Софистика: основная характеристика и главные представители.




Жизнь и творчество Цицерона.

Родившись в провинциальном городке, Цицерон учился мастерству красноречия у греческих риторов. Уже в юности он стал известен в Риме благодаря речи «В защиту Сеста Росция из Америи». Всеобщая слава пришла к Цицерону после цикла разоблачительных «Речей против Гая Верреса» – погрязшего в коррупции всесильного наместника Сицилии. В 63 году до Р.Х. Цицерон достиг высшей должности в Римском государстве – консула. На этом посту он произнес четыре речи «Против Катилины».В последние годы жизни, пережив и взлеты, и падения, Цицерон произносил «Филиппики» – четырнадцать речей против пришедшего к власти после убийства Цезаря Марка Антония. Пав жертвой предательства, Цицерон был убит во время неудавшегося побега из Рима наемниками Антония.Речи против Луция Сергия Катилины – образец красноречия Цицерона. Не имея реальных улик против Катилины, Цицерон, тем не менее, добился отъезда своего политического противника из Рима. Когда были схвачены сторонники Катилины, у них обнаружили письма, свидетельствовавшие о заговоре. По инициативе Цицерона заговорщики были казнены. Сам Катилина погиб вместе с отрядом верных ему людей 5 января 62 года до Р. X. во время сражения с правительственными войсками.

7. Практика судебного красноречия. Речи Лисия. Лисий снискал непререкаемый авторитет в области судебных речей. Несмотря на учебу риторике в юности, Лисий стал профессиональным оратором только в старости, и то благодаря жизненным невзгодам. Первая речь Лисия «Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати» была направлена против виновника казни брата и оказалась единственной речью, которую оратор произнес лично. Все остальные речи Лисий писал для других, работая логографом. Из более четырехсот его речей сохранилась только десятая часть. Лисий избегал патетики Горгия, его речи просты и безыскусны, фразы кратки и симметричны. Впервые в ораторском искусстве Лисий создал галерею характеров, причем не только изображаемых лиц, но и говорящих. Ярким примером мастерства Лисия-логографа является «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена», произнесенная афинянином Евфилетом. «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена» – признанный шедевр судебного красноречия. Эратосфен, убитый Евфилетом, был давним врагом Лисия, виновником смерти его брата. Против Эратосфена Лисий выступал лично в своей самой первой речи. Оратор с особой тщательностью подошел к составлению оправдательной речи для Евфилета.

Софистика: основная характеристика и главные представители.

Софи́стика (греч.σοφιστική — умение хитро вести прения)

 

Философское течение в Древней Греции, созданноесофистами.

 

Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законовлогики, на употреблении ложных доводов.

 

1) учение представителей сложившейся в Афинахво второй половине 5 в. до н. э. школы софистов — философов-просветителей, тяготевших крелятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию.

 

Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссияхиполемике. Поэтому значительный акцент производился нариторику.

 

В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д.

 

В античной софистике отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Старшие софисты (Протагор,Горгий,Гиппий,Продик,Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными.Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины.

Горгий (предполож. 483—375) в сочинении «О несуществующем, или о природе» пошел дальше, объявив, что вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Он доказывал, чтобытиене существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.

 

В гносеологическойконцепции «старших» софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания.

 

У «младших» софистов (Фразимах,Критий,Алкидам,Ликофрон,Нолемон,Гипподам)софистика вырождается в «жонглирование» словами, в фальшивые приемы «доказательства» истины и лжи одновременно.

 

2) (греч. soplnsma — измышление, хитрость) — преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

 

Различают следующие виды софизмов:

 

а) софизм «учетверение термина» —силлогическоеумозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например,«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего»,

 

б) софизм недозволенного процесса — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: «все птицы имеют крылья — некоторые яйцекладущие имеют крылья»;

 

в) софизм собирательного среднего термина — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: «некоторые люди умеют играть на скрипке — все дипломаты-люди — все дипломаты умеют играть на скрипке».

5. Политические ораторы в Афинах. Демократическое устройство афинского полиса и ораторское искусство.

Свои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом. Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.порицать Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования.Известным философом и учителем красноречия был Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) из сицилийского города Леонтина. Когда он в 427 г. до н. э. прибыл в Афины, то был с восторгом принят как оратор и учитель риторики. Горгий выступал перед афинянами с защитительными речами на мифологические сюжеты. До нас дошли две из них: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», в которых Горгий убедительно, с блестящей аргументацией доказал невиновность мифологических персонажей. Среди речей Горгия немало и образцов торжественного красноречия. Например, в «Надгробном слове» оратор высокопарным слогом прославляет греков, павших при защите отечества. Для повышения психологического воздействия на слушателей Горгий первым использовал в ораторской речи поэтические приемы: антитезу, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже рифмованные концовки (они получили название горгиевых фигур). Горгий учил не только оформлению материала, но и принципам его подачи: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Свою теорию ораторского искусства ритор, имевший много учеников и последователей, изложил в специальных сочинениях. Он оказал огромное влияние на ораторов Лисия и Исократа, на историка Фукидида. Философ Платон в диалоге «Горгий» подробно разбирает мастерство знаменитого оратора.Самым распространенным ораторским жанром в античной Греции были судебные речи. В жизни эллинов, и особенно афинян, славившихся своим сутяжничеством, суд занимал очень большое место. Чтобы решать дела в суде, гражданину надо было не только знать законы, но и уметь привлечь симпатии присяжных заседателей на свою сторону. Знаток риторики Дионисий Галикарнасский поучал: «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным». Произнести убедительную и яркую речь было по силам не каждому. Эти обстоятельства привели к появлению логографов – опытных сочинителей речей для тяжущихся сторон. Бывали случаи, когда один и тот же логограф составлял речи и для истца, и для ответчика.

Прославленный логограф и мастер судебного красноречия Лисий (ок. 435—380 до н. э.) происходил из семьи метека. Риторское образование он получил в южноиталийском городе Фурии у известных софистов. Вернувшись в Афины на правах метека, он целиком посвятил себя деятельности логографа и написал более 230 речей (из них сохранилось целиком и в отрывках около 30). Для ораторского стиля Лисия характерна убедительность в представлении обстоятельств дела. Он излагает события просто, лаконично и выразительно. Обрисовывая характер человека, Лисий наделяет его адекватным статусу языком. Пожалуй, наиболее полно его мастерство проявилось в речи «Против Эратосфена», где оратору удалось нарисовать яркую картину злодеяний афинских тиранов, которые, прикрываясь высокими фразами, потворствовали грабежам и убийствам. А в знаменитой речи Лисия в защиту инвалида с большим художественным мастерством был нарисован портрет престарелого афинского гражданина, получавшего пособие от государства по инвалидности. Своими речами Лисий заложил основы европейского судебного красноречия.

Исократ

 

Одним из знаменитых учеников Горгия был Исократ (436—338 до н. э.), ставший непревзойденным мастером торжественного красноречия. Из-за своей застенчивости и слабого голоса Исократ сначала был логографом, затем основал в Афинах риторскую школу, получившую известность по всей Греции. До нас дошла 21 его речь, наиболее известными из которых являются «Панегирик», «Филипп», «Панафинейская речь», а также похвальное слово кипрскому царю Эвагору. Исократ жил в эпоху кризиса полисного строя и в своих речах пытался сформулировать политическую программу спасения Эллады путем объединения всех греков для совместного похода против варваров. Он предлагал войны, охватившие Грецию, перенести в Азию, богатства Азии – в Европу, а союз греческих полисов – отдать под власть монарха богатого и сильного государства (наиболее подходящей фигурой для этой роли он считал Филиппа II, царя античной Македонии).

Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384—322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости.

 

Большинство выступлений Демосфена (оратору приписывают 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем) посвящено актуальным политическим вопросам, волновавшим афинских граждан. Поэтому, в отличие от текстов Исократа, рассчитанных на декламацию перед небольшой группой слушателей, страстные речи Демосфена были ориентированы на массовую аудиторию. Наиболее ярко политическая позиция оратора раскрывается в так называемых «Филиппиках» (восемь речей: три «Олинфских», три «Против Филиппа», «О мире», «О делах в Херсонесе»), объединенных единой темой борьбы против македонского царя Филиппа II. В них Демосфен призывал сограждан к созданию эллинской коалиции против македонской опасности.

10. Взгляды на риторику Сократа и Платона. Мнения. Сократа на риторику формируют определенный риторический идеал, отличительной чертой которого является постулаты. Истины и. Добра. Ведь настоящим оратором может считаться только тот человек, который четко знает предмет речи и стремится к высшему благу:

 

"Ибо если риторика двойственна, то одна ее часть является низкопоклонством, позорной болтовней для народа, а вторая - прекрасная, которая стремится к тому, чтобы души граждан стали чем лучше, и которая всегда будет защищать в в речах то, что действительно лучше, независимо от того, приятно это будет слушателям или нети ні...".

 

С другой стороны,. Сократ значительно развил практические методы публичной полемики, на которой основаны все известные беседы. Сам термин"полемика"в переводе с греч означает"воин","военное дело"Мист ецтво ведения споров называется эристика. В те времена она была сферой применения софистики. Этим искусствам. Сократ противопоставлял диалектику - искусство ведения беседы, целью которой было достижение исты нного знания. Мастер эристики или софистики, как правило, любой ценой пытался отстоять свою позицию и отрицать другое мнение. При этом он не очень беспокоился о том, будут ли его положения водоворот ажаты истину. Именно поэтому. Эрида - заступниц споры - было две. Одна охраняла конструктивную (диалектическое) спор, целью которой было достижение истины, а вторая - конфликтную (еристичного), в которой главным было получение победы над противникомуло здобуття перемоги над супротивником.

 

Обычно. Сократ начинал свои беседы с того, что с помощью искусных вопросов загоняв противника в тупик. Предметом разговора часто выступали на первый взгляд несложные проблемы, в которых софисты считали себя знатоками. Однако в течение беседы выявлялись противоречия в их взглядах. После этого. Сократ подключалав маевтика (искусство повитухи), когда путем вопросов и ответов собеседники пытались дойти до истины

 

Как отмечалось выше, софисты тоже уделяли внимание искусству задавать вопросы и давать ответы. Более того, они выделили следующие вопросы, любой ответ на которые неизбежно ведет в ловушку (Например:"ли перестал ты бить своего отца?"). При ответах на вопросы собеседника софист старался не противоречить самому себе, а других людей, наоборот, завести в тупик. Сократ же в своих беседах выходы. См. тому, что нельзя сознательно вводить в заблуждение других людей и при обосновании своей позиции следует исходить из того, что признает спиврозмовныпіврозмовник.

 

Мнение. Сократа о бесполезности софистической риторики развил в своих диалогах известный древнегреческий философ. Платон (427-347 гг до н э). В частности этим вопросам посвящены его работы"Горгий"и"Федр"В"Горгии"представлена, главным образом, критика существующей риторики. Платон устами. Сократа говорит о том, что риторики ка - это мираж одной из частей искусства политики есть риторика даже не является искусством, это ловкостьавіть не є мистецтвом, це вправність:

"как отделка тела относится к гимнастике, а софистика - законодательству, так и стряпню - к искусству лечения, а риторика - к правосудию. Но я уже отмечал, что по природе они отличаются между собой. Но поскольку одновременно и близки друг к другу, то от этого софисты и краснобаи находятся в полном смятении, и ни сами не знают, чем и в чем они могут быть полезными, ни другим людям это неизвестноевідомо"1.

софистической риторике. Платон противопоставляет подлинное красноречие, основанное на подлинном знании и потому доступно только философу. Кроме того, в творчестве. Платона уже можно увидеть осмысление ритор ричного треугольника: оратор - речь - аудитория частности, в диалоге"Федр"отмечается, что, во-первых, для ритора, который воздействует прежде всего на душу слушателей, важно знание видов души. Во-вторых, важ ивим также знание свойств каждого из видов речей, как они влияют на того или иного слушателя. В-третьих,. Платон пишет и об уместности, что касается как момента выступления перед аудиторией (оратор п овинен знать, когда следует выступать, а когда следует воздержаться), так и средств повышения влиятельности своего выступления (когда следует применить краткость, жалость, вспыльчивость и т.д.). О членения речи, то здесь выделяются следующие части: вступление, рассказ с встроенными в ней свидетельствам, доказательства, правдоподобные выводыодібні висновки.

Однако главное, чем должен обладать ритор, - это знание. Искусство познания состоит, по мнению. Платона, из двух частей: умение свести к одной общей идеи все разрозненные понятия и умение разделить и все на виды. Такое искусство в диалоге"Федр"называется еще диалектико діалектикою.

Таким образом, важнейшей мыслью. Платона, которая произвела большое значение для дальнейшего становления риторики как теоретической и практической дисциплины, было то, что задача оратора заключается не только в пе ереконанни, т.е. одностороннем воздействия на аудиторию, но и в поиске истины. Кроме того, выдающийся древнегреческий философ отверг достаточно продуктивное для практики ораторского искусства положение софист ей о том, что каждый человек может иметь свои убежденияя.

11. Риторическое учение Аристотеля. Классификация речей. Разделы риторики и их характеристика. «Риторика» Аристотеля, состоящая из трех книг, посвящена по общепринятой традиции искусству красноречия. Правда, этот большой трактат имеет особую логическую направленность, что вполне естественно для теории красноречия как искусства убеждения.

Этот трактат, возможно, гораздо больше, чем широко известная «Поэтика» Аристотеля, оперирует именно категориями эстетическими, а не узкологическими. «Риторика» по самой сути своей есть замечательный образец аристотелевской эстетики, неразрывно связанной с силлогистикой, то есть системой доказательств, которую необходимо понимать широко, включая сюда выводы не только относительно полной достоверности фактов, но и относительно кажущегося, возможного и вероятного бытия, без чего немыслимо ни одно подлинное произведение искусства.

Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, то есть то, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Таким образом, аристотелевская риторика не довольствуется достоверным знанием, так как человеческая жизнь и человеческое общение не ограничиваются только точно проверенными силлогизмами, а, наоборот, полны неожиданных суждений и мыслей, придающих речи особую убедительность и даже воздействие на других людей и на целое общество. В риторике Аристотеля, таким образом, объединяются процессы логические и нелогические, рациональные и иррациональные, как это и необходимо для передачи всего многообразия жизненной и творческой практики человека.

Аристотель

Великий греческий философ Аристотель, автор трактата «Риторика». Скульптура работы Лисиппа

Риторика как искусство убеждения базируется у Аристотеля на диалектике, понимаемой им в данном случае специфически, а именно как логическое учение о вероятных умозаключениях, о том, что не обязательно существует на самом деле и не всегда соответствует нормам человеческого разума, а устремлено на нечто кажущееся, правдоподобное, возможное, условное, но отнюдь не осуществленное и абсолютно завершенное. Аристотель, исследуя область риторики, погружается в область чистой возможности, то есть той, которая специфична для всякого художника и всякого человека, переживающего художественное произведение. Таким образом, риторика, по убеждению Аристотеля, – это то же искусство, то же творчество, воздействующее на действительность во всем ее становлении и во всех ее возможностях. Аристотель не ограничивает риторику только учением об ораторском искусстве или о красноречии вообще. Задача риторики – искусство убедительно говорить на основе методов внелогических доказательств, а потому риторика больше всего применима к художественной области и творчеству, имеющему мало общего с формальной техникой оратора, то есть техникой красноречия.

«Риторика» Аристотеля о понятии прекрасного

Одна из главных проблем риторической эстетики Аристотеля – это проблема прекрасного. Прежде всего в «Риторике» (гл. I, 9) Аристотеля важно не прекрасное само по себе, но его желательность, его вероятность, его становление. Риторика, целью которой является логика убеждения, должна убедить кого-то в красоте того или иного человека или предмета, причем совершенно не обязательно, чтобы красота была реально присуща человеку и предмету. Аристотель прекрасно понимает, что если предмет желателен, то это еще не значит, что он красив. Иногда бывает достаточно доказать желательность данного предмета, и собеседник уже из-за одного этого станет понимать предмет как прекрасный. Кроме того, для убеждения слушателя важно доказать, что данный предмет вполне достоин похвалы, хотя не все похвальное обязательно прекрасно. С логической точки зрения желательность и похвальность не являются главными признаками прекрасного, так как они не всегда прекрасны. Однако с точки зрения риторической эстетики, вполне достаточно сказать, что прекрасное желательно само по себе и похвально. Прекрасное точно так же можно назвать и благим.Отсюда первый вывод из риторики, понимаемой художественно-эстетически: прекрасное желательно ради себя самого, прекрасное похвально и прекрасное есть благо («Риторика», гл. I, 9). Но если прекрасное есть благо, то его можно назвать и добродетелью, которая, по Аристотелю, есть не что иное, как возможность приобретать и сохранять благо, а также возможность наделять этим благом других. Однако добродетель представляется Аристотелем дифференцированно, и, значит, все виды добродетели (справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость) прекрасны так же, как их последствия (награды за прекрасные поступки). С точки зрения позиции, занятой Аристотелем в «Риторике», прекрасно и все то, что делается человеком не для себя самого, но для других, то есть для добра как такового, для бескорыстного добра. Так, прекрасны все добрые дела, которые совершаются, например, для защиты отечества, и вообще все то, в чем заинтересован не сам делающий, но те, для кого он делает что-нибудь доброе. В этом смысле прекрасное всегда противоположно постыдному, оно всегда бесстрашное, справедливое. Все эти особенности прекрасного характеризуют его как нечто самодовлеющее, как нечто не нуждающееся ни в чем другом. Но, разумеется, это все не то абсолютно прекрасное, которое Аристотель формулировал в своей теоретической философии. Это – такое прекрасное, которое только кажется прекрасным, которое необходимо в речах и разговорах и для того, чтобы убеждать своих собеседников и слушателей в красоте разных предметов, которые с точки зрения строго логической и теоретико-эстетической вовсе не являются прекрасными. Значит, соответственно и надо убеждать таких людей и не распространяться о таком прекрасном, которое выводится в теоретической философии и которое прекрасно уже в абсолютном смысле этого слова.Так, прекрасное в одном месте может и не трактоваться как прекрасное в другом месте; и, стараясь убедить людей в том, что данный предмет прекрасен, надо учитывать то место, где мы пользуемся этим доказательством, а также сословие и положение людей, которые выслушивают наши доказательства.

Аристотель о риторическом стиле

Другая основная проблема риторической эстетики, кроме проблемы прекрасного, – это проблема стиля. Здесь очень важно подчеркнуть весьма здравое и очень трезвое отношение Аристотеля к проблеме стиля. Это отношение вполне серьезное, и анализу стиля посвящена вся третья книга «Риторики». Дух научной объективности пронизывает всю аристотелевскую теорию стиля, несмотря на чувствительность Аристотеля к стилю предшествующих ему писателей и на избирательное цитирование разных писателей в «Риторике».

Аристотель относит стилистические приемы к той же области речи, куда относится также учение о способах убеждения и о построении частей речи («Риторика», гл. III, 1). Этим, правда, еще не дается определение стиля, но уже и здесь становится ясным, что такое стиль для Аристотеля. Говоря нашим языком, стиль какого-нибудь произведения, по Аристотелю, есть не что иное, как его определенная структура, как способ и манера говорить, почему и термином «стиль» мы переводим аристотелевскую lexis (что буквально значит «говорение», «строй речи»). Аристотель недаром поместил свое учение о стиле именно в риторику. Ведь риторика, по мысли Аристотеля, вовсе не говорит относительно объективных предметов в их абсолютной данности, но говорит о них лишь постольку, поскольку они восприняты человеком, поскольку он их понимает, поскольку они его убеждают. Особой трезвостью отличаются суждения Аристотеля о поэтическом, прозаическом, трагическом и т. п. стилях. Он ровно ни в каком стиле не заинтересован как ученый и пытается анализировать их совершенно в одной плоскости, хотя мы и знаем многое об его чисто личных художественных вкусах и пристрастиях, никак не отраженных в его научной теории. Сам Аристотель, будучи представителем греческой классики и почти еще не выходя за ее пределы, мало отдавал себе отчет в том, что он представитель именно классики, классической эстетики. Однако он был представителем поздней классики и определенно чувствовал наступление эллинизма, поэтому он имел полную возможность формулировать общие особенности классической эстетики в целом, совсем не подозревая того, что все эти формулы стиля были уже формулами завершительными и максимально осознанными.

Прежде всего Аристотель требует от стиля принципиальной и глубочайшей ясности. Он еще не знает того, что ясность вообще является характерной чертой классики. Но мы-то теперь хорошо знаем, что классика не только в греческой, но и во всякой другой культуре всегда отличается ясным стилем в противоположность нагромождениям архаики и утонченной манерности декаданса. Аристотель много и прекрасно говорит о ясности стиля в трактате («Риторика» гл. III, 2).

Но ясность, отчетливость, определенность, по Аристотелю, не должны делать классический стиль сухим. В гл. III, 3 «Риторики» мы находим подробное рассуждение о том, что способствует холодности стиля, и о том, как нужно ее избегать.

Классический стиль предполагает соответствующее построение речи: оно должно быть ясное, простое, всем понятное, безыскусственное. В речи не должно быть ничего экстравагантного, варварского, бьющего в глаза своей оригинальностью или рассчитанного на сплошное удивление («Риторика», гл. III, 5).

Хороший стиль допускает длинноты, а также сжатость только в меру. Все слишком длинное и все слишком сжатое, по Аристотелю, не соответствует хорошему стилю («Риторика», гл. III, 6). А по-нашему, это вообще не соответствует классическому стилю.

Все предыдущие рассуждения Аристотеля о стиле могут навести читателя «Риторики» на мысль, что он проповедует слишком сухой, твердый, неповоротливый и холодный стиль. Несомненно, классический стиль всегда обладает определенной правильностью, мерностью и отсутствием всякого излишества. Это и заставило Аристотеля в предыдущих пунктах «Риторики» говорить именно о такой соразмерности и мерности того, что он называет стилем. Однако такое узкое понимание классического стиля совершенно не соответствует действительности, не соответствует оно также и взглядам Аристотеля. Классический стиль может быть не только строгим и размеренным. Он вполне может отличаться наличием чувства, соответствием действительности и разнообразием характеров, разнообразием речи. Аристотель указывает и такие черты стиля, которые отличаются мягкостью, изяществом. Но классический стиль всегда характеризуется моральной сдержанностью, благородством чувств и художественной простотой.

Создавая свою теорию стиля, Аристотель дает в «Риторике» теорию того, что мы теперь называем чисто классическим стилем. Этот стиль – ясный, исключающий холодность, нехаотический, в меру сжатый, в меру длительный, соответствующий действительности (характерам, возрасту, полу, национальности), в меру патетический, общедоступный.

Этот стиль присущ и поэзии, и ораторской речи, и вообще всем произведениям искусства.

Вполне понятно, почему Аристотель так занят теорией стиля в области риторических проблем.

Аристотель занимается в «Поэтике» и «Риторике» особого рода действительностью, которая не ограничена раз навсегда установленными фактами, а вечно колеблется между «да» и «нет». Он прекрасно прочувствовал природу художественного произведения с заложенными в нем бесконечными возможностями и своей особой логикой, основанной на поэтическом, риторическом и диалектическом видении бытия. Без понимания этой концепции Аристотеля нечего и думать хотя бы отчасти прикоснуться к риторике Аристотеля как к науке о художественно и эстетически понятном слове во всем многообразии его воздействия на жизнь.

15.Жизнь и политическая карьера Цезаря. Гай Юлий Цезарь – знаменитый древнеримский политический, государственный деятель, выдающийся полководец, писатель; его имя превратилось в титул римских императоров и стало основой для обозначения в разных языках сходного титула (кайзер, кесарь, царь). Родился он в 100 или в 102 г. до н. э., 13 июля (в других биографических источниках названа дата 12 июля), был продолжателем знатного патрицианского рода Юлиев. Его отец был претором, позднее - проконсулом Азии, мать относилась к Аврелиям, знатному плебейскому роду. Благодаря такому происхождению и связям своего семейства молодой Цезарь имел прекрасные предпосылки для дальнейшей блестящей политической карьеры. Его родная тетя была женой Мария, практически единоличного римского правителя. Юлий получил очень хорошее образование, был гармонично развит, чему способствовало физическое воспитание; все это также подготовило его будущие успехи.

В 84 г. до н. э. Цезарь становится жрецом Юпитера, однако установившаяся в 82 г. до н. э. диктатура Суллы значительно ухудшила его положение, он потерял должность. Кроме того, от него требовалось развестись с женой, на что бывший жрец ответил отказом. Из-за этого у него отобрали отцовское наследство, а у его супруги конфисковали имущество. Угрозы непосредственно жизни и здоровью со стороны Суллы не было, диктатор его помиловал, хотя относился настороженно. Тем не менее Юлий Цезарь во избежание возможных репрессий отбыл в малую Азию, где находился на военной службе.

В 78 г. до н. э., когда Сулла умер, Юлий Цезарь возвратился в Рим и активно включился в общественную жизнь. Он часто выступал в суде и, чтобы быть более искусным оратором, учился у знаменитого Ритора Молона на Родосе. Его карьера началась с назначения жрецом-понтификом и военным трибуном. На этом посту он активно выступал за то, чтобы сторонники Мария были восстановлены в правах. В 65 г. до н. э. Цезарь становится весьма популярной личностью - этому посодействовало избрание его эдилом. В рамках этой должности он устраивал хлебные раздачи; также в его ведении была организация празднеств, торжественных событий, городское благоустройство, гладиаторские бои. В 52 г. до н. э. Цезарь - претор, затем на протяжении двух лет он являлся наместником провинции Испания Дальняя. Нахождение на этой должности продемонстрировало, что Цезарь обладал выдающимися административными способностями, хорошо знал военное дело.

В 60 г. до н. э. Юлий Цезарь вступил в добровольный политический союз с М. Крассом и Г. Помпеем, которые являлись заметными фигурами на политическом небосклоне. Следствием создания этого т.н. первого триумвирата стало избрание Цезаря консулом. Произошло это в 59 г. до н. э. Вместе с Цезарем на эту же должность был назначен Бибул, однако он выполнял обязанности, скорее, формально. Цезарю-консулу удалось воплотить в жизнь целый ряд законов, направленных на укрепление государственной системы. Он раздал ветеранам земли, уменьшил на треть откупную сумму налогов и т.п., благодаря чему привлек на свою сторону огромное количество людей.

Когда срок консульства закончился, Гай Юлий Цезарь стал проконсулом Галлии. В его полномочия входила возможность, набрав войска, осуществлять военные действия. Цезарь не преминул воспользоваться правом и, продемонстрировав выдающиеся стратегические и дипломатические таланты, умение видеть ситуацию и пользоваться ею, провел успешное завоевание заальпийской Галлии (походы 58-51 гг. до н. э.). Цезарю удалось не только отразить нападения германцев - он сам (и это было в римской истории прецедентом) выступил с легионами за Рейн. Цезарь прославился как выдающийся полководец, который имел огромное влияние на подопечных, силой слова мог вдохновить воинов. Немаловажную роль играл и личный пример: Цезарь, выносливый и отважный, в любую погоду с непокрытой головой, неизменно возглавлял армию.

Когда в 53 г. до н. э. один из членов тайного союза, Красс, погиб, начался новый этап биографии Цезаря как политика: между ним и Помпеем разгорелась борьба за единоличное обладание властью. Цезарь прекрасно понимал, что и в Риме, и в находящихся за его пределами войсках он имеет огромный авторитет, и поэтому решился на боевые действия. В 49 г. до н. э., 12 января, вместе с солдатами 13-го легиона он предпринял вошедший в историю переход через реку Рубикон. Сражения длились не один год, Помпей был вынужден спасаться бегством в провинции, находившиеся в Азии, после чего в Египте был убит. По преданию, Цезарь оплакал гибель своего бывшего союзника и соперника, когда ему привезли его голову.

Возвратившись в Рим, Юлий Цезарь чувствовал себя победителем. Им устраиваются масштабные зрелища, воины получают из его рук награды, а народ - щедрые угощения. Его назначают на 10-летний срок диктатором, а через какое-то время награждают титулами «отца отечества», «императора». Цезарь, находясь в новом статусе, издает законы о городском управлении, о римском гражданстве, закон, направленный против роскоши и сокращающий в Риме раздачи хлеба. Им же проводится реформа календаря, названного отныне в его честь. При том, что в Риме сохранялась республиканская форма правления, власть Цезаря становится практически неограниченной, т.к. главные республиканские должности, например, консула и диктатора, достаются именно ему. По мере того как власть Цезаря росла и укреплялась, в обществе, особенно среди ярых сторонников республики, зрело возмущение. Группа противников, среди которых были Марк Юний Брут (о нем ходили слухи как о внебрачном сыне императора) и ближайший соратник Кассий, решила лишить его жизни. Осуществлено это намерение было 15 марта 44 г. до н. э. прямо на заседании сената. Набросившись на Юлия Цезаря с ки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: