Предпразднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Предпразднство длится от одного до 5 дней.




Попразднство — это богослужебный период продолжения воспоминания праздника после дня самого праздника. Последний день попразднства называется отданием праздника.

Количество дней попразднства двунадесятых праздников вместе с днем отдания — от одного до восьми дней. Попразднство Пасхи — 38 дней.

 

Основные особенности богослужений Страстной седмицы и праздника Пасхи.

Великий Четверг (воспоминание Тайной Вечери) - утром Литургия.

В Великий Четверг вечером - вечерняя служба с чтением Страстных Евангелий.

В Великую Пятницу утром - Царские Часы.

В Великую Пятницу днем - на службе происходит вынос плащаницы (плащаница торжественно выносится во время богослужения из алтаря и полагается на центре храма).

В пятницу вечером - чин погребения (во время службы священство берет плащаницу с центра храма, выходит из храма и обходит вокруг него при пении трисвятого и погребальном звоне колоколов, плащаница заносится обратно в храм и полагается на середине).

В Великую Субботу утром — Литургия.

В ночь с субботы на воскресенье, незадолго до полуночи, перед плащаницей совершается полунощница. Плащаница уносится в алтарь. В полночь священство торжественно выходит из Царских дверей с песнопением, выходит из храма, обходит храм вокруг и перед храмом начинается Пасхальная утреня, через короткое время священство заходит в храм и утреня продолжается уже в храме. После утрени поются Пасхальные Часы и совершается Пасхальная Литургия. Утром в воскресенье может совершаться еще Литургия.

Особенности украшений праздников цветами. Праздник Успения Пресвятой Богородицы, чин погребения. Вынос Креста.

При совпадении двух значимых праздников (в т. ч. Воскресение и попразднества) по центру храма могут быть размещены две иконы (на двух аналоях, или на одном двойном).

 

На воскресной службе икона Воскресения Христова в середине службы заменяется на некоторое время богослужебным Евангелием.

 

По традиции, при Венчании по центру на аналой кладется Евангелие, но встречается, что по центру оставляют аналой с иконой, тогда Евангелие кладется на другой аналой/тумбочку.

 

При украшении купели на Крестинах, существует опасность поцарапать купель проволокой, если на ней крепить цветы.

Накануне праздника Успения служится всенощное бдение, в середине которого, по обычаю, плащаница выносится из алтаря и полагается на середине храма. В самый день праздника, вечером, или вечером следующего дня (в разных храмах по разному, и в зависимости не вечер ли это субботы), совершается чин погребения, схожий с тем, который совершается в Великую Пятницу вечером.

Вынос Креста совершается: на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа), на двунадесятый праздник Крестовоздвижения, Великим Постом на Крестопоклонную Неделю (третье воскресенье Поста). На вечерней службе накануне праздника, в конце Великого Славословия, при пении Трисвятого, Крест (обычно украшенный цветами)выносится из алтаря (священник несет Крест на своей голове, придерживая руками), торжественно проносится по всему периметру храма (внутри храма) и полагается на середине храма для поклонения верующих. После Недели (т. е. воскресный день) Крестопоклонной и после праздника Крестовоздвижения Крест находится на аналое в храме в течении недели, праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня попразднества не имеет, и потому Крест находится на аналое 1 день.

На праздник Крестовоздвижения в кафедральных соборах и в некоторых других храмах совершается дополнительно, после обхождения с Крестом по храму, чин Воздвижения Креста (для него может понадобится дополнительно украсить цветами широкий сосуд, в который будет стекать вода, возливаемая на Крест во время чина Воздвижения).

 

Цвет облачений.

Ниже даются цвета облачений, согласно московской практике (следует помнить, что в других епархиях может быть другая практика, кроме того, и в Москве на каких-то приходах возможны некоторые отличия).

 

Господские:

Пасха — красные (начало службы в белых, потом меняются на красные, местами существует практика менять на Пасхальной службе все цвета).

Вознесение - белые

Троица (и Вербное воскресение) - зеленые

Крестовоздвижение и Изнесение Честных Древ - бордовые или красные (Крестопоклонная - фиолетовые)

Рождество и Крещение - белые

Сретение - голубые (синие)

Воскресение - желтые

 

 

Богородичные - голубые (синие)

 

Преподобный - зеленые

Апостол, равноапостольный, святитель - золотые (желтые)

Мученик - красные

Благоверный князь - желтые (но если преподобный - могут быть зеленые, если мученик или страстотерпец - красный/бордовый)

Пророк - желтые (но усекновение главы Иоанна Предтечи - красный)

Праведный - желтый

Ангел, архангел — белые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: