Ситуационные задачи для итогового государственного экзамена по клинической психологии.




 

Ученику 8 класса Андрею А.очень нравилась его одноклассница Татьяна. Сегодня он решил пригласить ее на свидание. Перед тем как подойти к ней на перемене испытывал сильное, трудно сдерживаемое волнение, дышать стало труднее, то краснел, то бледнел. На лбу появилась испарина, отмечалось сильное сердцебиение. В этот момент к Татьяне подошел ее ученик параллельного класса, обнявшись, они вышли из школы. Настроение Андрея сильно испортилось, он был растерян, не знал, как ему поступить в этой ситуации. Настроение было отвратительным,, ничего не хотелось делать, пропал аппетит, в теле ощущался непонятный дискомфорт..

 

Вопрос: Как можно назвать изменение психосоматического состояния, произошедшее у Андрея?

 

Ответ: Психосоматическая реакция (влюбленного?) человека на субъективно значимую для него напряженную жизненную ситуацию.

 

 

Ребенок в возрасте 5лет,6 месяцев был госпитализирован в больницу в связи с впервые развившимся у него приступом бронхиальной астмы. После попадания в больницу мальчик выглядит напуганным, стал демонстрировать потерю уже ранее приобретенных им навыков (самостоятельное питание и одевание, засыпание, навыки общения с взрослыми) и настаивал на том, чтобы маме разрешили постоянно находиться у него в палате. На вопросы палатной медсестры отвечает кратко или не отвечает совсем. Она вынуждена кормить, ежедневно одевать ребенка после сна и раздевать перед сном.

 

Вопрос: определите, имеется ли у ребенка нарушение психосоматического развития? При положительном ответе определите, какое психосоматическое нарушение (отклонение) отмечается у ребенка.

 

Ответ: у ребенка отмечается регресс психосоматического развития.

 

Больная 42 лет поступила в неврологическое отделение с жалобами на внезапную потерю чувствительности в нижних конечностях возникшую сразу после скандала с мужем. Считает себя тяжело больной и нуждающейся в постороннем уходе. В течение полугода муж настаивает на разводе и встречается с другой, более молодой женщиной. Находится в ясном сознании, объективное неврологическое исследование не выявило органических нарушений нервной системы. Назначенное лечение получает аккуратно, довольна, что муж два раза в день навещает ее и озабочен состоянием ее здоровья. После консультации заведующего неврологическим отделением принято решение о переводе больной в отделение неврозов.

 

Вопрос: Какое психосоматическое расстройство возникло у больной? Объясните механизм возникновения имеющихся у женщины нарушений? Какой вид лечения может помочь больной?

 

Ответ: конверсионное расстройство. Механизм развития заболевания объясняет конверсионная модель психосоматических расстройств. Метод лечения – психоанализ, направленный на осознание конфликта и вытесненных в бессознательное переживаний.

 

 

Ребенок 7 лет почувствовал общее недомогание, насморк, кашель. Два дня назад в классе появились больные с острой вирусной инфекцией. Вечером у ребенка температура поднялась до 39 градусов. Мама больного сообщила, что ребенок долго не засыпал, стал раздражительным, тревожным и подавленным. На пике температуры появился страх, стал видеть в углу комнаты каких животных и пытался убежать от них. После приема лекарств, снижающих температуру страх, тревога и видения исчезли.

 

Вопрос: Определите, исходя из теоретических основ психосоматической медицины, какое расстройство (состояние) описано в данной задаче?

 

Ответ к задаче: у ребенка отмечается соматопсихическое расстройство. Соматическое состояние пациента явилось причиной возникновения психических нарушений.

 

 

Больной поступил с жалобами на боли в области желудка, усиливающиеся после приема пищи. Около15 лет страдает язвенной болезнью желудка., с периодическими осенними обострениями. Работает спасателем в МЧС, работу считает нервной, связанной с частыми незапланированными командировками. Несмотря на это, пытается дослужиться до пенсии.

Настроение тревожное, подавленное, чувство тоски. Беспокоится по поводу возможных осложнений заболевания (кровотечение) и вреда для здоровья от назначенного врачом медикаментозного лечения. Пытается сам читать медицинскую литературу о язвенной болезни, использовать опыт народной медицины, обращался за лечением к лекарям, без медицинского образования. Сопоставляет рекомендации разных специалистов, перепроверяет их, пытается сам анализировать результаты обследований. На беседе обнаружил, что испытывает недостаток слов для выражения переживаний, чувств, эмоций. Никогда не любил фантазировать. Импульсивен, бедные межличностные связи, эмоционально невыразителен.

 

Вопрос: Попробуйте определить, используя всю изложенную информацию, какие понятия, категории психосоматической медицины и симптомы психосоматических расстройств, приведены в описании?

 

Ответ к задаче № 5: Язвенная болезнь желудка относится к психосоматическим заболеваниям. Течение заболевания связано со стрессовыми ситуациями в жизни больного. Тревожный тип отношения к болезни. Признаки алекситемии.

 

Девочка 8 лет стала отказываться от приема практически любой пищи, вскоре у нее появились клинические симптомы истощения. Каждый прием пищи становился поводом для бурных сцен, завершавшимися проглатыванием нескольких кусочков пищи. Общеукрепляющее лечение у педиатра не дало никакого результата. До возникновения данного состояния пациентка обычно принимала пищу вместе с мамой и двухлетней младшей сестрой, которую кормила мамы под пристальным наблюдением матери. У пациентки регулярно появлялось желание переключить во время процесса еды внимание матери и няни с кормления младшей сестры на себя. Девочка понимала, что тем самым пытается отнять любовь матери и няни к младшей сестре, и хотела сама получать их любовь. Это вызывало у нее чувство вины. Кроме того, она испытывала сильную злость на родителей за то, что они очень много внимания уделяют ее сестре и совершенно недостаточно самой пациентке. По рекомендации психиатра родители стали обедать вместе со старшей дочерью (пациенткой) в ресторане, подчеркивая при этом что посещение ресторана доступно только старшим детям. Отказы от приема пищи прекратились после этого практически сразу.

 

Вопрос: Какое психосоматическое нарушение отмечалось у пациентки и какие психологические факторы играли роль в его развитии?

 

Ответ: Нервная анорексия. Фактор 1- желание завладеть вниманием матери и няни отвлечь их от младшей сестры. Фактор 2- реакция вины. Фактор 3.-злость на родителей, месть им за чрезмерное внимание младшей сестре и недостаточное внимание к себе.

 

Больной А., 36 лет, в течение 3, 5 лет злоупотребляет алкоголем. В момент осмотра наркологом испытывает сильное желание выпить. Во время беседы сообщил, что стал терять способность контролировать начала употребления и его окончание, дозу выпиваемого алкоголя. Безуспешно пытается сократить прием алкоголя. Количество выпиваемого за суки алкоголя постоянно увеличивается со 100г вина 4 года назад до 500 мл водки в настоящее время. Не похмеляется,осознает вред наносимый уму употреблением алкоголя, но остановиться самостоятельно не может и больным алкоголизмом себя не считает.

Вопрос: Определите, имеется ли у больного синдром зависимости от алкоголя (если это так, то какая стадия зависимости от алкоголя?) или речь идет о бытовом пьянстве?

 

Ответ: Начальная (первая) стадия зависимости от алкоголя. Об этом свидетельствуют 4 признаки синдрома зависимости от алкоголя: сильное желание продолжать прием алкоголя, сниженная способность контролировать прием алкоголя, повышение толерантности к эффектам алкоголя, продолжающееся употребление алкоголя при понимании получаемого от этого вреда.

 

Больной В., поступил в наркологическое отделение для лечения зависимости от героина под влиянием настойчивым просьб жены и отца. На лечение согласился в связи с тем, что физическое здоровье ухудшается за последние 2 года., особенно беспокоят боли в области печении желудка.

Больным себя не считает, на вопросы отвечает формально. Во время пребывания в отделении мало

интересуется лечением, немногословен и малообщителен, просит выписать его как можно скорее.

Вопрос: Какие признаки подтверждают наличие у больного мотивации на лечение зависимости от героина.

Ответ: Больной поступил на лечение под влиянием внешней мотивации на лечение (давление жены и отца) и частично, в связи с ухудшимся физическим состоянием, которое можно улучшить в наркологическом стационаре во время детоксикации., пассивен в лечении, больным себя не считает.Внутренней мотивации на лечение не имеет

 

Больная 22 года, физик, астеничная боявшаяся вида крови сенситивная. При сильном эмоциональном напряжении, вызванном различными обстоятельствами наступала рвота. Больная окончила университет с отличием. На протяжении 5 лет учебы перед каждым экзаменом сильно волновалась, наступала рвота. Больная стеснялась этого, скрывала заболевание от сокурсников преподавателей. Рвота однажды наступила в связи с аффектом радости, когда она читала письмо от своего жениха, которого ждала. Несколько раз возникала рвота при сильном волнении.

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Сензитивный астеник, неврастения, перфекционизм, интровертированность.

 

 

Больная 24 года обратилась с жалобами на сердцебиение, ощущение перебоев, постоянные колющие боли в области сердца, общую слабость, раздражительность, эмоциональную лабильность, временами чувство тревоги, подавленное настроение. Заболевание возникло после длительной психической травматизации. Последний год тяжело болела мать, она за ней ухаживала, волновалась, уставала. В это же время ухудшились отношения с мужем, они развелись.

По характеру общительная, эмоционально-лабильная. АД – немного повышено. ЭКГ – норма, x-Ray – норма, анализ крови – норма.

Неврологический статус – легкий тремор пальцев рук, гипергидроз.

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Неврастения с преимущественным нарушением сердечной деятельности. Нарушения сосудистого тонуса возникает как сопутствующее проявление общих расстройств нервной деятельности.

 

Молодая женщина 35 лет перенесла грипп. Ее проконсультировал известный врач, к которому она до того неоднократно обращалась на протяжении последних 2-х лет. Консультации проводились по поводу иногда возникавшей декомпенсации порока сердца. Профессор не нашел у нее никаких признаков сердечной недостаточности и рекомендовал ей встать с постели и ходить. Уходя, он, шутя, сказал несколько назойливой боязливой и мнительной пациентке "«нам нечего бояться по поводу вашего сердца, раньше меня вы все равно не умрете или если умрем, так вместе". На следующий день он внезапно скончался. Больная пришла в ужас. Говорила, что она теперь тоже умрет. Пульс стал 120 ударов в мин., несмотря на принятые меры через 2 дня после этого наступила смерть при явлениях отека легких.

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Неврастения. В основе смерти, наступающей под влиянием шоковой психической травмы (сильного страха). (По всей вероятности причина – внезапное поступление в кровяное русло большого количества катехоламинов, вызывающее остановку сердца). Ятрогения.

«Когда я сижу спокойно или пытаюсь читать - рассказывает больная – помимо мой воли мне лезут в голову мысли о том как будет лететь женщина, если она выпрыгнет из окна верхнего этажа. Я вынуждена представлять себе как колоколом раздувается платье и видны панталоны, как она держит руки во время полета, поворачивается в воздухе… Я хотела бы об этом не думать, Я понимаю абсурдность размышлений на эту тему. Я хочу избавиться от этих мыслей, но помимо воли они лезут ко мне в голову»

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Невроз навязчивых состояний (представлений)

 

 

Больной боится прикосновений к нему посторонних лиц и попадания грязи на свою одежду. Неделями он не выходит из дома, охваченный страхом, что к нему кто-нибудь случайно прикоснется. В течение 5 мес. Лежал в больнице, никого не подпуская к себе, часами стряхивая мнимую пыль со своей одежды и постели. Временами его охватывал ужас даже при одной мысли что к нему может кто-нибудь прикоснуться. Из-за страха заражения и сложных процедур умывания, стряхивания одежды, защиты от прикосновения его жизнь и жизнь его близких превратилась в пытку.

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Невроз навязчивых состояний (действий) у психастенического психопата

Больная 24 лет, техник, обладает художественным дарованием. По характеру упрямая эксцентричная, склонная к грезам, фантазиям и театральности, легко утомляемая, повышенно эмотивная. Обратилась с жалобами на судорожные припадки, выражающиеся в появлении чувства комка в горле, судорогах, сопровождающихся рыданиями стонами и экпрессивными движениями в течение 15 мин. Происходящее во время припадка помнит смутно. Прикусы языка и непроизвольное мочеиспускание отсутствуют. Наступают припадки только при волнении в присутствии мужа, во время семейных сцен.

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Истерический невроз. Припадки типа «двигательной бури»

Молодая женщина по характеру деятельная властная энергичная, уступила настойчивым просьбам мужа и переехала с тремя детьми в дом его родственников. Ее хорошо встретили и хорошо к ней относились, но она чувствовала на положении «бедной родственницы». По ночам плакала и мечтала вернуться в деревню, дом своей матери. Вскоре она заболела тяжелым инфекционным заболеванием и поступила в клинику. Когда температура снизилась и соматическое состояние улучшилось, обнаружилось, что когда больная пытается встать, ноги ее подкашиваются и она падает, а в постели может свободно двигать ногами. Вместе с тем отмечались повышенная утомляемость, особенно при чтении и эмоциональная лабильность, отсутствовавшие до болезни.

Вопрос: Тип расстройства, черты личности.

Ответ: Истерическая астазия-абазия

Во время исследования мышления с помощью методики «классификация предметов» больной Н. легко усваивает инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, начинает раскладывать карточки по обобщенному признаку. Спустя некоторое время, образуя группы растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести мухомор: "Он же вредный, отнесу-ка в сторону". Точно так же он не знает, куда отнести жука: "Положу его к книге и тетради, его же изучают в школе". После того как экспериментатор попросил больного работать внимательнее, он несколько растерянно сказал: "Подождите. Да, у меня есть здесь посуда, растительный мир... Конечно, к нему принадлежит и гриб, безотносительно к тому, вреден он или нет; а жука положу к животному миру". В итоге у больного получаются следующие группы: люди, животные, растения, посуда, мебель, школьные принадлежности, предметы домашнего обихода. После просьбы экспериментатора объединить некоторые группы больной испытывает явные затруднения: "Людей с животными, да? Растения... Ну, а дальше как? Ведь остальное не объединишь: как же соединить домашнюю утварь с канцелярскими предметами?" Видно, что больной заметно устал, наступает легкий тремор рук, потливость. Экспериментатор начинает беседу на тему, не относящуюся к эксперименту. Спустя 5 мин, больной по просьбе экспериментатора возвращается к работе и тут же самостоятельно правильно и обобщенно ее выполняет.

 

Вопросы:

1. Какие особенности мышления наблюдаются?

2. С чем связаны наблюдаемые особенности мышления?

3. Для какого уровня мыслительной деятельности характерны подобные особенности?

4. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

 

Ответы:

1. Наблюдается чередование правильно обобщенных и конкретно-ситуационных ответов.

2. Лабильность мышления.

3. Для динамического уровня.

4. Больные с диффузными поражениями головного мозга, больные с сосудистыми поражениями головного мозга.

 

При исследовании мышления методикой "классификация предметов" больной К. не сразу понимает инструкцию ("Они же все разные"), пытается сосчитать карточки. После дополнительного объяснения экспериментатора в одну группу кладет изображения телеги и лошади, в другую — врача и термометр, говоря: "Пускай он измерит температуру". В третью группу относит шкаф, кастрюлю, свеклу: "Это все можно варить в кастрюле и поставить в шкаф". Цветок он объединяет с жуком и птичкой, поясняя: "Надо жука посадить на цветок. Птицы кушают жуков, но этот слишком большой... Я видел, как птицы кормят своих птенцов". Платье он объединяет с уборщицей: "Она его будет носить". Лису, медведя и дерево объединяет в одну группу: "Эти живут в лесу". Экспериментатор пытается помочь больному установить более общие связи между предметами, но безуспешно. Так, предложение объединить в одну группу кошку и собаку больной отвергает: "Они не живут мирно". Точно так же больной не соглашается объединить в одну группу рыбу, лисицу, волка и козу: "Нет, так нехорошо. Рыба плавает, лиса и волк живут в лесу, а коза бегает по двору. Их нельзя объединить".

Вопросы:

1. Какие особенности мышления наблюдаются?

2. С чем связаны наблюдаемые особенности мышления?

3. Для какого уровня мыслительной деятельности характерны подобные особенности?

4. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

 

Ответы:

1. Наблюдается обобщение по конкретным и ситуационным обобщениям.

2. Снижение уровня обобщения.

3. Для операционального уровня.

4. При умственной отсталости, больных с грубыми органическими поражениями мозга, при эпилепсии.

В опыте на классификацию предметов больной Р. объединяет карточки следующим образом:

  1. Лыжник и свинья; объясняет: "Это означает противоположность зимы и лета; зима — это мальчик на лыжах, а свинья — на зелени".
  2. Карандаш и козел — "Обе картинки нарисованы карандашом".
  3. Самолет и дерево — "Это небо и земля".
  4. Кошка, стол и слива — "Кошка на столе и слива тоже на столе".
  5. Тетрадь, диван, книга — "На диване можно заниматься".
  6. Часы, велосипед — "Часы измеряют время; когда едут на велосипеде — тоже измеряется пространство".
  7. Вилка, лопата, стол — "Это все твердые предметы, их нелегко сломать".
  8. Кастрюля, шкаф — "Здесь есть отверстия".

На вопрос экспериментатора: "А может, можно по-другому разложить?" больной отвечает утвердительно, разрушает прежние группы, складывает в одну группу куст, кастрюлю, козла, объясняя: "Все начинается на букву к".

Вопросы:

1. Какие особенности мышления наблюдаются?

2. С чем связаны наблюдаемые особенности мышления?

3. Для какого уровня мыслительной деятельности характерны подобные особенности?

4. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

 

Ответы:

1. Наблюдается обобщение по отдаленным латентным признакам, по конкретным признакам.

2. Искажение процесса обобщения.

3. Для операционного уровня.

4. При шизофрении.

 

Выполнение методики «Пиктограмма» вызывает у испытуемого К. значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания предъявляемых понятий ему трудно оторваться от их конкретного содержания. Например, подбирая рисунок для слова "развитие" он говорит: "Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?" Также он затрудняется придумать рисунок для запоминания слова "разлука". "По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?" Рисуя, испытуемый пытается почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, для запоминания выражение "веселый праздник" больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг. Спустя некоторое время испытуемый не может правильно воспроизвести значительную часть выражений-стимулов, описывая вместо них сделанные им рисунки.

Вопросы:

1. Какие расстройства можно предположить у этого испытуемого, в какой сфере?

2. С чем могут быть связаны подобные расстройства?

3. У каких больных могут быть подобные расстройства?

4. Как можно проверить имеющиеся предположения?

 

Ответы:

1. Нарушение опосредованного запоминания.

2. Снижение уровня обобщения, инертность психических процессов.

3. Больные эпилепсией.

4. Исследовать способность к переключению, исследовать непосредственное запоминание, исследовать мышление на особенности обобщения и др.

При исследовании уровня притязаний испытуемый В. проявил к нему живой интерес и сразу же выбрал задание высокого уровня сложности. Не справившись с ним, был слегка обескуражен, снова выбрал задание такой же сложности, опять не смог его выполнить и выбрал совсем легкое задание. Быстро решив легкую задачу, испытуемый снова выбрал самый сложный уровень, но, не справившись с ним, стал терять интерес к эксперименту. Под давлением экспериментатора продолжил работу и опять выбрал очень легкую задачу.

Исследования памяти и мышления испытуемого В. не выявило никаких нарушений в данной сфере.

 

Вопросы:

1. Какие расстройства можно предположить у этого испытуемого?

2. С чем могут быть связаны подобные расстройства?

3. Как можно проверить имеющиеся предположения?

 

Ответы:

1. Психопатия.

2. Нарушение целеполагания.

3. Клиническая беседа, опросники, выявляющие акцентуации характера, тест СМИЛ (MMPI) и др.

 

 

На протяжении нескольких месяцев у пациентки Л. наблюдалось сниженное, тоскливое настроение. Она могла расплакаться при виде грязной посуды, оставленной в мойке детьми, или накричать на них ни с того, ни с сего. Стала плохо спать, засыпала с трудом далеко за полночь и с трудом просыпалась утром на работу, не имея сил подняться. Весь день пациентка чувствовала вялость и разбитость, и только к вечеру самочувствие несколько улучшалось. Пациентка стала плохо справляться со своими служебными и домашними обязанностями. Помощь близких только усугубляла ее плохое самочувствие, ей начинало казаться, что она стала обузой для всех, что она не заслуживает хорошего отношения к себе доставляющей всем неприятности и лишние хлопоты, которых она совершенно не заслуживает.

 

Вопросы:

1. Какое расстройство можно предположить у пациентки?

2. Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче?

3. Что можно наблюдать при патопсихологическом исследовании.

 

Ответы:

1. Депрессия.

2. Тоскливое настроение с приступами раздражения; нарушение сна; плохое самочувствие с утра и улучшение к вечеру; снижение работоспособности, ощущение бесполезности и повышенное чувство вины.

3. Снижение концентрации внимания, снижение продуктивности непосредственного запоминания, замедление мышления, бедность ассоциаций, низкая самооценка.

 

 

Пациентку С. привел к психологу муж, так как устал от ее чрезмерной активности и странных поступков в последние 2 недели. Он отметил, что жена стала очень говорливой и суетливой. Начиная одно дело, тут же его бросала и принималась за другое, при этом была очень воодушевлена, что-то весело напевала, при малейшем поводе начинала смеяться. Глядя телевизор, она все время переключала телеканалы, не смотря толком ни одной передачи и не давая посмотреть полноценно телевизор другим. На критику ее поведения со стороны окружающих реагировала или смехом или вспышками гнева. Пациентка стала мало спать и разбудить, например, всю семью в 5 утра, затеяв неожиданно уборку с перестановкой мебели. Потратила значительную сумму денег, записавшись сразу не несколько курсов: по изучению иностранных языков, овладению компьютерной грамотностью и курсы парикмахеров. При этом пациентка объяснила мужу, что собирается открыть свой собственный салон красоты, а в дальнейшем и целую сеть салонов,, хотя неплохо и до этого зарабатывала.

Вопросы:

1. Какое расстройство можно предположить у пациентки?

2. Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче?

3. Что можно наблюдать при патопсихологическом исследовании.

 

Ответы:

1. Мания.

2. Повышенное настроение; гневливость; повышенная разговорчивость; уменьшение потребности во сне; повышение энергетического потенциала, грандиозные планы.

3. Повышенная отвлекаемость и в силу этого снижение концентрации внимания в связи с этим снижение продуктивности мышления, легкость и живость возникновения ассоциаций – ускорение мышления, высокая самооценка.

 

Во время патопсихологического исследования у пациента Д. наблюдается некоторое снижение продуктивности непосредственного запоминания (на кривой запоминания наблюдается сначала подъем, а потом снижение и плато). Опосредованное запоминание по методике «Пиктограмма» не нарушено, хотя пациент испытывает трудности при подборе опосредующих стимулов, ассоциативный ряд беден, пациент работает медленно, хотя в итоге подбирает адекватные обобщающие образы. Исследование мышления не выявило нарушений на операциональном уровне.

 

Вопросы:

1. Какое расстройство можно предположить у пациента?

2. Как можно проверить предположения.

 

Ответы:

1. Депрессия или астеническое состояние.

2. Провести клиническую беседу, исследовать особенности самооценки, опросники, содержащие шкалы депрессии.

 

 

Пациент страдает от конфликтов в сфере взаимоотношений. Он боится близости из-за того, что убежден, что в нем самом скрыто что-то постыдное, противное и непростительное.

 

Вопрос: Стратегия и тактика псхотерапии. Использование каких базовых теорий необходимо для психотерапевтической помощи?

 

Ответ: В такой ситуации процесс раскрытия себя полностью другому человеку (психотерапевту) и понимание того, что он понимает тебя может стать основным механизмом психотерапевтической помощи. Необходим процесс осознания причин такого негативного самовосприятия. Используемые базовые теории: Психодинамическая и гуманистическая (клиент-центрированная, гештальт-терапия).

 

Пациент избегает близких отношений с другими людьми из-за страха быть использованным, боязни вторжения в свой внутренний мир и того, что может быть брошен.

 

Вопрос: Стратегия и тактика психотерапии. Использование каких базовых теорий необходимо для психотерапевтической помощи?

 

Ответ: Близкие и заботливые отношения с психотерапевтом, которые не заканчиваются предвиденной катастрофой, становятся положительным эмоциональным опытом. Нет ничего более существенного, чем тщательно взращивание отношений с пациентом. Используемые базовые теории: Психодинамическая и гуманистическая (клиент-центрированная, гештальт-терапия).

 

Пациент выглядит сдержанным. Стремится противоречить психотерапевту. Невнимателен к замечаниям.

 

Вопрос: Рассуждения психотерапевта. Стратегия и тактика психотерапии. Использование каких базовых теорий необходимо для психотерапевтической помощи?

 

Ответ: Сопротивление. Необходим изучить природу сопротивления (О.Кернберг). Причину его возникновения. Использовать простые вопросы: «Как мы сегодня?», «Как Вы оцениваете дистанцию между нами сегодня?»

Используемые базовые теории: Психодинамическая и гуманистическая (клиент-центрированная, гештальт-терапия).

 

 

Психотерапевт говорит пациенту следующее:

«Представьте себе – через полчаса Вы едите домой, размышляя об этом сеансе. Какие ощущения останутся у Вас после нашей беседы? Какие мысли Вы не высказали сегодня, или какие вопросы о наших отношениях Вы не задали?»

 

Вопрос: В чем заключается стратегия и тактика психотерапевта. Какие базовые теории он использует.

 

Ответ: психотерапевт стремится преодолеть сопротивление пациента, использует приемы раскрывающей психотерапии. Используемые базовые теории: Психодинамическая и гуманистическая (клиент-центрированная, гештальт-терапия).

 

Пациентка чрезмерно почтительна, даже подобострастна. Порою категорична в суждениях и слишком резка.

 

Вопрос: Рассуждения психотерапевта. Стратегия и тактика психотерапии. Использование каких базовых теорий необходимо для психотерапевтической помощи?

 

Ответ: психотерапевт стремится преодолеть сопротивление пациента, использует приемы раскрывающей психотерапии. Используемые базовые теории: Психодинамическая и гуманистическая (клиент-центрированная, гештальт-терапия).

 

 

Майкл все еще изводился повторяющимися образами и страстным желанием к своей последней любовнице.

Психотерапевт: «Вы знаете, Майкл, вид испытываемой вами страсти не улетучивается в мгновение ока. Конечно же, вы и дальше будете чувствовать сильное желание. Это неминуемо. Это – часть вашей человечности».

«Часть моей слабости, Вы хотите сказать? Я хотел бы стать стальным человеком и навсегда забыть ее». - ответил Майкл.

«У нас есть название для подобных стальных людей: роботы. И, слава Богу, вы – не робот. Чувствительность и творчество натуры – ваши богатейшие активы. Но эти же черты имеют и обратную сторону. Давайте подумаем об обеих сторонах».

 

Вопрос: Расскажите о стратегиях психотерапии, используемых в этом примере.

 

Ответ: поддерживающая и раскрывающая психотерапия.

 

Пациентка спрашивает у психотерапевта-мужчины: «Нравлюсь ли я мужчинам? Если бы вы не были моим психотерапевтом, могли бы вы сблизиться со мной?»

 

Вопрос:Стратегия и тактика психотерапевта.

 

Ответ: стратегия – разумное самораскрытие и поддержка. Тактика: «Если бы все было иначе, мы встретились в другом мире, я был бы холост и не был бы вашим психотерапевтом, - я нашел бы вас очень привлекательной и уверен, что попытался бы узнать вас лучше».

 

Пациент с трудом рассказывает о себе. Он не хочет вспоминать свое прошлое и тем более детство.

 

Вопрос: Что происходит? Какую стратегию необходимо избрать психотерапевту и почему. Какую\какие психотерапевтическую теорию использовать?

 

Ответ: сопротивление. Стратегия «здесь и сейчас». Гуманистическая теория (гештальт-терапии). Психодинамическая теория.

«Здесь и сейчас» относится к непосредственным событиям терапевтического сеанса, к тому, что происходит здесь (в этом кабинете, в этих отношениях, в пространстве между мной и вами) и сейчас, в этот непосредственный момент. По существу, это исторический подход, который помогает уделять меньше внимания историческому прошлому пациента или событиям его или ее внешней жизни, не опровергая их важности.

 

К консультанту обратился клиент, у которого не складываются взаимоотношения с сотрудниками в рабочем коллективе. Клиент хочет сменить работу, несмотря на то, что во всех других отношениях она его полностью устраивает.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

К консультанту обратился клиент, который жалуется на чувство тревоги, одиночества, ощущение бессмысленности существования.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

К консультанту обратился студент вуза с жалобами на подавленное настроение, неуравновешенное поведение, эмоциональную нестабильность. Известно, что в школе клиент учился на отлично, а в вузе его успеваемость резко снизилась.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

 

К консультанту обратилась женщина с жалобами на то, у нее участились конфликты с сыном. Сын часто не приходит домой ночевать, избегает общения с ней. Женщина сообщает, что всегда хотела воспитать в сыне настоящего мужчину, и вся ее жизнь была посвящена устройству его судьбы и личной жизни.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

 

На консультацию матерью приведена молодая женщина. Она жалуется на тоску, чувство пустоты и не желание жить. Из анамнеза известно, что около года тому назад у нее в автомобильной катастрофе погиб муж.

 

Вопрос: Как можно работать с такой клиенткой?

Какие правила и принципы должны быть обязательно применены?

Действия консультанта.

 

На прием к психологу пришла женщина с жалобами на расстройства сексуального влечения. В процессе беседы выяснилось, что в свои 30 лет клиентка еще не была замужем, хотя имеет широкий круг знакомых. На работе ее характеризуют как серьезного и ответственного работника, однако сама она призналась, что порой употребляет крепкие спиртные напитки в больших дозах и в состоянии опьянения имеет случайные сексуальные связи. Также выяснилось, что в ранней юности клиентка пережила сексуальное насилие.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

 

На прием к психологу пришел молодой человек с просьбой посоветовать ему, как изменить свое поведение. В процессе беседы выяснилось, что он недавно стал отцом, много работает, чтобы обеспечить семью, мало проводит времени с ребенком. «Я ужасный отец», говорит он.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

На приеме у консультанта студент. Он жалуется на непреодолимый страх экзаменов. За несколько дней до экзамена он перестает быть способным усваивать учебный материал. На экзамене – не в состоянии сказать что-либо внятное.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

Мужчина, пришедший к консультанту переживает уход на пенсию. Жизнь ему теперь представляется бессмысленной. «Работа была смыслом всей моей жизни, теперь я чувствую пустоту и апатию», говорит он.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

На приеме у консультанта мать с сыном 12 лет. Она жалуется на то, что у мальчика снизилась успеваемость в школе, он стал дерзить родителям, поздно возвращается домой. Мать беспокоится, как бы он не связался с дурной компанией. При беседе выяснилось, что мать с отцом часто ссорятся и подумывают о разводе.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

На приеме у консультанта мужчина средних лет. Он жалуется на то, что в последнее время испытывает большое напряжение при общении с членами своей семьи. При этом, по словам клиента, ситуация в семье не менялась. Она была такой же как всегда..

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

Отец пришел на консультацию с сыном 15 лет. Мальчик замкнут, не разговорчив. Очень переживает, что у него на лице выражена угревая сыпь. Ему кажется, что все над ним смеются.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

На приеме у консультанта женщина 42 лет. Недавно из семьи ушел муж. Она чувствует полное бессилие. Нигде не работает. Не знает, на какие средства жить и содержать дочь. Дочь учится в платном вузе. После ухода отца не встает с постели, только ест, спит и иногда смотрит телевизор.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

 

На приеме у консультанта молодая женщина. Она нигде не работает. Ее обеспечивает муж. В семье нет детей. Она испытывает чувство постоянной усталости и сонливости. По словам женщины отн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: