным риском в кредитных организациях” определены как внешние, так и внутренние факторы возникновения операционного риска.
Кроме того, в нормативном документе отражены: методы оценки операционного риска, такие как статистический анализ распределения фактических убытков, балльно-весовой метод (метод оценочных карт), моделирование (сценарный анализ).
Таблица 1.2
Методы минимизации правового риска и риска потери деловой репутации
Риск | Методы | ||
Правовой | 1. стандартизация банковских операций и других сделок; 2. установление внутреннего порядка согласования (визирования) юридической службой заключаемых кредитной организацией договоров и проводимых банковских операций и других сделок, отличных от стандартизированных; 3. мониторинга изменений законодательства Российской Федерации, стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации; 4. подчинение юридической службы кредитной организации единоличному исполнительному органу; 5. оптимизация нагрузки на сотрудников юридической службы, обеспечивающая постоянное повышение квалификации; 6. обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательству; 7. стимулирование служащих в зависимости от влияния их деятельности на уровень правового риска. | ||
Риск потери деловой репутации | 1. постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации; 2. обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам; 3. мониторинг деловой репутации учредителей (участников), аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций; 4. контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой учредителям (участникам), клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях; 5. разработка системы информационного обеспечения, не допускающей использования имеющейся в кредитной организации информации лицами, имеющими доступ к такой информации, в личных интересах и предоставляющей органам управления и служащим информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о кредитной организации из средств массовой информации, иных источников; своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации; своевременное реагирование на имеющуюся информацию; 6. определение порядка применения дисциплинарных мер к служащим, виновным в повышении уровня риска потери деловой репутации кредитной организации. | ||
В развитие нормативных документов каждая кредитная организация обязана разрабатывать свои внутренние документы, по управлению рисками, отражающие специфику деятельности, о чем содержатся требования в каждом из рассмотренных выше нормативных документов.
Качественно разработанный пакет внутренних Положений кредитных организаций по управлению рисками позволяет им повысить уровень экономической безопасности банка и соответственно банковского сектора в целом.